Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:39, лекция

Описание работы

Античная философия формируется в Древней Греции в период (7-6 вв. до н.э.). Этапы развития античной философии
1. Натурфилософский период (6 – первая половина 5 вв. до н.э.). – Ориентация на рационально-логическое постижение природы, обращение к поиску некоего природного первоначала, с которым связывают происхождение и существование мира.
2. Классический период (вторая половина 5–4 в. до н.э.). – Ориентация на создание комплексных философских систем, включающих в себя целостный анализ природы, человека и общества.
3. Эллинистически-римский период (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.). – Ориентация на проблемы этики, обоснования смысла человеческой жизни.

Работа содержит 1 файл

античная философия.docx

— 41.79 Кб (Скачать)

Социокультурные факторы формирования античной философии

  • Античная философия формируется в Древней Греции в период (7-6 вв. до н.э.). Основные причины:
  • Социально-экономические: отделение ремесла от сельского хозяйства; развитие торговли и товарно-денежных отношений; быстрый рост городов; развитие мореходства и колонизация новых земель - это способствовало ускорению накопления позитивных знаний в разных отраслях жизнедеятельности (математика, астрономия, медицина и т.д.);
  • Социально-политические: формирование самостоятельных государств-полисов; установление демократической политической системы в ряде полисов; приоритет права перед обычаем – это способствовало развитию свободной политической дискуссии, основанной на рационально-логической аргументации.
  • Культурные: расширение связей и контактов с другими народами, открытие ранее незнакомых грекам традиций – это способствовало формированию взглядов об относительности их собственных религиозно-мифологических представлений.

Этапы развития античной философии

  1. Натурфилософский период (6 – первая половина 5 вв. до н.э.). – Ориентация на рационально-логическое постижение природы, обращение к поиску некоего природного первоначала, с которым связывают происхождение и существование мира.
  2. Классический период (вторая половина 5–4 в. до н.э.). – Ориентация на создание комплексных философских систем, включающих в себя целостный анализ природы, человека и общества.
  3. Эллинистически-римский период (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.). – Ориентация на проблемы этики, обоснования смысла человеческой жизни.

Античная  натурфилософия. Основные принципы.

  • Космоцентризм
  • Космический эстетизм
  • Принцип тождества микрокосма и макрокосма
  • Ориентация на поиск мирового первоначала, архэ

Космоцентризм

  • Понятие «космос» означает мировой порядок, мироздание, упорядоченную и гармоничную структуру мира.
  • Принципом существования космоса выступает Логос как разумный космический закон, проявляющийся во всех сферах природной и человеческой жизни. Благодаря действию Логоса в мире устанавливаются порядок и гармония; каждый предмет, явление или процесс занимают определенное место.
  • Космос вечен, несотворим и неуничтожим.
  • Существование космоса во времени представляется как циклический процесс.

Космический эстетизм

  • Космос, существующий благодаря Логосу, является эталоном красоты, величия и могущества. В результате космос выступает эстетическим объектом, способным вызывать чувство эстетического удовольствия.
  • Человек, обладающий разумом как частицей Логоса, должен стремиться к умозрительному познанию мира с целью постижения космической гармонии и организации собственной жизни в соответствии с нею.
  • Главным провозглашается не практическое, а познавательное и ценностное отношение к миру.

Принцип тождества микрокосма и макрокосма

Утверждение, согласно которому то, что имеется в космосе, имеется и в человеке. А то, что есть в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм (космос) и микрокосм (человек) – в сущности одно и то же.

Ориентация  на поиск мирового первоначала, архэ

    Архэ – первоначало, первопричина, основание всех существующих предметов, явлений и процессов.

    Архэ вечно. В  то же время все существующее в  мире возникает из архэ (в том  числе и боги) и существует временно. Создание и существование мира –  результат развития архэ.

Ориентация  на поиск мирового первоначала, архэ

  • Школы античной натурфилософии:
  • ионийские школы:
  • милетская школа
  • эфесская школа
  • италийская (элейская) школа
  • атомистическая школа

Ионийские школы

  • Отличительная черта – в качестве архэ рассматривается определенное природное вещество
  • Милетская школа:
  • Фалес: первоначало мира – вода.
  • Анаксимандр: первоначало мира – апейрон (неограниченная природность).
  • Анаксимен: первоначало мира – воздух.
  • Эфесская школа:
  • Гераклит: первоначало мира – огонь. Огонь рассматривается также как принцип существования мира, символизирующий постоянную изменчивость, и в то же время обеспечивающий единство мира.

Италийская (эфесская школа)

  • Отличительная черта – происходит переход от наглядно-образного к абстрактно-теоретическому пониманию архэ.
  • Основные представители: Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор.
  • Парменид: впервые сформулировано понятие «бытие». Последнее рассматривалось как единое, неподвижное, целостное и неделимое. Бытие постигается только мыслью. Мыслить – это значит найти что-то устойчивое в предмете (единое, неподвижное, неделимое). Таким образом, бытие и чистое мышление совпадают.

