Я.А.Коменский - основоположник педагогики Нового времени "Великая Дидактика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII века. Коменский был основоположником педагогики нового времени. Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Работа содержит 1 файл

Эля коменский2.docx

— 38.93 Кб (Скачать)

     Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени  твоего, все это от твоих рук".  

 

   
 
 

     Коменский отличает обучение как форму деятельности учителя  от  учения как формы деятельности  учащегося  и  указывает,  что  каждый  метод  должен представлять единый путь  передачи знаний учителем  и  усвоения  переданного учеником. Он считает основной задачей найти такую основу,  на  которой,  как на “незыблемой скале, можно построить метод обучения и учения”.

     Непрерывный единый процесс обучения  и  учения  по  Коменскому  должен иметь сознательный характер. “Учение и труд”,  “Разум  и  рука”  -  вот  что должно  составлять  суть  рационального  обучения.  Поэтому   понятно,   что Коменский  объявляет  жестокую   борьбу   господствовавшему   в   то   время схоластическому и догматическому обучению.

     Обучение  Коменский не считал  развлечением:  “Обучение  есть  один  из видов труда; в этом смысле школа есть  поприще  труда”.  Величайшая  заслуга Коменского   состоит   в   том,   что   он   выдвинув   и   обосновав   идею природосообразности, он открыл путь для нового  понимания обучения  и тем самым твердо определил перспективы развития новой дидактики.

     Коменский  охарактеризовал  образование  и  просвещение   как   рычаг производительности труда и источник благополучия народа.

     Если  обучение является процессом  получения  образования  учащимися  и в то же время образование само является  содержанием  обучения,  ясно,  какое большое и ведущее значение придавал Коменский содержанию обучения.  В  связи с этим прежде всего следует рассмотреть взгляды Коменского  о  дидактических требованиях и целях обучения.

     В заглавии  “Великой  дидактики”  Коменский  указывает,  что  обучение нужно организовать таким образом, чтобы  человек  в  молодые  годы  успешно, легко, кратчайшим путем и основательно усвоил все необходимое для  жизни.  В соответствии с этим Коменский намечает четыре основных  требования,  которым должно отвечать обучение и учение:

     1. успешность

     2. легкость

     3. основательность

     4. быстрота (кратчайший путь обучения)

Что же подразумевает  Коменский под каждым этим требованием?

Для Коменского успешность обучения означает:

     . учить детей своевременно

     . учить вещам раньше слов

     . учиться в школе до конца

     . каждый отрезок времени должен  быть сосредоточен на изучении  только одного предмета

     . образовывать в детях сперва  рассудок для познания вещей,  потом память,  и наконец, язык и руку

     . от простейших начал переходить  к общему

     . распределять занятия по времени и порядку

     . учиться по книгам, предназначенным  именно для данного класса.

Легкость  обучения и учения достигается в  том случае, если:

     . обучение начнется рано;

     . разум будет подготовлен для  этого;

     . будет идти от более легкого  к более трудному;

     . от общего к частному;

     . никто не будет перегружен  чрезмерным количеством учебных  предметов;

     . учеников не будут принуждать  заучивать  то,  что  ими   хорошо  понятно  и  осмысленно;

     . все будет преподаваться для  приложения к жизни;

     . все будет преподаваться по одному и тому же методу.

Основательность обучения и учения будет достигнута, если:

     . будут заниматься полезными вещами;

     . всему будет положено прочное  основание;

     . последующее будет опираться  на это основание;

     . все, что имеет взаимную связь,  постоянно будет соединяться;

     . все будет закрепляться постоянными  упражнениями.

Быстрота  в обучении будет достигнута, если:

     . во главе одной школы или  одного класса будет стоять  один учитель;

     . один предмет будет изучаться  по одному автору;

     . одна работа будет задаваться  всему классу;

     . по одному и тому же методу  будут преподаваться все науки  и языки и т.д.

     Эти требования,  предъявленные  Коменским  к  обучению,  и  положения, выработанные   к   их   осуществлению,   представляют    собой    сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований  и  правил  не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое  и практическое значение для нашей дидактики и школы.

     Величайшей  заслугой Коменского  является  раскрытие  природы  процесса обучения,  в  частности  основных   качественных   сторон, характеризующих обучение как процесс с дидактической точки зрения.  Коменский,  рассматривая обучение как специфический процесс отражения  действительности,  считал,  что процесс  обучения  и  его  закономерности  базируются   на   закономерностях процесса  познания  -  на   гносеологических   началах   материалистического эмпиризма и на принципе природосообразности.

      В учении Коменского относительно природы  и  закономерностей  обучения важным являются его  взгляды  по  вопросу  о  ступенях  обучения.  Коменский впервые в истории дидактической мысли не  только  ввел  понятие  о  ступенях обучения, но и дал анализ этих ступеней и  разработал  определенную  теорию.

     Он  писал:  “В  каждом  обучении  имеются  три  точно  определенные  ступени: начало, продолжение и конец.” Все  эти  компоненты  последовательно  связаны друг с другом и обусловливают друг друга.

     Что подразумевает Коменский под  каждой из этих ступеней?

