Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
2. Определить тип личности старших подростков.

Работа содержит 1 файл

План.doc 2.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

     Материальные  ценности - орудия и средства труда,  вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами:

1. Физический статус;

2. Техническое устройство;

3. Праксеологические  функции; 

4. Социально-экономическая  форма. 

     Духовные  ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами:

  1. Информационное содержание и истинностная характеристика;
  2. Материальное воплощение;
  3. Аксиологическая функция;
  4. Социально-экономическая форма.

     На двойственный  характер ценностей указывает  и Ю.А. Шерковин.

     Чешский  исследователь Я. Гудачек, как  и большинство отечественных авторов,  указывает на два основных значения понятия "ценность":

1. Ценности в смысле  объективно существующих предметов,  событий, идей, свойств материальных  и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей;

2. Ценности в смысле  значимости (ценности, конкретной ценности  или системы ценностей) для индивида.

Значимость ценности для индивида можно понимать в  трех значениях:

  1. а) качества вещей, к которым направлены усилия человека, или которые удовлетворяют его потребности;
  2. б) положительно оцениваемые индивидом объекты;
  3. в) критерий, на основании которого разные объекты подлежат оценке [12].

     Важно подчеркнуть,  что ценности не существуют  вне отношения "субъект-объект". Как отмечает Е.А. Климов, их не следует отождествлять с чем-то существующим независимо от субъекта. "Ценность - это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде" [17].

     Бобнева  М.И. указывает на то, что ценности и ценностные представления, как высшие качественно определенные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности [7]. Исходя из этого, их можно подразделять на ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства. Болгарский исследователь В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности следующим образом:

1. Ценности существующие  или наличные - актуальные.

2. Ценности целевые  или мыслимые - желаемые, возможные.

При дальнейшем анализе  целевых ценностей, их можно классифицировать как ценности-цели и ценности-идеалы, далее ценности-желания и ценности-должного (нормативные) [27].

     С точки  зрения диспозиционной концепции  В.А. Ядова, рассматривающего диспозиции личности (осознание готовности личности к оценке ситуации и поведению, обусловленной ее предшествующим опытом) как иерархически организованную систему, вершину которой образует общая направленность интересов и система ценностных ориентаций, как продукт воздействия общих социальных условий, можно предложить в качестве основания группировки ценностей определенные состояния модальности диспозиций (активированные, "дремлющие", относящиеся к центральным потребностям и к "периферийным") [20].

    Можно выделить немало классификационных моделей, в которых ценности структурируются по предмету или содержанию объектов, на которые они направлены (социально-политические, экономические, нравственные), по субъекту отношения (общество, класс, социальная группа, коллектив, индивид). Венгерский исследователь Ф. Патаки предлагает следующую классификацию ценностей:

1. общественно-политические  ценности (общественная жизнь, личная  жизнь, оценочное отношение к  общественным перспективам, патриотизм, интернационализм и т.п.);

2. коллективистские ценности (солидарность, совместное действие, способность согласования и подчинения личных интересов, дисциплина и т.п.);

3. интерперсональные  ценности, или ценности-отношения  (дружба, секс, отношение к взрослым и ровесникам, а также оценка их поведения);

4. Объективированные  ценности (наука, искусство, интеллигентность, мораль);

5. Ценности "Я" (личные  перспективы, карьера, выбор профессии,  самоосуществление); 6. Предметные ценности (предпочтительное поведение и оценка прежде всего предметов потребления) [28].

     Типологии  личности или характера на  основе различий в ценностных  ориентациях в отечественной (как, впрочем, и в зарубежной) психологии конструировались преимущественно на основе направленности на какую-либо доминирующую ценность или группу ценностей. Так, А.Ф. Лазурский разработал собственную типологию личностей на основе их отношений к различным явлениям, объектам и ценностям [29]. В основе классификации А.Ф. Лазурского находится преобладание внешних или внутренних источников развития личности ("экзопсихики" или "эндопсихики"). В зависимости от проявлений эндо - и экзопсихического, особенностей приспособления к среде, уровня "одухотворенности", ценностей, идеалов и принципов им выделяется 15 типов, относящихся к низшему, среднему или высшему уровню личности, при этом для выделения групп личности одновременно берутся достаточно разные основания.

