Взгляд когнитивной школы на педагогический и учебный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:47, лекция

Описание работы

Когнитивный подход к обучению связан с развитием теорий, выдви¬гающих на первый план познавательные процессы. Сущность этого под¬хода заключается в воздействии на сознание учащихся с целью форми¬рования у них устойчивого образа явления, процесса или отношения, который в нужный момент будет использоваться как модель действия.

Содержание

1. Когнитивный подход к обучению.
2. Когнитивное обучение.
2.1. Методы когнитивного обучения.
3. Педагогические взгляды Джерома Брунера.

Работа содержит 1 файл

ОТЧЁТ!.docx

— 49.91 Кб (Скачать)

      По мнению  ученого, образование способно  стать средством преодоления  "культуры бедности" ("poverty culture"), поэтому Дж.Брунер приветствовал такие инициативы в системе образования США, как общенациональный проект "Главный старт" и программа "Домашний старт", основным достоинством которых он считает стимулирование участия родителей и служб здоровья в решении поставленных задач. Подобные проекты, по словам ученого, способны дать детям и их родителям чувство уверенности в преодолении жизненных неудач.

7. Принцип идентичности и самооценки (tenet of identity and self-esteem). Самооценка объединяет веру человека в свои силы и опасения по поводу того, что превышает его возможности. Как отмечают некоторые зарубежные исследователи, учителя часто игнорируют эту проблему (Р. Бартс, П. Бурде, Н. Гармези, М. Раттер и др.). 
      В идеале, полагает Дж. Брунер, в школе должны быть созданы условия, смягчающие опасность нежелательных последствий, связанных с низкой оценкой учащимися своих способностей, в противном случае она "не справляется с одним из своих главных предназначений". 
      8. Повествовательный принцип (the narrative tenet). Рассматривая данный принцип, Дж. Брунер касается вопроса о том, что помогает ребенку создавать свою личную модель мира, в котором он пытается определить место для себя. Ученый рекомендует использовать  на уроке при изучении материала связный рассказ, своего рода истории (narrative). При этом он подчеркивает важность нахождения общей структуры предмета, ценность "спиралевидного" построения программы и решающую роль собственных открытий учащихся.

       Дж. Брунер обращает внимание на выявление эмоционально-личностной значимости учебного материала для учащихся. Учитель должен продумывать содержание раздела или темы, задаваясь вопросами: "Что является основным в содержании раздела?", "Что здесь наиболее значимо для детей?", "Что обладает наибольшей эмоциональной привлекательностью?". Материал, предлагаемый в школе, по мнению ученого, слишком упрощен, чтобы стать для ребенка активным стимулом. Именно поиск отражения в новой информации своих личных проблем делает обучение увлекательным, придает ему важность и личностный смысл. Дж. Брунер определяет эмоциональную насыщенность и личностную значимость как необходимые атрибуты учебного процесса. 
     Нельзя не согласиться с мнением ученого о том, что умение грамотно излагать суть происходящих событий в форме рассказа требует специальной подготовки, а именно - чтения, анализа, дискуссии. Только в этом случае можно сделать рассказ "инструментом" разума. Данную точку зрения автора разделяют многие зарубежные исследователи (Б. Беттельгейм, Дж.Бэнкс, Д.Вульф и др.).

     Подводя итог  вышеизложенному, отметим, что  главное предназначение школы,  с точки зрения культурологического  подхода к образованию, заключается  в создании так называемой "школьной  культуры", представляющей собой  объединения учащихся, вовлеченных  в совместное решение проблем,  в ходе которого дети учатся  друг у друга. Школа должна  стать местом практики "культурной  общности". С точки зрения Дж.Брунера, обучение - это не просто процесс передачи знаний, а поиск того, каким образом приспособить культуру к потребностям растущего человека, который, в свою очередь, будет стремиться отвечать требованиям культуры.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бессарабова И. С. Педагогические взгляды Джерома Брунера в контексте американского образования (50 - 90-е годы): Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000. (стр. 86-88)
  2. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: Краткий курс, "Питер", 2009 г., 176 с. (стр. 51-53)  
  3. Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / под ред. Т. Галкиной, Э.Лоарера. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. (стр.17—21)
  4. http://www.coolreferat.com/

 


Информация о работе Взгляд когнитивной школы на педагогический и учебный процесс