Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:39, лекция

Описание работы

Античная философия формируется в Древней Греции в период (7-6 вв. до н.э.). Этапы развития античной философии
1. Натурфилософский период (6 – первая половина 5 вв. до н.э.). – Ориентация на рационально-логическое постижение природы, обращение к поиску некоего природного первоначала, с которым связывают происхождение и существование мира.
2. Классический период (вторая половина 5–4 в. до н.э.). – Ориентация на создание комплексных философских систем, включающих в себя целостный анализ природы, человека и общества.
3. Эллинистически-римский период (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.). – Ориентация на проблемы этики, обоснования смысла человеческой жизни.

Работа содержит 1 файл

античная философия.docx

— 41.79 Кб (Скачать)

      Правильные формы:                  Неправильные формы:

              монархия                                       тирания

            аристократия                                  олигархия

               полития                                        демократия

Эллинистически-римская  философия

  • Формируется в условиях крушения древнегреческих полисов и подчинением последних монархиям Ближнего Востока, а затем Римской империи.
  • В данных условиях, с одной стороны, влияние древнегреческой культуры и философии распространяется на весь регион Средиземноморья, в результате чего с 1 в. до н.э. формируется римская философия, с другой, происходят изменения в рамках самой античной философии.
  • Основные черты эллинистически-римской философии:
  • - ориентация на анализ индивидуальной жизнь отдельного человека;
  • - акцент на морально-этических проблемах;
  • - социальный пессимизм;
  • - гносеологический скептицизм.

Эллинистически-римская  философия. Основные философские школы

  • Скептицизм
  • Эпикуреизм
  • Стоицизм
  • Неоплатонизм

Скептицизм

  • Формируется в 4-3 вв. до н.э.
  • Основоположник – Пиррон
  • Основные идеи:
  • Главная цель человеческой жизни – атараксия (покой, невозмутимость, безмятежность).
  • Основное препятствие на пути к атараксии – тяга человека к знанию. Познание – разрушительная сила. Всякие утверждения и отрицания вредны.
  • Путь достижения атараксии – воздержание от суждений о вещах, «следование жизни без мнения».

Эпикуреизм

  • Формируется в 4-3 в. до н.э.
  • Основоположник – Эпикур
  • Основные идеи:
  • Главная цель человеческой жизни – атараксия (покой, невозмутимость, безмятежность).
  • Источник счастья – удовольствие, т.е. душевное равновесие, когда человек сохраняет свободу от всяких страстей – и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби.
  • Основной принцип эпикурейской этики – «живи незаметно».

Стоицизм

  • Формируется в 4-3 вв. до н.э. Достигает расцвета в Древнем Риме в 1-2 вв. н.э.
  • Основные представители: Зенон из Китиона, Сенека, Марк Аврелий

Основные идеи:

  • Главная цель человеческой жизни – апатия (невозмутимость, бесстрастие).
  • Фатализмвсе в мире повинуется закону судьбы, неотвратимой необходимости.
  • Идеал мудреца: «мудрец добровольно повинуется року, неразумного же судьба тащит». Большинство людей отягощено различными мимолетными заботами и стремлениями, что не позволяет им достичь апатии; мудрец, познавший фатализм мироздания, достигает душевного спокойствия, основанного на отказе от попыток изменить жизнь.
  • Идея духовной автономии личности: Внутренняя свобода в отношении к различным вещам и в принятии решений. Высшая добродетель заключается в том, что все то, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле.

Неоплатонизм

  • Время функционирования: 3-6 вв. н.э.
  • Основные представители: Плотин, Прокл.

Основные идеи:

  • Абсолютное бытие и первоначало мира – Единое, из которого постепенно, путем эманации (постепенное нисхождение от совершенства к несовершенству) рождаются:
  •     Ум (содержащий в себе совокупность эйдосов-идей);
  •     мировая душа (творческое, активное начало в мире,                            способствующее соединению идей с материей и образованию     чувственно воспринимаемых предметов);
  •     все объекты природного мира, в том числе люди.
  • Существование человека характеризуется противоречивостью: душа тянет его к идеальному миру, добру, к возвращению к Единому; тело – к материальным заботам, ко злу.
  • Задача человека – преодоление материальных страстей и пороков и стремление к соединению с Единым путем, главным образом, путем мистического познания.

Информация о работе Античная философия