Взаимосвязь воображения и творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой, они является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Воображение, как психический процесс………………………………………...4
1.1. Общее понятие воображения……………………………………………………..4
1.2. Виды воображения………………………………………………………………...6
1.3. Функции воображения………………………………….........................................8
Выводы………………………………………………………………………………..10
2. Взаимосвязь воображения и творчества……………………………………....10
2.1. Общее понятие творчества……………………………………………………....10
2.2. Механизм творческого воображения …………………………………………..11
2.3. Роль воображения в творчестве………………………………………………....12
Выводы…………………………….………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………...15
Литература…………………………………………………………………………....16

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогической психологии.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  

факультет «Психология образования» 

Реферат
 

По  предмету: «Педагогическая психология»

«Взаимосвязь воображения и творчества» 
 

                Выполнила: Козлова Светлана Аркадьевна студентка 2 курса группы № ПоЗ-2.9 заочного отделения

                Проверила: Казачук Ю.О.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 г.

   Содержание

   Введение………………………………………………………………………………..3

   1. Воображение, как психический процесс………………………………………...4

   1.1. Общее понятие воображения……………………………………………………..4

   1.2. Виды воображения………………………………………………………………...6

   1.3. Функции воображения………………………………….........................................8

   Выводы………………………………………………………………………………..10

   2. Взаимосвязь воображения  и творчества……………………………………....10

   2.1. Общее понятие творчества……………………………………………………....10

   2.2. Механизм творческого воображения …………………………………………..11

   2.3. Роль воображения в творчестве………………………………………………....12

   Выводы…………………………….………………………………………………….14

   Заключение…………………………………………………………………………...15

   Литература…………………………………………………………………………....16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   В рамках психологических исследований данная тема освещалась в работах известных психологов таких, как Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Я.Дудецкий, Е.И.Игнатьев, И.Ю. Кулагина и т.д.

   Воображение - это, способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.*

   Лишь  у человека, который как субъект  публичной практики реально преобразует  мир, развивается подлинное воображение. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

   Благодаря воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет ею.

   Творчество - это, прежде всего отображение сущности человека, его отношения к окружающему  миру, его желания, мечты, чувства, которые  и двигают человечество вперёд ни смотря, ни на что.

   Существуют  различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не возможен без участия воображения.

   Исследование  такого интересного и не до конца  изученного процесса, как воображение  актуально в любое время, а  его роль в творчестве особенно.

   Воображение неразрывно связано с творчеством. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

   1. Воображение как  психический процесс.

   1.1. Общее понятие воображения

   Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программ  поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.

   Воображение тесно связано с мышлением, поэтому  способно активно преобразовывать  жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

   Всякое  воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и  преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел.

   Воображение может, предвосхищая будущее, создать  образ, картину того, чего вообще не было.

   Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность.

   Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. При этом большое значение имеет вторая сигнальная система, слово. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

   В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и рефлексной поисковой доминанты, второе в сновидениях, так называемых изменённых состояниях сознания и т.д. [3]

   В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

   «Основной признак процесса воображения, - пишет  Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».*

   С.Л.Рубинштейн считает: «Воображение - это отлет  от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».*

   А «Философский словарь» определяет воображение  как «способность создавать новые  чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».*

   Совершенно очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

   1.2. Виды воображения

   Можно выделить несколько видов воображения по их роли в жизни и деятельности людей.

    Основные виды воображения

   

   Активное                                                        Репродуктивное

                         Пассивное                Продуктивное

   Отдельно  выделяют и рассматривают такие  разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.

                                                Особые виды воображения

                     Фантазия Сновидения

         Галлюцинация

         Мечты      Грезы

   Виды  воображения в  зависимости от образов памяти

   

   Воспроизводящее (воссоздающее)             Творческое

   Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. В любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек, может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

   Воссоздающее  воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. [16]

   Творческое  воображение - вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества.

   Антиципирующее  воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д.

   Пассивное - это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Пассивное воображение в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидения, галлюцинации).

   Сновидения - всегда представляли и до сих пор представляют особый интерес. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

   Галлюцинация - это пассивное, непреднамеренное воображение. Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

   Грёзы - это своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

   Мечта - это продукт воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека.

   Фантазированием обычно называют создание представлений о нереальных вещах, явлениях, событиях, включенное в разные виды воображения. Но встречается фантазирование в чистом виде. Некоторые люди склоны как бы приукрашивать им повседневную жизнь, не уходя при этом в мир грёз.

   Продуктивным называют воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Таким нередко является воображение талантливых писателей или художников, которые открывают новую страницу в литературе или искусстве.

   Репродуктивное - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству.

   1.3. Функции воображения

   В жизни человека воображение выполняет  несколько функций различной  природы, но тесно связанных с  основной функцией нахождения поведения, соответствующего новым условиям среды. [14]

   Первая  функция - последовательная - состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения.

Информация о работе Взаимосвязь воображения и творчества