Атомистическая  школа

  • Основные представители: Левкипп, Демокрит
  • Первоначало мира – атомы и пустота. Атомы представляют собой мельчайшие материальные частицы, которые различаются между собой формой, порядком, положением, величиной и тяжестью. Атомы едины, неделимы и неизменны. Движение происходит в результате столкновения между атомами в пустоте. В результате столкновений между атомами возникают все предметы, явления и процессы.

Философия античности классического  периода

  • Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных философских систем, включающих анализ природы, человека и общества.
  • Центр философской мысли - Афины
  • Основные представители: Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий), Сократ, Платон, Аристотель

Софисты

  • Софисты – древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора.
  • Основные представители: Протагор, Горгий, Гиппий.
  • Основные идеи:
  • Учение о принципиальной непознаваемости мира: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор);
  • Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют» (Протагор);
  • Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми.

Сократ (470-399 до н.э.)

  • Учение Сократа возникает одновременно с деятельностью софистов. Общее в учениях Сократа и софистов – критика традиционных стереотипов и предубеждений. Отличие философии Сократа – направленность на поиск истины в сфере человеческого существования путем углубленного самопознания.
  • Сократ разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины.
  • Этический рационализм: Самопознание раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо.

Платон (427-347 до н.э.)  Учение об идеях:

  • Всякий существующий предмет, явление или процесс имеет свою идею. Идея вещи есть указание на совокупность ее существенных свойств, на их назначение и смысл.
  • Совокупность идей образуют мир идей. Идеи вечные и неизменные, образуют иерархическую лестницу. На ее вершине находится идея Блага, самая общая идея.
  • Идеи – источник существования всех вещей предметного мира. Они – причина космического порядка и гармонии.
  • Вторым источником существования вещей является  материя как бесформенная масса вещества. Это чистая возможность существования вещей.
  • В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи. Вещи – несовершенные копии идей, кажущееся бытие.

Платон. Учение о познании

  • Выделяются чувственное знание (мнение) и интеллектуальное знание.
  • Чувственное знание возникает в результате воздействия вещей внешнего мира на органы чувств человека, что становится толчком к воспоминанию душой виденного в мире идей. Но поскольку вещи видимого мира – это лишь несовершенные копии идей, то чувственное знание также является несовершенным, частичным и неполным.
  • Истина достигается при помощи абстрактно-логического понятийного мышления. В результате интеллектуальное знание опирается на познание идей. Основным методом достижения истинного знания выступает диалектика как искусство анализа и синтеза понятий.

Платон.  Учение о человеке

  • Человек – единство души и тела. Душа – идея человека.
  • Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей:
  • разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира);
  • воля (ориентация на достижение поставленных целей);
  • чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).
  • Душа человека находится в противоречивом состоянии между ориентациями на идеальный и на материальный мир. Данная противоречивость по-разному проявляется у различных людей, поскольку у них разное соотношение различных частей души.

Платон.   Учение о государстве.

Идеальное государство - это общество, состоящее из трех сословий:

     - правители  (функция управления);

     - воины  (функция обороны);

     - производители  (функция производительного труда).

     Эти  сословия соответствуют трем  частям души (разуму, воле, чувственности), а также трем из четырех  добродетелей, в них преобладающих  (мудрость, храбрость, умеренность).

Главная добродетель, характеризующая идеальное государство, – справедливость. Она заключается  в том, что каждое сословие выполняет  ту функцию, к которой оно предопределено естественным образом, в результате чего в обществе устанавливаются  гармония и порядок.

Аристотель (384–322 до н.э.)  Метафизика

Подлинной реальностью  обладают единичные вещи.

Единичное бытие  вещи есть сочетание формы и материи.

Материя – то, из чего состоит вещь (возможность формы).

Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи).

Каждая форма может  рассматриваться  как материя  для иной, более сложной формы.

Аристотель (384–322 до н.э.)  Учение о познании.

  • Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание.
  • Чувственное восприятие является основой познания. Оно дает знание о единичных вещах, однако не способно к постижению всеобщего и необходимого знания.
  • Интеллектуальное знание, основанное на деятельности разума, предусматривает постижение всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости.

Аристотель.  Учение о человеке.

  • Человек – единство души и тела. Душа и тело неразрывно связаны друг с другом; отдельное существование души невозможно.
  • Сущность человеческого существования составляет его общественный характер. Общественная жизнь людей – источник нравственности и добродетели.
  • Добродетель включает в себя следование добропорядочной цели и выбор правильных средств для ее достижения.
  • Добродетели бывают интеллектуальные и этические. Первые формируются путем обучения, вторые – как результат привычки.
  • Высшая добродетель - справедливость (ориентация на достижение общего блага).

Аристотель.  Социально-политическое учение.

  • Государство – объединение родов и поселений для достижения счастливой жизни под властью единого права.
  • Полноправными гражданами государства являются только те, кто обладает собственностью и участвует в управлении.
  • Выделяются три правильные и три неправильные формы государства в зависимости от наличия в государстве разумных и справедливых законов.

Информация о работе Античная философия