     Коменский разрабатывает вопрос  о  природе  процесса  обучения  и  его закономерностях  с  гносеологических  позиций.  Исходя  из  того   положения материалистического эмпиризма, что не может быть ничего  такого  в  сознании человека, чего бы раньше не было в  ощущениях,  он  считает,  что  ключом  к обучению,  его  началом   является   чувственное   восприятие,   чувственное обучение. Прежде предмет, а затем или параллельно слово  -  таково  исходное дидактическое положение Коменского. Это  положение  является  универсальным, золотым правилом обучения. Чувственное  восприятие  и  есть  первая  ступень обучения.

     За  этой  ступенью  следуют  словесные  пояснения  учителя,  сравнения, обобщения,  абстракции.  На  этой  ступени  разрабатывается  и   расширяется понятие того, что путем ощущения, посредством органов  чувств  отразилось  в сознании  учащихся.  Эту  вторую   ступень   Коменский   называет   ступенью продолжения или пояснения.

     Но  на данной ступени процесс обучения не заканчивается.  Знание  будет полным и действительным, когда оно  в  результате  длительных  упражнений  и использования на практике становится прочным, когда учащийся в любой  момент может восстановить его в памяти, изложить и использовать в  дальнейшем.  Эту третью  ступень  Коменский  называет  ступенью  упражнений.  Упражнениям  Он придает настолько важное значение, что отводит им 2/3 урока.

Относительно  общей природы процесса  обучения  Коменский  пишет:  “Эти занятия должны вестись по одному и тому же методу.

     Это достигается:

     1) посредством постоянного параллелизма предметов, понятий и слов;

     2) посредством знания, понимания, применения;

     3) посредством примеров, правил, упражнений.

     Упражнения  или практика происходят посредством  самостоятельного  наблюдения, самостоятельной речи, самостоятельных действий.

     Коменский не только глубоко обосновал требование связи  теоретического обучения с практикой, но и определил структурные  части  процесса  обучения, его ступени:

     1) чувственное восприятие;

     2) пояснение;

     3) упражнение.

     На  первой ступени обучения служат  внешние  чувства  (зрение,  слух, обоняние, осязание) – «для все более и более  отчетливого  наблюдения  вещей»; на второй - разум - “для все более и более глубокого проникновения в вещи”; на третьей ступени - память - для все  лучшего  и  лучшего  усвоения. Язык - для того, чтобы понятное уметь высказывать все лучше и лучше. Руки  - чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно”.

     Все эти три ступени обучения Коменский  рассматривал  дифференцированно в соответствии с возрастом учащихся и формированием самого обучения.  Первая ступень - у малых детей, вторая ступень - у взрослых, но еще не обученных  к искусству, третья  ступень  -  люди,  которые  уже  знают  способ  действия.

     Коменский  видел  закономерность  ступеней  процесса  обучения  в  связи   с возрастом учащихся.

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 

      В основу своего педагогического,  и в частности, дидактического  учения Ян Коменский вложил три важнейших принципа:

     1) воспитывающий характер обучения;

     2) связь обучения с  жизнью, с  действительностью;

     3) соответствие обучения возрасту учащихся.

      В процессе  воспитывающего  обучения  формируются  моральные  качества человека. По мнению Коменского “никто не может  сделаться  образованным  без воспитания или культивирования, т.е. буз прилежного обучения  и попечения”.

     Итак, дидактика Коменского опирается  на идею воспитывающего обучения.

      1. Коменский выдвинул принцип   соединения  обучения  с  воспитанием   и первый в истории педагогики определил основные положения этого принципа.

       2.  Идея  воспитывающего  обучения  у  Коменского  проникнута   духом народности и  гуманности,  выражает  требования  не  только  богатых,  но  и третьего сословия.

       3.  Взгляды  Коменского  на  воспитывающее  обучение  используются  и современной дидактикой.

       С  идеей  воспитывающего  обучения  тесно  связано   требование  связи обучения с жизнью. Коменский дал прогрессивные для  того  времени  и  хорошо разработанные рекомендации  по  этому  требованию.  Вот  несколько  основных положений Коменского:

      1. “Кто, будучи даже взрослым, умеет  говорить лишь одними  словами,  а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе”

      2.  “Школы,  движимые  и  исполненные   потребностями  природы,  должны учить: 1) теории, 2) практике,  3)  употреблению  всех  хороших  и  полезных вещей”.

      3. “Если что-либо нужно  сообщить  юношеству  даже  и  ради  настоящей жизни, все это должно быть таково, чтобы, не мешая той  вечной  жизни,  и  в настоящей жизни приносило бы единственную пользу”.

      4. “Кому нужны эти пустяки?  Какой смысл изучать  то,  знание  чего  не принесет пользы, а незнание  не  принесет  вреда  и  от  чего  в  дальнейшем возрасте придется отучиваться или что придется среди занятий  забывать?  Нам есть чем заполнить ту короткую  жизнь,  даже  если  ни  одной  ее  капли  не тратить на пустяки.  Итак  пусть  будет  задачей  школы  занимать  юношество только серьезным”.

      5. “Нужно преподавать только  то,  что  приносит  самую   основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни”.

Информация о работе Я.А.Коменский - основоположник педагогики Нового времени "Великая Дидактика"