Взаимосвязь развития интеллекта и речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.
Число детей с нарушениями в развитии из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье и в школе.

Содержание

Введение
Речь как фактор развития ребенка……………………………………..3
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта…..4-9
Заключение…………………………………………………………….16-17
Список литературы……………………...………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь развития интеллекта и речи..doc

— 85.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Предмет: Основы олигофренопедагогики.

Тема: Взаимосвязь  развития интеллекта и речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Речь как фактор развития ребенка……………………………………..3
  2. Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта…..4-9

Заключение…………………………………………………………….16-17

Список литературы……………………...………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Количество детей с  нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция  к некоторому его увеличению.

Число детей с нарушениями в развитии из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье и в школе.

Дети с недостатками речи занимают второе место среди всех детей с недостатками развития и составляют 2,86%; умственно отсталые дети занимают третью позицию и составляют 1,84%. Как видим, это достаточно большие цифры.

Необходимо отметить, что объем психологических знаний о детях с различными нарушениями, в частности, интеллектуальными нарушениями и нарушениями речевого развития, не так уж велик, поскольку специальная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад. Количество знаний о разных недостатках крайне мало и соответственно представляет профессиональный интерес у людей как-либо связанных с данной проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Речь как фактор развития ребенка

 

Речь - это процесс  общения; язык - система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям.

Она возникает и развивается  под влиянием потребности в общении  и служит целям общественного  объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей.

Речь тесно связана  со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей  и другими.

Всем известно, что  речь является одним из главных показателей  развития ребенка. Она реализует  несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

Речь служит орудием  человеческого мышления, средством  общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности.

Развитие речи вместе с экологическим образованием и  развитием элементарных математических представлений является одним из фундаментальных разделов работы по умственному и интеллектуальному  воспитанию современных дошкольников. Речь организует восприятие детей, способствует развитию знаково-символической функции сознания и закрепляет в слове основные категории мировосприятия, которые формируются в процессе умственного развития и воспитания дошкольников.

В процессе развития речи (во всех программах) происходит формирование словаря, совершенствование звуковой культуры, грамматического строя, а также развитие связной речи.

Теперь уместно поговорить о связи интеллекта с речью. В  более узком понимании речь –  процесс общения, опосредованный языком. Речь может быть внешней и внутренней. Л.С. Выготским доказано, что решающее значение для перешифровки (перекодирования) замысла в развёрнутую речь принадлежит внутренней речи. Внутренняя речь – это не развёрнутое речевое высказывание, а подготовительная стадия, которая предшествует такому высказыванию. Внутренняя речь свёрнута и эмоционально мало окрашена. Активные моменты внутренней речи возникают при каждом затруднении и исчезают, когда мышление автоматизируется и лишается активного творческого характера. Именно это указывает на то важное значение, которое  имеет внутренняя речь для процессов речевого мышления. Кодирование мысли в речевом высказывании имеет решающее значение не только в том случае, когда человек передает информацию другому, но и для уточнения мысли для самого себя.

Развитие интеллектуальных и языковых способностей дошкольников – одна из важнейших составных  частей его психического развития.

Детство – самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник очень  энергичен и активен. Его притягивает  практически всё, он мучает вопросами взрослых, пытается многое узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребёнку, создавать условия для его познания мира.

Ещё в раннем детстве  закладываются основы умственного  развития ребёнка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания окружающего мира. В настоящее время достаточно чётко охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, или понятийное.

Развитие речи и мышления ребёнка в младенческом и раннем детстве включено в общение со взрослым. Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность.

Устанавливается связь  между названием предмета и самим предметом (поиск и нахождение предмета по слову взрослого и называние предметов и лиц). Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Формируется речевой слух, ребенок издает звуки, именуемые гулением, возникает лепет, сочетающийся со звуками и действиями малыша. К концу первого года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов.

Один из моментов кризиса  первого года жизни связан с появлением первого слова:

– ребёнок узнаёт, что каждая вещь имеет своё название, открывает связь между знаком и значением (символизирующая функция речи);

– увеличение словаря ребёнка, направление развития речи идёт от пассивного к активному.

В раннем детстве основная форма мышления – наглядно-действенная. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами). Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.

В этом возрасте уже начинает формироваться знаково-символическая функция сознания – усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также заместить реальный предмет знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей («каракули»). У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами). Для достижения цели устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними.

На третьем году жизни  возрастает речевая активность ребёнка. Речь становится основным средством общения. Кризис 3 лет – переход из раннего детства в дошкольное – один из наиболее трудных периодов в жизни ребёнка. Ребёнок, отделяясь от взрослых, хочет установить с ними отношения на новом уровне, более глубокие и осмысленные. Центральное новообразование этого периода – «я сам».

Одной из форм преодоления  кризиса перехода ребёнка из раннего  детства к дошкольному является игра. Игра – особая форма совместной жизнедеятельности ребёнка и  взрослого, в которой ребёнок оказывается счастливым и самостоятельным, тесно связана с миром взрослых (в игре он действует как взрослый).

Теперь о дошкольном детстве. Данный период характеризуется  открытием для себя мира человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и в конце – к словесному. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, и это соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению представлениями), по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного  изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона  речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического  развития. В этом возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического порядка (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает  словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанное, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

– речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

– появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

– ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

– ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

– речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы (слушание, беседа, рассуждения и рассказы);

– речь становится обычным видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Конец дошкольного периода  обычно приходится на кризис 7 лет. Этот перелом связан с рождением социального  «я» ребёнка. У ребёнка появляется своя «внутренняя» позиция. Возрастает уровень запросов к самому себе, собственному успеху, появляется уважение к себе.

Овладение родным языком как средством и способом специфически человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Развитие речи у детей происходит в процессе всех видов детской деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий по сенсорному воспитанию, формированию мышления у детей создаются адекватные образы представлений об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих свойства предметов, усваиваются причинно-следственные связи. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу. На специальных занятиях по развитию речи систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи - фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная, а также осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта

 

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции  у детей с интеллектуальным недоразвитием  определяется, прежде всего, когнитивной  функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.

В русской  и зарубежной специальной литературе широко представлены данные, свидетельствующие о том, что умственно отсталые дети, не имея ни повреждений слуха, ни резких аномалий строения речевых органов, овладевают речью значительно позднее своих нормально развивающихся сверстников.

Они значительно хуже своих нормальных сверстников понимают обращенную к ним речь. У умственно  отсталого ребенка ко времени  поступления в школу, т.е. к 7 годам, практика речевого общения занимает меньший отрезок времени - всего три-четыре года. Причем темп развития его речи все эти годы резко замедлен, а речевая активность недостаточна. Разговорно-бытовая речь ребенка оказывается слаборазвитой. Это затрудняет его общение со взрослыми. Ребенок редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Значительно осложненным оказывается также выполнение поручений и заданий.

При объяснении причин, обуславливающих  замедленное формирование речи у  умственно отсталых детей, следует  исходить, прежде всего, из характерного для них общего недоразвития всей психики в целом, которое приводит к значительным изменениям и задержкам  в умственном развитии.

У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно  отличается от развития речи детей  дошкольного возраста с нормой.

Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в  раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения с взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат. Многие дети с нарушением интеллекта не начинают говорить и к 4-5 годам. С точки зрения развития речи дети с нарушением интеллекта представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; дети с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности - с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ему знаний и сведений. Фразовая речь отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило не происходит.

Информация о работе Взаимосвязь развития интеллекта и речи