Я.А.Коменский - основоположник педагогики Нового времени "Великая Дидактика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII века. Коменский был основоположником педагогики нового времени. Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Работа содержит 1 файл

Эля коменский2.docx

— 38.93 Кб (Скачать)
align="justify">      6. “Какое бы занятие не  начинать,  нужно  прежде  всего  возбудить   у учеников серьезную любовь к нему,  доказать  превосходство  этого  предмета, его пользу, приятность и только то, что можно”.

      7. “При усвоении всякого предмета  тотчас  нужно  обдумать,  какую  это принесет пользу, чтобы ничего не изучать напрасно”.

      8. “В школе следует приучать  всех  учеников  применять   к  делу  свои знания и мудрость, держась в отношении к вещам, которые находятся у них  под руками, в отношении к ближним, с которыми они вместе живут, и в отношении  к богу, под оком которого  они  ходят,  так,  чтобы  с  пользой  продолжать  в течение всей жизни начатое в школе направление”.

      9. “Чтобы все делалось посредством  теории, практики  и  применения,  и притом так, чтобы каждый ученик  все  изучал  сам,  собственными  чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих  учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи,  в  практике  и  в применении,  как  единственную  основу  для  достижения   прочного   знания, добродетели и, наконец, блаженства”.

     Наряду  с этими и с другими указаниями Коменский дает такие  наставления и поучения методического характера о  связи  общения  с  жизнью,  которые  и поныне сохранили свою справедливость. Приведем несколько  наиболее  типичных из этих высказываний:

     1. “Полезно давать детям для  игры деревянные  или  оловянные   лошадки, коров, овечек, колясочки, горшочки, столы, стулья, кружки,  кастрюльки;  они будут служить не только для игры, но  и  для  содействия  понимания  вещей.

Ведь это  и означает учить маленьких детей  жизни, т.е.  постепенно  открывать им глаза  на  эти  маленькие  вещи,  чтобы  они  не  оставались  слепыми  в больших”.

     2.  “Так  как  жизнь  придется  проводить  в  общении   с  людьми  и  в деятельности, то  нужно  научить  детей  не  бояться  человеческого  лица  и переносить  всякий  честный  труд,  чтобы  они  не  стали   нелюдимыми   или мизантропами,   тунеядцами,   бесполезными   бременем   земли.   Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни”.

     3. “Ученики должны ознакомиться  со  всеми  более  общими  ремесленными приемами отчасти с той только целью, чтобы  не  оставаться  невеждами  ни  в чем,  касающимися  человеческих  дел,  отчасти  даже  и  для   того,   чтобы впоследствии легче обнаруживалась  их  природная  наклонность,  к  чему  кто чувствует преимущественное призвание.”

     4. “Четвертый, пятый и шестой годы  будут и должны быть  полны   ручного труда и всяких строительных  работ.  Нехорошим  признаком  является  слишком спокойное состояние ребенка в время сидения и ходьбы.  Если  ребенок  всегда бегает или всегда чего-то хочет делать, это  служит  верным  доказательством здорового тела и живого ума. Поэтому, как было сказано,  за  чтобы  ребенок не взялся, не только не нужно ему мешать, но скорее нужно помогать,  с  тем, чтобы все, что делается, делалось разумно и подготовляло  дорогу  дальнейшим серьезным трудам”.

     Его учебник “Мир  чувственных  вещей  в  картинках”  имеет  специальные главы,  обучающие  какому-либо  ремесленному  труду  или  работе.  Например: “Садоводство”, “Землеводство”, “Животноводство”, “Выпечка   хлеба”,  “Рыбная ловля” и т.д.

     Следует подчеркнуть важное  положение  Коменского  о  том,  что  связь обучения с трудом не может строиться на подчинении обучения  узкоремесленной задаче. Он указывает,  что  человеческая  мудрость  не  может  ограничиваться только узкими повседневными делами.

     Вместе  с тем Коменский не требует  знания одного,  или  наоборот,  всех ремесел, но по его мнению учащийся должен ознакомиться “со   всеми  приемами вообще” Коменский требует воспитывать у учащихся любовь к труду,  прилежание и  способность  преодолевать  трудности,   причем   эти    качества   должны воспитываться  путем  непосредственного  участия  в  ней,  поскольку  “добро развивается посредством дела, а не посредством пустой болтовни”.

       Третье  требование  Коменского  -  соответствие   обучения   возрасту учащегося, оно вытекает из идеи природосообразности.        Коменский пишет:   “Тот   порядок,   который   мы   желаем   сделать универсальной идеей для искусства - всему учить и всему  учиться,  -  должен быть заимствован и может быть заимствован не из чего иного,  как  только  из указаний природы...” По  Коменскому,  соблюдать  закономерности  в  обучении можно лишь тогда, когда известны законы развития учащегося, его природа.

      Однако во времена Коменского  научное  изучение  психичекого  развития ребенка  фактически  еще  даже  не  было  начато,  поэтому  Коменский  искал аналогии с явлениями природы. “Природа,  создавая  птичку,  не  забывает  ни головы, ни крыла, ни ноги, ни когтя,  ни  кожи,  словом,  что  относится   к сущности данного рода птицы... Таким же  образом   и  в  школах,  образовывая человека необходимо образовывать его в целом, чтобы  сделать  его  пригодным для настоящей жизни и вместе с тем подготовленным к самой вечности”.

       Коменский  в  своем  учении  критикует   факт   перегрузги   учащихся недоступным материалом. Он считал нужным не  только  устранить  из  обучения все, что  недоступно  пониманию  детей,  но  и  сделать  возможным  усвоение учащимся многого такого, что в условиях зубрежки и механических   упражнений было  непонятно  для  подавляющего  большинства  школьников.  С  этой  целью Коменский  считал необходимым совместное обучение детей, стоящих на одном  и том же уровне развития:  “Одинаковый  детский  возраст,  одинаковые  успехи, нравы и привычки более способствуют взаимному развитию,  так  как  глубиною изобретательности один  другого  не  превосходят.  Между  ними  нет  никакого стремления к господству одного над другим,  никакого  принуждения,  никакого страха, но одинаковая любовь, искренность, свободные о каждом  деле  вопросы и ответы.

      Коменский считает, что каждый  ребенок может одолеть трудности   учения, если “мы будем усердно использовать имеющиеся у нас  средства”,  т.е.  такие методы обучения и  воспитания,  которые  наиболее  полно  учитывают  природу ребенка. Он указывает на необходимость индивидуального  подхода  к  ребенку: “Потому,  что  уроки  при  классных  чтениях   соразмеряются   со   средними способностями;  потому,  чтобы   более   способные   головы   не   оставались незанятыми, будучи задерживаемы на одном  и  том  же  предмете  больше,  чем этого требует их понятливость, им дозволено проходить лишнее  и  прочитывать писателей, не  уклоняющихся  от  курса  класса.  Такое  чтение  не  нарушает проходимого в  данное  время  учебного  курса,  а  скорее  способствует  его усвоению”.

      Эти взгляды Коменского получили  практическое и конкретное выражение   в его учебниках, где  каждый  рассказ  или  картинка  с  достаточной  полнотой учитывает интересы ребенка, уровень его мышления, его эмоции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

1.    Лордкипанидзе  Д.О. Ян Амос Коменский, изд 2-е,                                      

       М, Педагогика, 1970

2.    Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня “Глаголь”,  СПб 1995

Информация о работе Я.А.Коменский - основоположник педагогики Нового времени "Великая Дидактика"