Взаимосвязь развития интеллекта и речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.
Число детей с нарушениями в развитии из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье и в школе.

Содержание

Введение
Речь как фактор развития ребенка……………………………………..3
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта…..4-9
Заключение…………………………………………………………….16-17
Список литературы……………………...………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь развития интеллекта и речи..doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Особенно страдает связная  речь. Одной из характерных особенностей оказывается при этом стойкое  нарушение согласования числительных с существительным. Словарный запас в пассивной форме значительно превышает активный, но это касается, как правило, восприятия отдельных изолированных слов, и то не во всех случаях. Есть слова, которые ребенок с нарушениями интеллекта может произносить к какой-либо картинке, предмету, но не понимает, когда их произносит другой человек вне привычной ситуации. Это свидетельствует о том, что у детей с нарушениями интеллекта длительно сохраняется ситуативное значение слова. Семантическая нагрузка слова у этих детей много меньше, чем у детей в норме того же возраста. Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия приводят к тому, что речь взрослого часто совсем не понимается ребенком с нарушением интеллекта, либо понимается неточно, либо искаженно. Речь у детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; имимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями. Овладение родным языком как средством и способом специфически человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Развитие речи у детей происходит в процессе всех видов детской деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи.

У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно  отличается от развития речи детей  дошкольного возраста с нормой.

Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению.

Не сформированы такие  предпосылки речевого развития, как  предметная деятельность, интерес к  окружающему, развитие эмоционально-волевой  сферы, в частности эмоционального общения со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.

В процессе развития речевой  деятельности ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии большое  внимание должно быть уделено индивидуальным занятиям, которые обычно направлены на формирование связной речи, грамматического строя речи и коррекцию звукопроизношения. Основная цель речевого развития - доведения его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Значительное место при решении вышеназванных задач и целей должно занять специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, основное значение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнение и активизация словаря словами разных частей речи. Среди приемов словарной работы особое место занимают лексические упражнения, которые способствуют предупреждению и исправлению речевых недочетов, активизируют словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различать оттенки в значении слов. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приему, как вопрос. Упражнения, связанные с выполнением движений, могут использоваться на физкультминутках, в повседневной жизни, на прогулке дневной и вечерней. В процессе подвижных игр, в ходе утренней гимнастики проводятся упражнения, в которых речевой материал сочетается с действиями ребенка. Именно в движении эффективно усваиваются грамматические правила, передается тот или иной художественный образ, что влияет на ритмическую и произносительную выразительность исполнения детьми выученных произведений. В игре, сопровождаемой художественным словом, дети легче усваивают музыкальность, напевность, ритмичность родного языка.

В процессе коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по формированию речи, как и с нормально развивающимися, особое внимание уделяется ведущей деятельности ребенка.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения.

К практическим методам  относят: упражнения, игры и моделирование. Упражнения - это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе он эффективен при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.

Упражнения подразделяются на:

Подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);

Конструктивные (конструирование  букв из элементов, реконструирование  букв);

Творческие (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале);

Речевые (повторение слов с поставленным звуком и другие);

Игровые (имитация действия, повадок животных), которые снимают  у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов  игровой деятельности в сочетании  с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Ведущая роль принадлежит  педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.

Моделирование - это процесс  создания моделей и их использование  в целях формирования представлений  о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).

Диагностические и коррекционные  методики предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных  блоков. Для каждого присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика.

Блок I -диагностический.

Цель: диагностика факторов риска для каждой семьи, разработка коррекционной программы.

Методы :анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью  наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики, разработка перспективного плана.

Блок II - коррекционный.

Цель :гармонизация коррекционного процесса; преодоление внутрисемейного  кризиса; расширение сферы осознанности мотивов воспитания; снятие противоречий; изменение родительских установок и позиций; обучение родителей новым формам общения с ребенком.

Коррекционный блок включает два этапа:

1.Подготовительный, цель которого - создание установки на коррекционную работу, повышение чувства уверенности, подготовка артикуляционного аппарата, воспитание фонематического слуха, самоконтроля, формирование речевого ключично-диафрагмального дыхания;

2.Основной - направлен на коррекцию речевых нарушений: постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь; работу над лексико-грамматическими категориями. У ребенка появляются уверенность, чувство полноценности. Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности.

Методы: методика групповой  и индивидуальной коррекции, методика групповой родительской коррекции: «Родительский семинар», методика совместных занятий родителей с детьми.

Блок III - оценочный, контрольный.

Цель: оценка динамики речевого и личностного развития, степени  устойчивости, отсутствия рецидивов.

Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный  анализ результатов первичного и  повторного обследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие смысловой  стороны речи теснейшим образом  связано со всем психическим развитием  ребенка, в первую очередь, с развитием чувственного познания и всех видов детской деятельности. Развитие наглядно-действенного мышления способствует становлению смысловой стороны речи. Для обогащения словаря необходимо расширять представления об окружающем мире. Развитие предметных действий и восприятия ведет к тому, что для ребенка становятся значимыми предметы окружающего мира, возникает интерес к ним, а вместе с этим приобретают значение и слова, обозначающие эти предметы, а затем и действия с ними. Развитие восприятия свойств и отношений между предметами является основой возникающего у детей интереса к обозначению словами этих свойств и отношений. Таким образом, уже на первом году обучения создается основа для усвоения детьми большого количества существительных, глаголов и прилагательных, обозначающих предметы, их свойства, отношения и действия, которые можно производить с ними; предлогов. Развитие наглядно-действенного мышления способствует формированию смысловой стороны речи.

Включение в  жизнь детей других видов деятельности — игры, конструирования, изобразительной и трудовой — не только способствует дальнейшему развитию словаря, но и, главное, создает предпосылки к развитию связной речи.

Появление разных форм коллективной деятельности, в  которой ребенок сотрудничает как  со взрослыми, так и со сверстниками (занятия, подвижные и дидактические игры, а затем и игры в свободное время), создает предпосылки для развития потребности в общении. Вслед за этой потребностью идет развитие разных форм общения, как доречевых, так и речевых.

Специальные дидактические  игры, направленные на развитие слухового  восприятия, внимания к звукам, а  в дальнейшем и на развитие фонематического  слуха, и специальные занятия  по развитию артикуляционного аппарата ведут к развитию предпосылок  формирования звуковой и грамматической стороны речи.

Таким образом, предпосылки к развитию речи создаются  в процессе жизни ребенка в  специальном дошкольном учреждении, в процессе всей целенаправленной коррекционно-воспитательной работы.

Параллельно с  созданием предпосылок к развитию речи идет интенсивная работа по формированию всех функций речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: ВЛАДОС, 2001 — 208 с.

 

  1. Стреблева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. М.: Парадигма, 2012 – 256 с.

 

  1. Генинг Г. М., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи.— Чебоксары, 2009. – 216 c.

 

  1. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008 – 660 с.

 

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.:Академия, 2009 – 456 с.

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь развития интеллекта и речи