Актуальные проблемы философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть следующие проблемы философии, имеющие огромную значимость и на сегодняшний день, как основные вопросы философии, экзистенциализм, диалектику, проблему истины и заблуждения, источники сознания, проблему взаимодействия человека и природы, обозримое будущее человечества, личность и эмпиризм. Объект работы – вопросы и проблемы философии, предмет – понятия, философские направления и точки зрения философов. В соответствии с поставленной целью перед нами стоят следующие задачи:
Раскрыть основные вопросы философии, сущность экзистенциализма, понятие и альтернативы диалектики.
Обозначить проблемы истины и заблуждения, источники сознания, «пограничные ситуации» и нахождение в них человека.
Охарактеризовать проблемы взаимодействия человека и природы, суть и значимость обозримого будущего человечества, понятия личность и эмпиризм.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Основной вопрос философии. Экзистенциализм.
Диалектика и ее альтернативы
5
Глава 2. Проблема истины и заблуждения. Источники
сознания. Человек в «пограничных ситуациях»
14
Глава 3. Человек и природа: проблема взаимодействия.
Обозримое будущее человечества. Личность.
Эмпиризм
22
Заключение
30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 68.57 Кб (Скачать)

Философия природы становится актуальным аспектом экологической философии  вследствие новых достижений естествознания. Наукой формируется качественно  новый, по сравнению с механистическим, образ природы, прежде всего, это  относится к эволюционно-синергетической  парадигме. Мир как самоорганизую-щаяся целостность, в которой действует глобальная динамика с участием сознания, человека. Экология как наука дает модель внутренних связей на уровне земной жизни, которая аналогична модели микрореальности, предложенной квантовой теорией. Об объектах экологии, так же как об объектах квантовой физики, нельзя говорить, как об отдельных сущностях. Ценности понимаются как существующие виртуально, как онтологические категории. Тогда физика и этика в равной степени оказываются описанием природы. 

Пусковым механизмом исследований, обозначаемых философией природной  среды, послужило обострение экологической  ситуации и осмысление этого факта  в работах членов Римского клуба, распространившееся движение «зеленых», научная экология, политика и экономика и пр. - все это проявление экологического феномена, который является не выдумкой журналистов, а социально-природной реальностью. Вопрос в том, как откликается современная философия, как самосознание культуры, на этот артефакт? Ответ на него представлен философией природной среды.

Философия природной среды - это  комплекс онтологических, гносеологии-ческих, аксиологических проблем, объединяемых экологической тематикой. Приведем некоторые из них, предварительно заметив, что не только в научно-техническом, но и в философском сообществе немало противников идеи наличия метафизического пути экологии, по мнению которых, экология - не философия. Но если признать, что современный глобальный кризис есть в своей основе кризис технологического отношения к миру и, следовательно, его преодоление невозможно средствами науки и техники, то, оставаясь в сфере рационального мышления, неизбежна философская рефлексия отношений «человек-природа».

Обозримое будущее человечества. Попытки предугадать будущее имели большое значение для идейного обоснования жизненных интересов и стремлений народов, населяющих нашу планету. Объясняются они не только желанием пофантазировать ради того, чтобы на короткое время «отключиться» от нередко безрадостной реальности, но и жизненным потребностями людей, надеждами, возлагаемыми ими на то, что будет и опасениями относительно ожидаемого. Как показатели исследования ученых, умение прогнозирования будущего задано человеку от рождения, то есть генетически присуще ему.

Наиболее распространенным представлениям об уровнях прогнозирования будущего следует отнести следующее: - непосредственное; - обозримое; - отдаленное.

Остановимся на обозримом будущем  человечества. Если коснуться обозри-мого будущего, которое охватывает большую часть следующего столетия, то о нем можно сказать как о насыщенным различными вполне правдоподобными варианта-ми. Только прогнозируется оно на неполной информационной базе. К таким данным следует относиться с большой осторожностью, тщательно проверяя их вероятность. Тем не менее, на протяжении обозримого будущего следует ожидать завершения таких долговременных процессов, протекающих в планетарном масштабе как демографическая революция, преодоление развивающимися странами экономии-ческой отсталости, перехода к гуманизму, демократическому обществу и т.д.

Очевидно и то, что мировым  сообществом будет выработана единая политика борьбы с преступностью, хотя культурная и социальная интеграция вряд ли завершиться к этому времени. Менее оптимистичным должен быть взгляд в будущее с позиций  борьбы с преступностью в обозримом  будущем. И не потому, что в человеке природой заложено противоправное поведение. Все дело в том, что в обществе с писанными законами обязательно  будут находиться люди, не выполняющие  их по разным причинам: одни из них будут  совершать противоправные действия по «недомыслию», другие - в силу стечения обстоятельств, третьи -из-за протеста против существующих порядков и т.д. Но, очевидно, что из-за практики исчезнут одни виды преступлений, а их место  займут другие, «привязанные» к тем  условиям, в которых будут жить наши потомки. Кардинально изменятся  и виды наказаний за совершенные  преступления, и способы их отбывания.