     Выделяемые  в данной классификации типы  личности, как и типы характера Э. Шпрангера, Э. Фромма, Д. Рисмена, У. Томаса и Ф. Знанецкого, являются по существу идеальными или культурно-историческими, т.е. представляют собой абстрактно-теоретические конструкции. Кроме того, все приведенные типологии имеют явный или подразумеваемый оценочный характер. Сам подход к выделению типов личности на основе только какой-либо ведущей ценности позднее справедливо критиковался различными авторами, в частности, уже упоминавшимся М. Рокичем [39].

      Ценностные  ориентации оказывают влияние  на формирование потребностей индивида. По мнению В.Ф. Анурина, потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. Внешние условия могут, в зависимости от ценностных ориентаций, вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. Личность соотносит возникающую потребность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентаций. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности [41].

     И.Н. Истомин рассматривает  ценностные ориентации как определенную  категорию установок. По его  мнению, при одновременном наличии  потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, существенно определяющая его дальнейшее поведение.

     Ценностные ориентации, являясь элементом мотивационной  структуры личности, состоят из комплекса различных социальных установок. На основе ценностных ориентаций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. По его словам, "состояние нужды в тех или иных предметах предстает как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией" [41].     Таким образом, общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция по отношению к действительности. На решающую роль ценностных ориентаций в волевых процессах указывает Ш.А. Надирашвили. На основе теории установки Д.Н. Узнадзе он выделил три качественно различных уровня регуляции психической активности человека: объективация предмета, объективация социальных требований, объективация собственного "Я". При объективации собственного "Я", когда препятствием в реализации потребности выступают личностные качества и ценностные установки, происходит реорганизация ценностных ориентаций. По мнению Ш.А. Надирашвили, объективация собственного внутреннего состояния приводит к постановке оценочной задачи, в результате чего порождается волевой процесс. Таким образом, высший уровень регуляции психической активности человека - волевая активность - регулируется ценностными ориентациями индивида [43].

     В.Б. Ольшанский  дает следующее определение ценностей: "Ценности своеобразные маятники, помогающие заметить в потоке  информации то, что наиболее важно  для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано - либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации". "Субъект избирает материал в соответствии с уже имеющейся у него точкой зрения" [цит. по 18].

     Н.Ф. Наумова  выделяет ценностные ориентации  как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия (целей и средств), основания для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя "границы действия", т.е. не только направляют, но и регулируют эти действия [47].

     Г.Л. Будинайте  и Т.В. Корнилова оперируют понятием "личностные ценности". Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации "моральных решений" и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.). В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Личностные ценности являются специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах. Они формируются и проявляются в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях и функционируют как определенный уровень развития смысловых образований. Личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, "но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я" [7].

     Вывод о  решающей роли ценностных ориентаций  в саморегуляции поведения подтвержден и социологическими исследованиями, проведенными под руководством В.А. Ядова [34]. В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения. Как справедливо отметила В.Г. Алексеева, "чем меньше расхождений и противоречий между индивидуальными и групповыми ориентациями, и чем в большей степени групповые ориентации учитывают общественные и личные интересы членов коллектива, тем оптимальнее его психологический климат" [1].

     В рамках стратометрической  концепции коллектива, разработанной  А.В. Петровским, второй уровень  (страта) межличностных отношений  в группе представлен отношениями опосредствованными содержанием групповой совместной деятельности, ее целями и задачами, принятыми в группе принципами и ценностными ориентациями, "...которые в конечном счете являются проекцией идеологических конструкций, функционирующих в обществе" [33]. Одним из основных показателей сплоченности группы является ценностно-ориентационное единство - фактор, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов и ценностей, наиболее значимых для группы в целом. Таким образом, ценностные ориентации ощутимо сказываются на различных сторонах жизнедеятельности группы: от личной адаптации входящих в нее членов до ее продуктивности. Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

     Ценностные  ориентации как предмет психологического  исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. В этой связи примечательна точка зрения М. Рокича. Он определяет ценности как "... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования" [цит. по 23, с. 4]. По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают  одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

3) ценности организованы  в системы; 

4) истоки ценностей  прослеживаются в культуре, обществе  и его институтах и личности;

5) влияние ценностей  прослеживается практически во  всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

     М. Рокич  выделяет два класса ценностей: 

а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

Информация о работе Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков