Я-концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:31, реферат

Описание работы

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие «Я» - концепции…………………………………………………………...4
Составляющие «Я» - концепции…………………………………………………....5
Когнитивная составляющая «я» - концепции………………………………….5
Оценочная составляющая «Я» - концепции…….…………………………….6
Поведенческая составляющая «Я» - концепции………………………...…….7
«Я» - концепция в различных теориях личности……………………………..……8
Развитие «Я» - концепции………………………………………………………....12
Факторы, влияющие на развитие Я – концепции……………………………12
Источники развития и формирования Я - концепции ……………………....14
Заключение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по сициологии.docx

— 41.29 Кб (Скачать)

     Язык  и развитие «Я - концепции». Значение языка для развития «Я - концепции» очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию «Я - концепции». Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т.п.) - другой важный источник формирования «Я - концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшим социальным окружением) жизненно важны для развития «Я - концепции». С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают. Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если другие люди принимают, то у него, вероятнее всего, развивается положительная «Я - концепция». Если другие отвергают, у него будет развиваться отрицательная «Я - концепция». Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для «оформления» центральных «Я - установок» в подростковом возрасте.

     Полоролевая идентификация. Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение -важнейший и универсальный компонент «Я - концепции».

     Воспитание  детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я - концепции» личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я - концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

  1. Положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителям своих детей;
  2. Четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей, целенаправленное и согласованное поддержание этих норм детей;
  3. Уважение со стороны родителей в индивидуальной инициативы ребенка установленных пределах;
  4. Минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.

      

    Заключение

     В жизни каждого человека чрезвычайно  важную роль играет осознание себя не только через самовосприятие, но и через восприятие других людей. Контакт человека с социумом начинается еще в раннем детстве, при контакте с родителями. У ребенка уже  начинают формироваться представления  о себе, самооценка, образ, к которому он сознательно или неосознаваемо  стремится. Он начинает анализировать  свое поведение, ситуации, в которые  попадает. В этом случае концепция  действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее  представлениям человека о себе.

     Я - концепция включают в себя 3 составляющие: когнитивную (совокупность тех качеств, с помощью которых человек  себя описывает), оценочную (единство знания к себе, самооценка, уровень притязаний) и поведенческую (комплекс установок  человека, готовность действовать в  определенной ситуации определенным образом). Существует 3 условия становления  самооценки: отношение между Я - реальным и Я - идеальным, интериоризация социальных реакций и успешность его деятельности.

     В осознании себя играет роль множество  аспектов, такие, как представление  о своем теле (телесное «Я»), язык как развивающаяся способность  выражать словами и формировать  представления о себе и других людях, субъективная интерпретация  обратной связи от значимых других о себе, идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина - женщина);

     Я - концепция играет, по существу, троякую  роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта  и является источником ожиданий. 
 

 

    Список  литературы

    1. Берне, Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2001.

   2.Дерябин,  А.А. Я - концепция и теория когнитивного диссонанса: 
обзор зарубежной литературы. - М.:  Прогресс, 2003.

  1. Джемс У. Психология. М.: Политиздат, 2003.
  2. Ждан А.Н. История психологии. - М.:«Российское педагогическое агентство», 2007.

   3. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология- 
М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2008.

  4. Колесникова, С.С. Особенности Я - концепции подростков с эддиктивным 
поведением. - М.: Политиздат, 2004.

  1. Психология самосознания // Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д. Я. Рай городского. Самара, 2000.
  2. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райе. - СПб.: Питер, 2000.
  3. Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. М.: Прогресс, 2001.

Информация о работе Я-концепция