Следует понимать, что чем больше мы стремимся заглянуть в будущее, тем меньше вероятность «угадывания» ожидаемого. Поэтому качество прогнозирования  непосредственного будущего всегда выше, чем обозримого, а тем более - отдаленного.

Занятие этим видом деятельности имеет  очень большое прикладное значение и касается практически всех сфер жизни человечества: духовной, экономической, правовой, политической, военной, социальной, демографической и т.д. Для многих из них наиболее приемлемыми являются такие методы прогнозирования будущего как: экстраполяции, исторической аналогии, компьютерного моделирования, экспертных оценок, сценарии будущего. Коротко  охарактеризуем каждый из них.

Метод экстраполяции (с лат. - «дополнительное  приглаживание») заключа-ется в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую. Используется он, например, при знании динамики развития какого-то процесса или явления в прошлом и настоящем.

Метод исторической аналогии. Его  использование очень эффективно, благодаря знаниям, которые накоплены  человечеством о последовательности тех или иных событий, имевших  место в жизни человеческого  общества, отдельных государств. Их анализ позволяет выявить определенные закономерности и распространить их на будущее.

Метод компьютерного моделирования. Вошел в практику сравнительно недавно, продемонстрировав широкие возможности  вычислительной техники при определении  перспектив развития политических, экономических  и других процессов в жизни  общества. Он обладает некоторыми преимуществами перед другими из-за широких возможностей обработки за короткий отрезок времени  больших объемов самой разнообразной  информации.

Метод экспертных оценок. Представляет собой достаточно сложный и ответственный  вид исследований с привлечением широкого круга специалистов и технических  средств. Заключается он в оценке различных видов человеческой деятельности и их последствий для политической, экономической обстановки в обществе, для окружающей среды т.д. В последние  годы актуальность всесторонних научных  экспертиз стала очевидной, ибо  позволяет объединить все усилия высококлассных специалистов в отдельных  «узких» сферах и избежать негативных последствий от реализации социальных и технических проектов. Например, научная экспертиза проекта поворота рек Сибири, проведенная учеными, позволила им заявить о нарушении  климатического баланса в природе  планеты уже в непосредственном будущем в случае его реализации. Такого типа экспертизы должны производиться  и при принятии правительством решений, в частности, об амнистиях. Ведь такая  гуманитарная акция, не подкрепленная  денежными средствами и мероприятиями  по ускоренной социальной адаптации  бывших заключенных, может повлечь  рост преступности, усилить напряженность  в системе общественных отношений.

Сценарии будущего являются одним  из древнейших методов прогнозирования  будущего. О них можно услышать и в мифах, и гаданиях прорицателей, и в фантастических рассказах  писателей. Они становятся объектами  пристального внимания людей особенно в критические моменты человеческой истории, им даются самые разнообразные  толкования. Необходимо глубоко осознавать ценность каждого из методов прогнозирования, ибо благодаря их использованию  человечество осуществляет и трудное  восхождение к совершенству, и  пытается соизмерить реальность с перспективами  собственного существования.

Личность. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Итак, под «личностью» в современном социально-философском знании понимают обычно как: 1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; так и 2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности. Понятие личности, употребляемое в этом значении, нужно отличать от понятия индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица.

Проблема личности в философии  – это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

Эмпиризм. Это направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «Нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «Знание – сила». Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон, а видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США). Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

В метафизике направление это охватывает весьма разнообразные точки зрения, то переходя в догматические системы известного типа, то превращаясь в скептицизм. Это объясняется различием толкований, какие нередко тот же мыслитель может придавать понятию "опыт". Под опытом в узком смысле слова разумеют познание единичного. Но единичное можно понимать: 1) как субъективное ощущение, если дело идет о внешнем опыте, или как "единичное представление", если дело идет о внутреннем опыте; 2) как восприятие чего-то единичного, что обладает независящим от сознания существованием в виде части внешнего мира и продолжает существовать, помимо сознания и в то время, когда восприятие прерывается. Это различное понимание опыта создает две типичных формы эмпиризма: имманентный и трансцендентный.

Имманентным эмпиризмом называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму (Протагор, Пиррон, Монтень), или к безмолвному предположению трансцендентного (системы Юма и Милля).

Типичнейшей формой трансцендентного эмпиризма является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.

Итак, под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайнего догматического реализма в форме материализма. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей. В теории познания и в психологии Э. характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (т.е. неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Основной вопрос философии в  его традиционном истолковании - это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?» При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм. В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

Экзистенциалистская философия - оптимистична, несмотря на пессимисти-ческую окраску некоторых своих положений. Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Оценивая в целом весомый вклад экзистенциализма в развитие философии человека, нельзя не видеть весьма существенного, присущего ей, недостатка. Рассматривая человека самосознающим существом, экзистенциализм, к сожалению, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития. Между тем, именно история создает людей и именно в ходе ее изменяется тот мир, частью которого являются все люди и социум, и природная среда, которым они обусловлены и сами его обусловливают. Экзистенциализм отразил в своей философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире.

Информация о работе Актуальные проблемы философии