Аристотель о стиле ораторского выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:17, доклад

Описание работы

«Достоинство стиля заключается в ясности». По Аристотелю, речь оратора не должна быть похожа на речь поэта, не должна быть излишне возвышенна и искусственна («естественное способно убеждать, а искусственное—напротив»). Оратор должен строить свою речь из общеупотребительных слов и точных метафор. Аристотель много говорит о том, как следует правильно представлять метафору.
Аристотель советует умелому оратору не пользоваться одновременно всеми средствами привлечения внимания слушателя. Тем самым оратор «выдаёт» себя, а слушатель ощущает «искусственность» произносимого.

Работа содержит 1 файл

Аристотель о стиле ораторского выступления.doc

— 30.50 Кб (Скачать)

    Аристотель о стиле ораторского выступления

Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился  в 384 г. до н. э.

Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время. Известны трактаты Аристотеля по логике (“Органон”, “Апалитики”), физике (“Физика”), биологии (“История животных”), философии (“Метафизика”), этике (“Никомахова этика”, посвященная сыну), политике (“Политика”). В области филологии известны два сочинения Аристотеля “Поэтика” и “Риторика”, заложившие основы европейского понимания литературного творчества и художественной речи.  Аристотелева “Риторика” была традиционным классическим руководством по существу для всех европейских школ риторики. Она состоит из трех книг: первая книга посвящена общим вопросам риторики (сущность риторики как искусства убеждения, роды речей, топика, или система общих мест); вторая книга посвящена учению о страстях, где представлена основа риторического доказательства с разбором каждой “страсти” (гнев – милость, любовь – ненависть, страх – надежда, ревность – чувство соревнования); третья книга содержит учение  о стиле с разбором видов тропов и фигур, а также частей композиции речи. В “Риторике” Аристотеля впервые разобраны все составляющие речевого общения.

 

 1. «Достоинство стиля заключается в ясности». По Аристотелю, речь оратора не должна быть похожа на речь поэта, не должна быть излишне возвышенна и искусственна («естественное способно убеждать, а искусственное—напротив»). Оратор должен строить свою речь из общеупотребительных слов и точных метафор. Аристотель много говорит о том, как следует правильно представлять метафору. По его мнению, метафора должна «обладать ясностью, приятностью и прелестью новизны, и перенять её от другого нельзя». К метафоре следует подходить с должной хитростью: если нужно представить явление с лучшей стороны, следует сравнить его с чем-то прекрасным, и наоборот. То же Аристотель говорит об эпитетах и о сравнении.

2. «Стиль должен  выражать чувства и характер».  Отчётливость и ясность не должны делать стиль «холодным». Чем больше эмоций оратор вкладывает в свою речь, тем более она понятна для слушателей (гнев, восхищение, смирение-- если оратор умело передаёт эти эмоции, ему не обязательно говорить нечто важное, чтобы оказать должный эффект на публику).

3.. «Не следует пространно  рассказывать, делать пространные  предисловия, приводить пространные  доказательства , (...) но *хорошо* заключается  не в быстроте и сжатости, а  в надлежащей мере». Стиль должен  быть сжатым и чётким ровно на столько, насколько он понятен аудитории ( кроме тех случаев, когда «что-нибудь позорное заключается в понятии»). Но стиль не должен быть слишком сжатым, по Аристотелю, всё должно быть в меру.

4..«Для каждого положения  и у каждого состояния свой  подходящий ему показ». Под «положением» Аристотель понимал возраст, пол, национальность, а под «состоянием»--личность каждого человека. Прежде чем произносить речь, нужно тщательно изучить аудиторию: к каждому нужён особый подход.( Эту мысль тоже можно впервые проследить у учителя Аристотеля, Платона: «Тому, кто собирается стать оратором необходимо знать сколько видов имеет душа. Таких-то слушателей легко убедить, таких-то—нет».)

5.. Аристотель советует  умелому оратору не пользоваться  одновременно всеми средствами привлечения внимания слушателя. Тем самым оратор «выдаёт» себя, а слушатель ощущает «искусственность» произносимого.

6..«Форма речи не должна  быть ни метрической, ни лишённой  ритма». Метрическая речь отвлекает  слушателя от основного предмета, заставляя обращать внимание на форму. В таком случае аудитория вскоре может потерять интерес к оратору. Стиль, лишенный ритма вообще, так же сложен для понимания, так как «имеет незаконченный вид, (...) а всё незаконченное неприятно и невразумительно». Речь должна быть в меру ритмичной.

7..«Все эти виды (оборотов) одинаково могут быть употреблены  кстати и некстати». Заметив  ошибку, оратор должен сам себя  поправить, прежде чем аудитория  успеет это почувствовать.

8..«Стиль речи, произносимой  в народном собрании, во всех  отношениях похож на силуэтную живопись, ибо, чем больше толпа, тем отдалённее перспектива». Большое скопление народа требует от оратора большей глобальности сюжета, и наоборот, выступая перед одним судьёй следует быть максимально точным, детальным.

Аристотель был великим теоретиком ораторского искусства, написанная 23 века назад, рассуждения Аристотеля о стиле ораторского выступления верны и по сей день.


Информация о работе Аристотель о стиле ораторского выступления