Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
2. Определить тип личности старших подростков.

Работа содержит 1 файл

План.doc 2.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, для  интровертов с выбором инструментальных  ценностей предпочтительна этическая  ценность и ценность дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 6

Ι

Ценности профессиональной самореализации

Жизненная мудрость, интересная работа, общественное признание, познание, развитие.

ΙΙ

Ценности личной жизни

Здоровье, любовь, развлечения, счастливая семейная жизнь.

ΙΙΙ

Духовные ценности

Красота природы и искусства, наличие  хороших и верных друзей, счастье других, творчество, продуктивная жизнь.

ΙV

Индивидуальные ценности

Уверенность в себе, свобода, материально  обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь.


  

       Данная диаграмма показывает значимость каждой группы для такого типа личности как интроверта у учащихся старших классов. Результаты представлены в баллах. Наименьший результат показывает часто выбираемую ценность.

    1. Синим цветом показана 1 группа ценностей: ценности профессиональной самореализации (жизненная мудрость, интересная работа, общественное признание, познание, развитие), общее количество балла составляет 105 б., что соответствует 1 месту по уровню значимости.
    2. Красным цветом показана 2 группа ценностей: ценности личной жизни (здоровье, любовь, развлечения, счастливая семейная жизнь), общее количество балла составляет 285,3 б., она наиболее предпочитаемая и характерная группа для интровертов, это соответствует 2 месту по уровню значимости. 
    3. Бирюзовым цветом показана 3 группа ценностей: духовные ценности (красота природы и искусства, наличие хороших и верных друзей, счастье других, творчество, продуктивная жизнь), общее количество балла составляет 180 б., что соответствует 3 месту по уровню значимости.
    4. Лиловый цвет показывает  4 группу ценностей: индивидуальные ценности (уверенность в себе, свобода, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь), общее количество балла составляет 135,4 б., что соответствует 4 месту по уровню значимости. 

     Анализируя диаграмму  можно сделать вывод о том,  что испытуемым с типом  личности экстраверта и выбором терминальных ценностей характерны  в первую очередь ценности профессиональной самореализации, так как экстраверты общительны, хорошая приспособляемость к среде, жизнерадостен, стремится к лидерству, имеет много друзей и индивидуальные ценности, так как  уверен в себе.

          Таким  образом, для экстравертов с  выбором терминальных ценностей  предпочтительны ценности профессиональной  самореализации и индивидуальные ценности.

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 7

 

Ι

Этические ценности

Аккуратность, воспитанность, самоконтроль, терпимость, честность.

ΙΙ

Ценности самореализации

Образованность, рационализм, твердая  воля,

высокие запросы,

непримиримость к недостаткам  в себе и других.

ΙΙΙ

Ценности дела

Независимость, эффективность в  делах, исполнительность, ответственность.

ΙV

Ценности общения

Жизнерадостность, широта взглядов, чуткость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.


 

     Из данной диаграммы  видно:

  1. Синим цветом показана 1 группа ценностей: этические ценности (аккуратность, воспитанность, самоконтроль, терпимость, честность.), общее количество балла составляет 180 б., по уровню значимости это соответствует 4 месту. 
  2. Красным цветом показана 2 группа ценностей: ценности  самореализации (образованность, рационализм, твердая воля, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других.), общее количество балла составляет 135,25 б., что соответствует 2 месту по уровню значимости.
  3. Бирюзовый цвет показывает уровень значимости 3 группы ценностей: ценности дела (независимость, эффективность в делах, исполнительность, ответственность), общее количество балла составляет 165,63 б., что соответствует 3 месту по уровню значимости.
  4. Лиловым цветом  показана 4 группа ценностей:  ценности общения (жизнерадостность, широта взглядов, чуткость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов), общее количество балла составляет 94,2 б., что соответствует 1 месту по уровню значимости.

     Анализируя диаграмму  можно сделать вывод о том,  что испытуемым с типом  личности экстраверта и выбором инструментальных ценностей характерны в первую очередь  ценности общения, так как экстраверты  общительны, открыты в чувствах, отзывчивы. [28, с. 124].

     Таким образом, для  экстравертов с выбором инструментальных  ценностей предпочтительна ценности  общения и ценности дела.

В довершение к вышеизложенному, представим результаты корреляционного исследования (см. табл. 5).

Таблица 5

Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией

 у старших школьников,  Rs

Тип личности

Терминальные ценности Rs

Инструментальные ценности Rs

1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

Экст-

раверт

0,63

0,55

0,58

0,62

0,52

0,60

0,53

0,65

Инт-роверт

0,68

0,76

0,71

0,65

0,73

0,61

0,63

0,75




      Согласно общей схеме корреляционных связей нами было выявлено достоверной значимой взаимосвязи между  типом личности и ценностной ориентацией   старших подростков. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза  подтвердилась.

