Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 00:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является составить общую характеристику античной философии.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать философскую литературу;

2) изучить античную философию Древней Греции и Древнего Рима;

3) дать сравнительную характеристику философии Древнего Востока и философии Древней Греции.

Содержание

Введение.
Основные формы материализма и идеализма в философии античности.
Развитие диалектических идей в античной философии.
Сравнительная характеристика философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций).

Заключение.

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

философия инна.doc

— 77.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение.

  1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности.
  2. Развитие диалектических идей в античной философии.
  3. Сравнительная характеристика философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций).

Заключение.

 Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    «Латинское слово «antiguus» означает «древний», но когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце VII – начале VI в. до н.э. и просуществовала до V в. н.э.

      Это особый исторический тип  философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества».

    Периодизация  античной философии.

  1. Формирование греческой философии, философия досократиков (VII – VI вв. до н. э.)
  2. Расцвет греческой философии (V – IV вв. до н.э.), классический период
  3. Закат античной философии, греко-римская философия (III в. до н.э – V в н.э.).

    Античную  философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

    1. Большинство философов этого  периода основой всего сущего  считали Космос, созданный по  типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

    2. Многие античные философы пытались  найти единую и неделимую первооснову  мира. (у Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

    3. Античная философия не проводила  четкого различия между фактом  бытия и смыслом бытия (Парменид  и др.)

    4. В этой философии были заложены  основы диалектики, обосновано положение  о том, что жизнь природы  есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.) 

    5. В философии этого периода  были раскрыты особенности форм  познания: истинное знание доступно  лишь разуму, который подчиняется  законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

    6. В античной философии была  разработана концепция не страдающего,  а действующего человека, социальность  которого вытекает из его природы.  Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).

    7. Значительное внимание в философии  этого времени уделялось проблемам  нравственности. Было доказано, что  источником нравственности являются  природа, разум, знание. Идеалом  нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

    8. В античной философии было  разработано учение об идеальном  государстве, основанном на труде  рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям». 

    Целью данной работы является составить общую характеристику античной философии.

      В соответствии с целью были  поставлены следующие задачи:

     1) изучить и проанализировать философскую литературу;

    2) изучить античную философию Древней  Греции и Древнего Рима;

     3) дать сравнительную характеристику  философии Древнего Востока и  философии Древней Греции.

    Актуальность  исследования заключается в том, что античная философия является неотъемлемой частью философии в целом.

  1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности.

    В философии в зависимости от решения  ее основного вопроса выделяется два направления - идеализм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос - вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы - большинством философов не формулируется в качестве основополагающего. Итак, смысл основного вопроса философии заключается в признании двух типов реальности - материальной и духовной, из которых одна предшествует другой и порождает ее.

    Остановимся более подробно на вопросе о материализме и идеализме.

«Деление  на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII–XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф.Шлегелем. «Материализм, – писал он, – все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».

    Философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

    Как материализм, так и идеализм неоднородны  в своих конкретных проявлениях. В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и  идеализма. Так, с точки зрения исторического  развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Eвpoпe. В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Дж. Локк, Ж.Ламетри, К.Гельвеций и др.). Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.).

    Существуют  и такие разновидности материализма, как, например, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм (от лат. deus – бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф.Бэкон, Дж. Толанд, Б.Франклин, М.В. Ломоносов и др.). Далее, различают научный и вульгарный материализм. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

    Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм.

    Первый  провозглашает независимость идеи, бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф.Аквинский, Гегель).

      Второй характеризуется тем, что  утверждает зависимость внешнего  мира, его свойств и отношений  от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного  идеализма является солипсизм  (от лат. solus – один, единственный  и ipse – сам). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  диалектических идей в античной философии.

    «Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) — искусство вести  беседу, спор, от dialégomai — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях  становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей».

    Единство  и борьба противоположностей - всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и  как закон её познания, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение.

    Диалектика  же вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу.

    «В  истории философии первоначально  сложилось представление о повсеместном сцеплении крайностей, об их чередовании  и замещении друг другом, о том, что они «сходятся». Из этого представления  выросла концепция поляризма которая в иных формах воспроизводится и в ряде школ нового и новейшего времени (Ф. В. Шеллинг, А. Уайтхед, органицизм).

    Собственно  диалектика зарождается там, где  вскрывается проблема противоречия — сначала противоречие обнаруживается в виде образа — «гармония лиры и лука» (Гераклит) или апории.

    Апория (от греч. aporia — затруднение, недоумение, от а — отрицательная частица и poros — выход, термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными)».

    Из  античных философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику единства и  борьбы противоположностей Платон. В  эпоху Возрождения идею «совпадения  противоположностей» развивали  Николай Кузанский и Дж. Бруно. В новое время И. Кант создал учение об антиномиях, И. Фихте — учение о диалектике в деятельности «Я», Гегель — учение о единстве и борьбе противоположностей как содержательно-логическом принципе. Последнее — одна из важнейших исторических предпосылок марксистской диалектики.

    Диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется  метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и  явления как неизменные и независимые  друг от друга.

    «Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали».

    Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития, как внешнего мира, так и самого мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сравнительная характеристика философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций)

Информация о работе Античная философия