Актуальные проблемы философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть следующие проблемы философии, имеющие огромную значимость и на сегодняшний день, как основные вопросы философии, экзистенциализм, диалектику, проблему истины и заблуждения, источники сознания, проблему взаимодействия человека и природы, обозримое будущее человечества, личность и эмпиризм. Объект работы – вопросы и проблемы философии, предмет – понятия, философские направления и точки зрения философов. В соответствии с поставленной целью перед нами стоят следующие задачи:
Раскрыть основные вопросы философии, сущность экзистенциализма, понятие и альтернативы диалектики.
Обозначить проблемы истины и заблуждения, источники сознания, «пограничные ситуации» и нахождение в них человека.
Охарактеризовать проблемы взаимодействия человека и природы, суть и значимость обозримого будущего человечества, понятия личность и эмпиризм.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Основной вопрос философии. Экзистенциализм.
Диалектика и ее альтернативы
5
Глава 2. Проблема истины и заблуждения. Источники
сознания. Человек в «пограничных ситуациях»
14
Глава 3. Человек и природа: проблема взаимодействия.
Обозримое будущее человечества. Личность.
Эмпиризм
22
Заключение
30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 68.57 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

Глава 1. Основной вопрос философии. Экзистенциализм.

                  Диалектика и ее альтернативы

5

Глава 2. Проблема истины и заблуждения. Источники     

                   сознания. Человек в «пограничных ситуациях»

14

Глава 3. Человек и природа: проблема взаимодействия.

                   Обозримое будущее человечества. Личность.

                   Эмпиризм

22

Заключение 

30

Список литературы

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность. Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два: 1. «Что первично: дух или материя?» 2. Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии. Важность вопроса «материя и сознание, что первичней?» заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Философия экзистенциализма, в которое входит понятие «пограничная ситуация» чрезмерно популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее. В настоящее время наблюдается тенденции смещения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни. Эта проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать главным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй теория проблему первичности и отношений материи и сознания.

Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика требует  исследовать явление, не исключая его  из общей связи, не игнорируя его  взаимодействий и взаимообусловленности. В этом и проявляется значимость данной проблемы в философии. 

Проблема истины является ведущей  в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и  др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и  т.п.), форм ее реализации, структуры  познавательных отношений и т.п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы  понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось и каковы его источники.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы  была доминантой в культуре техногенной  цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Техногенная  цивилизация рождается, когда стержнем цивилизационного развития становится наука. Экология в философском измерении позволяет увидеть философскую проблему сознания как в сугубо гносеологическом, так и онтологическом плане. Научная рациональность поставлена под сомнение. Актуализируется традиционная, но забытая, начиная с эпохи гносеологизма, проблематика философии природы. Именно новая философия природы является необходимым условием для того, чтобы были функциональны аргументы окружающей нас политики, экологической экономики и пр. Ведь проблема заключается как раз в том, чтобы экологические ценности стали ценностями господствующего мировоззрения и новой культуры.

Цель работы – рассмотреть следующие проблемы философии, имеющие огромную значимость и на сегодняшний день, как основные вопросы философии, экзистенциализм, диалектику, проблему истины и заблуждения, источники сознания, проблему взаимодействия человека и природы, обозримое будущее человечества, личность и эмпиризм. Объект работы – вопросы и проблемы философии, предмет – понятия, философские направления и точки зрения философов. В соответствии с поставленной целью перед нами стоят следующие задачи:

  1. Раскрыть основные вопросы философии, сущность экзистенциализма, понятие и альтернативы диалектики.
  2. Обозначить проблемы истины и заблуждения, источники сознания, «пограничные ситуации» и нахождение в них человека.
  3. Охарактеризовать проблемы взаимодействия человека и природы, суть и значимость обозримого будущего человечества, понятия личность и эмпиризм.

ГЛАВА 1. Основной вопрос философии.

Экзистенциализм. Диалектика и ее альтернативы

 

 

Основной вопрос философии. Основной вопрос философии – это вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (или иначе «дух») - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

Последовательное решение  основного вопроса философии  возможно лишь при учете обеих  его сторон. Философы, образовавшие лагерь материализма, признавали первичным  материю, бытие и вторичным - сознание и считали сознание результатом  воздействия на него объективно существующего  внешнего мира. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (т.е. бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: - объективный идеализм; - субъективный идеализм; - материализм; - вульгарный материализм; - дуализм; - деизм;

При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны выделяются следующие направления: - гностицизм; - агностицизм; - эмпиризм (сенсуализм); - рационализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно, материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоя-тельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; сознание определяется материей (бытием). К материалисти-ческому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро и др. французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин. Достоинство материализма - опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление - вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVIIв.), Франции XVIIIв., СССР и социалисти-ческих странах в ХХв.

Идеализм («линия Платона») - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: - объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); - субъективный идеализм (Беркли, Юм). Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма реально существует только идея, которая первична, а также вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»; «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.); «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; каждая единичная вещь - воплощение идеи (эйдоса) данной вещи; большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец; отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным  идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: - все существует только в сознании познающего субъекта (человека); - идеи существуют в разуме человека; - образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувствен-ные ощущения; - вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями филосо-фии - материализмом и идеализмом - существуют промежуточные (компро-миссные) течения - дуализм, деизм. Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: - существуют две независимые субстанции - материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); - все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной); - в человеке соединяются одновременно две субстанции - и материальная, и духовная; - материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; - основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм -направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIIIв.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона  основного вопроса философии представлена: - эмпиризмом (сенсуализмом); - рационализмом. Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»). Основоположником рационализма (от лат. ratio - разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве «Бог существует», «У квадрата равные углы и т.д.).

В качестве особого направления  выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: - мир познаваем; - возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): - мир непознаваем; - возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804гг.). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например, «Бог существует - Бога не существует». Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХв. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенциализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья. Рассмотрим подробнее, что же такое «экзистенциализм».

Информация о работе Актуальные проблемы философии