 

     Используя  общую систему корреляционной  связей обозначим силу связи

по Ивантер Э.В., Коросову А.В. (см. таблицу 6).

Таблица 6

 Связи

 

тип

Сильная или  тесная

r>0,70

Средняя

0,50<r<0,69

Умеренная

0,30<r<0,49

Слабая

0,20<r<0,29

Очень слабая

r<0,19

экстраверт

 

 

______

0,63  0,52

0,55  0,60

0,58  0,53

0,62  0,65

 

 

_______

 

 

________

 

 

_______

интроверт

0,76 

0,71 

0,73

0,75

0,68

0,65

0,61

0,62

 

________

 

_______

 

_______


 

      Согласно  результатам таблицы 6 видно, что  у интровертов выражена сильная или тесная корреляционная связь 2 группы:   ценности личной жизни и  3 группы:  духовные ценности терминальных ценностей и 1 группы: этические ценности и 4 группы: ценности дела инструментальных ценностей. Средняя корреляционная связь оказалась у экстравертов со всеми терминальными и инструментальными ценностями, а так же у интровертов 1 группы: ценности профессиональной самореализации и индивидуальных ценностей терминальных ценностей и этические ценности и  инструментальные ценности – ценности общения.

     Анализируя  таблицу можно сделать вывод,  что у интровертов корреляционная связь наиболее сильно выражена.

На основании полученных результатов по таблицам 1, 2, 3, 4, 5, 6,  и диаграммам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 можно сделать выводы, что:

  • старшим подросткам  характерно экстравертивное поведение;
  • ценность здоровье в терминальных ценностях наиболее выбираем в   старшем подростковом возрасте;
  • ценность образование в инструментальных ценностях наиболее выбираем в старшем подростковом возрасте;
  • ценности профессиональной самореализации: жизненная мудрость, интересная работа, общественное признание, познание, развитие наиболее предпочитаемая в старшем подростковом возрасте;
  • ценности общения: жизнерадостность, широта взглядов, чуткость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов наиболее предпочтительны в старшем подростковом возрасте;
  • для интровертов с выбором терминальных ценностей предпочтительны ценности личной жизни и духовные ценности;
  • для интровертов с выбором инструментальных ценностей предпочтительна этическая ценность и ценность дела;
  • для экстравертов с выбором терминальных ценностей предпочтительны ценности профессиональной самореализации и индивидуальные ценности;
  • для экстравертов с выбором инструментальных ценностей предпочтительны ценности общения и ценности дела;
  • корреляционных связей была выявлена достоверно значимая взаимосвязи между  типом личности и ценностной ориентацией   старших подростков.

 

 

 

 

 

 

2.3. Психолого-педагогические  рекомендации по коррекции ценностной ориентацией старших подростков

           Hа основании выполненного исследования мы представляем данные, которые могут быть использованы как рекомендации специалистам образовательных учреждений. Исходя из того, что тип личности активно взаимодействует с ценностными ориентациями старшеклассников мы предлагаем обратить внимание специалистов образовательных учреждений на их характеристики:







 

 

 

 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     В соответствии  с вышеуказанными  характеристиками  типов личности предлагаются  ряд упражнений по формировании  и коррекции ценностных ориентаций старших подростков. Так как существует 2 типа личности и принадлежность ценностей зависит от того, какой тип, мы предлагаем упражнения по книге К. Островска «В поисках ценностей», по коррекции и формировании ценностей, которые наименее значимы для того или иного типа личности:


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаемые упражнения К. Островска направленны на развитие в подростке или уже взрослом человеке системы базовых ценностей.

     Упражнения  разнородны по применяемым методам.  Некоторые представляют собой разновидность ролевых игр, другие связаны преимущественно с индивидуальными размышлениями и обменом мнениями в группе.

     Упражнения связаны  в систему. Возможно использование  отдельных упражнений по выбору ведущего или самой группы, но комплекс упражнений, по замыслу автора, выражает системный подход к формированию зрелой личности. Некоторые эти упражнения представлены в приложении (см.  приложение № 3).

    Данная книга  предлагает упражнения, цель которых  – помощь учащимся:

  • в обновлении их собственной системы ценностей;
  • в открытии общечеловеческих ценностей;
  • в осмыслении того, что действительно для учащихся ценно, т.е. помощь в распознавании показателей ценностей и отличии этих показателей от самих ценностей;
  • в обучении различным формам реализации ценностей;
  • в открытии новых ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе исследование была изучена проблема взаимосвязи между типом личности и ценностной ориентацией старших подростков. Работа имеет практическую значимость, т.к. изучение теории личности и ценностной ориентации старшеклассников дает возможность положить основу, прежде всего, представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для  старших подростков, нарисовать, так сказать «ценностно-ориентационный портрет школьника-старшеклассника».

Информация о работе Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков