Взаимосвязь воображения и творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой, они является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Воображение, как психический процесс………………………………………...4
1.1. Общее понятие воображения……………………………………………………..4
1.2. Виды воображения………………………………………………………………...6
1.3. Функции воображения………………………………….........................................8
Выводы………………………………………………………………………………..10
2. Взаимосвязь воображения и творчества……………………………………....10
2.1. Общее понятие творчества……………………………………………………....10
2.2. Механизм творческого воображения …………………………………………..11
2.3. Роль воображения в творчестве………………………………………………....12
Выводы…………………………….………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………...15
Литература…………………………………………………………………………....16

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогической психологии.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

   Вторая  функция - эмоциональная - состоит в регулировании эмоциональных состояний. Человек при помощи своего воображения способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Эта же функция воображения широко используется во многих современных методах психотерапии, где через произвольное воображение человека на него же оказывается определённое психотерапевтическое влияние. Наконец, через своё воображение человек может повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы.

   Третья  функция - воспитательная - связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно - образном мышлении человека и в его развитии.

   Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.

   Пятую функцию воображения можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии.

   Однако  главная функция воображения - это  его участие в творческом процессе. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. 

   Выводы:

   Итак, воображение - это психический процесс, выражающийся: в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; в создании образов, соответствующих описанию объекта.

   Воображение неразрывно связано с другими психическими процессами, занимая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

   Важнейшее значение воображения в том, что  оно позволяет представить результат  труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

   Воображение может быть: активное, пассивное, продуктивное (преобразующее) и репродуктивное (воспроизводящее). Отдельно выделяют такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.

   В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых последовательная; вторая - эмоциональная; третья функция - воспитательная; четвертая состоит в формировании внутреннего плана действий и пятую можно обозначить как психодиагностическую.

   2. Взаимосвязь воображения и творчества.

   2.1. Общее понятие творчества

   Творчество  не дар природы, а приобретенное  через трудовую деятельность свойство. Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу.

   Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики.

   Творчество  является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства.

   Творчество  является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

   Творчество - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.

   Творчество не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества.[9]

   2.2. Механизм творческого воображения

   Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем  идет процесс переработки этого  материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, "кристаллизованное" воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью. Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. [4]

   Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот.

   Таким образом, творческое воображение - вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.

   Особенность творческого воображения состоит  в том, что оно является процессом сознательным в своей основе. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение определяется тем, как оно умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями. Ни один из видов творчества не возможен без участия воображения.

   2.3. Роль воображения  в творчестве

   Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Нельзя представить себе научную деятельность, как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, следовательно, оно немыслимо без творческого воображения.

   В отличие от научного мышления, ограничивающего  фантазию человека требованиями безусловной  достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.

   Сущность  художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные  быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности.

   Особо следует выделить значение музыкального искусства в развитии творческого воображения, т.к. художественные образы, формирующиеся с помощью звуков, характеризуются активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. Можно даже утверждать, что жанры музыкального искусства выступали стимулом для развития творческих способностей, способом влияния на эмоциональную сферу, фактором воспитания человеческой индивидуальности. Поскольку ассоциативность является характерным свойством творческого воображения, музыка способна вызвать у слушателя разнообразные эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательные ассоциации, воспоминания о чем-то пережитом.

   Велика  роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит  в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

   Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество.[15]

   Выводы:

   Подводя итог, отметим, что никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество - это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности, оно существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось.

   Творчество  порождает новые материальные и духовные ценности и является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Это не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство.

   Основу  творчества составляет творческое воображение, которое направленно на создание новых общественно значимых образов. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Воображение формулируется в процессе творческой деятельности, хотя творчество невозможно представить вне процесса фантазирования. Творчество без воображения выступает как цепь причинно - следственных связей, постоянно варьируемых и изменяемых.

   Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

   Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой, они является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. 
 

   Заключение

   И в заключении необходимо отметить, что действительно, имеет место  взаимосвязь творчества и воображения, т.к. воображение - это основа творческого процесса, одна из важнейших сторон нашей жизни.

   Творчество, или творческая деятельность, - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: изобретение новых (или фундаментальная реконструкция старых) машин, отыскание способов получения новых сортов растений или пород животных, открытие новых закономерностей в науке, создание произведений искусства, литературы и т.п. А для этого требуется исключительное воображение.

   Считается, что именно благодаря игре воображения, фантазии человек оказывается в  состоянии расчленить и по-новому соединить приобретённые и известные ранее данные.

   Вместе  с уменьшением способности фантазировать  у человека обедняется личность, снижаются  возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и  науке.

   Если  лишить человека фантазии - остановится  прогресс, следовательно, воображение являются необходимейшей способностью человека.

   Воображение всегда есть определённый отход от действительности. Но в любом случае его источник - объективная реальность.

   При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях.

Информация о работе Взаимосвязь воображения и творчества