Я-концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:31, реферат

Описание работы

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие «Я» - концепции…………………………………………………………...4
Составляющие «Я» - концепции…………………………………………………....5
Когнитивная составляющая «я» - концепции………………………………….5
Оценочная составляющая «Я» - концепции…….…………………………….6
Поведенческая составляющая «Я» - концепции………………………...…….7
«Я» - концепция в различных теориях личности……………………………..……8
Развитие «Я» - концепции………………………………………………………....12
Факторы, влияющие на развитие Я – концепции……………………………12
Источники развития и формирования Я - концепции ……………………....14
Заключение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по сициологии.docx

— 41.29 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

Кафедра истории и психологии 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Психология и педагогика»

На тему:

«Я –  концепция» 
 
 
 

                Выполнила: студентка группы НН-31

                                                                     Шубина С.В.

                                                                     Проверила: кан. педаг. наук

                                                                     Кохановская Л.С.                                                                 
 
 

Йошкар-Ола

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие «Я» - концепции…………………………………………………………...4
  2. Составляющие «Я» - концепции…………………………………………………....5
  3. Когнитивная составляющая «я» - концепции………………………………….5
  4. Оценочная составляющая «Я» - концепции…….…………………………….6
  5. Поведенческая составляющая «Я» - концепции………………………...…….7
  6. «Я» - концепция в различных теориях личности……………………………..……8
  7. Развитие «Я» - концепции………………………………………………………....12
  8. Факторы, влияющие на развитие Я – концепции……………………………12
  9. Источники развития и формирования Я - концепции ……………………....14

Заключение……………………………………………………………………….…..17

Список  используемой литературы…………………………………………………..18

 

Введение

     Внутренний  мир личности и ее самосознание издавна  привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о  сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических  вопросов, но и практических задач  в связи с формированием жизненной  позиции.

     Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь  в непосредственное отношение к  самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система  представлений человека о самом  себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я - концепция. Личность становится для себя тем, что она есть в  себе через то, что она есть для  других.

      Человек все больше и больше контактирует с обществом и поэтому самоопределение  и самореализации чрезвычайно важны  в жизни каждого человека. Что  личность из себя переставляет, какова она в восприятии окружающих, какой  бы ей хотелось быть на самом деле? Эти  и многие другие вопросы освещает «Я - концепция».

     Я - концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в  то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое  приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

 

1. Понятие «Я» - концепции.

     Развитие  самосознания человека неразрывно связано  с процессом самопознания как  процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими  людьми, с культурой и обществом  в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря  ему, в рамках жизнедеятельности  субъекта и его специфических  деятельностей.

     Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

     Как научное понятие Я - концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

     В современной психологии Я - концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я - концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

     Я-концепция - это совокупность установок на самого себя. В большинстве 
определений установки   подчёркиваются  три   главных  её  элемента,   её  три психологические составляющие:  

     Образ Я - представление индивида о самом  себе.

Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной  интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать  более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или  осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны  образом Я и самооценкой.

    Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. 
 

    2. Составляющие «Я» - концепции (по Р.Бернсу).

     Рассмотрим  подробнее эти три основные составляющие Я - концепции:

    2.1 Когнитивная составляющая «Я» - концепции.

     Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут  быть самыми разнообразными.

     Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак  не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного  образа индивида они отражают, с  одной стороны, устойчивые тенденции  в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного сам о восприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных  целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут  меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания  ее отдельных черт.

 

2.2 Оценочная составляющая «Я» - концепции.

     Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная  составляющая безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность  которых зависит от контекста  и от самого когнитивного содержания.

     Самооценка  не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных  представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений  индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

     Самооценка  отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной  ценности и позитивного отношения  ко всему тому, что входит в сферу  его Я.

     Самооценка  проявляется в сознательных суждениях  индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

      Есть  три момента, существенных для понимания  самооценки.

     Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального  Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким  человек хотел бы быть. Те, кто  достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный  образ Я, должны иметь высокую  самооценку. Если же человек ощущает  разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

     Второй  фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными  словами, человек склонен оценивать  себя так, как, по его мнению, его  оценивают другие.

     Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что  индивид оценивает успешность своих  действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

     Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или  культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

     Позитивную  Я-концепцию можно приравнять к  позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие  себя, ощущение своей неполноценности. 

    2.3 Поведенческая составляющая «Я» - концепции.

     Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении  модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или  его страха перед возможными последствиями.

     Всякая  установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции  как комплекса установок заключается  лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные  с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической  защиты. Но если речь идет об отношении  к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться  бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к  самому себе.

    Мы  рассмотрели понятие Я-концепции. Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений  человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. 

    3. «Я» - концепция  в различных теориях  личности.

    Содержание  и объем понятия «Я-концепция» до настоящего времени остается дискуссионным. Вклад в исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих  его с различных позиций, таких, как: У. Джемс, Ч. X. Кули, Дж. Г. Мид, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. В Столин, С. Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Берне, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон.

Информация о работе Я-концепция