Выступление как разновидность ораторской речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – многоаспектное рассмотрение выступления как разновидности ораторской речи, описание основных моментов его подготовки.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
проанализировать существующие в научной литературе классификации выступления, обобщить имеющиеся достижения для формирования теоретической и методологической базы работы;
описать основные этапы подготовки к выступлению, а именно композицию и содержание;
охарактеризовать источники информации для подготовки публичного выступления;
продемонстрировать специфику контакта оратора с аудиторией

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 5
2. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 7
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ 11
4. КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ 12
5. КОММУНИКАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРАТОРА 14
6. КОНТАКТОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОРАТОРА 23
7. ЛИЧНОСТНЫЙ ТИП ОБЩЕНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

8493 Ораторская речь Вар. 3 СИП 2013.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Свобода общественной жизни  требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь - это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, добиться принятия аудиторией своих идей.

          Научившись выступать с публичными речами, овладев всеми премудростями риторики, человек может приобрести над аудиторией огромную власть. Всегда ли во благо он будет ее использовать? Вопрос ответственности оратора перед обществом издавна волновал риторов, побуждая к уточнению роли этики в ораторской практике. Вот, например, что пишет по этому поводу Цицерон: «Часто подолгу размышлял я наедине с собой о том, добра ли более или зла принесло людям и государствам красноречие и глубокое изучение искусства слова. И в самом деле: когда задумаюсь о бедах, что терпит наша республика, и вспомню о несчастьях, что постигли самые цветущие города, везде вижу, что большею частию в бедах этих виновны люди речистые. Но когда, поверяя историей, восстанавливаю перед мысленным взором времена давно минувшие, вижу, как мудрость, а еще более - красноречие, основывают города, гасят войны, заключают длительные союзы и завязывают священную дружбу между народами. Так что по зрелом размышлении сам здравый смысл приводит меня к заключению, что мудрость без красноречия мало приносит пользы государству, но красноречие без мудрости зачастую бывает лишь пагубно и никогда не приносит пользы. Поэтому, если человек, забыв о мудрости и долге, отбросив и чувство чести и доблесть, станет заботиться лишь об изучении красноречия, такой гражданин не добьется ничего для себя, а для родины окажется вредоносным; если же вооружится он красноречием для того, чтобы защищать интересы государства, а не чтобы на них нападать, тогда станет полезен и себе, и своим близким, и разумным начинаниям в своем отечестве, и заслужит любовь сограждан» [10, с. 52].

Нельзя забывать и  еще об одной стороне риторической подготовки - воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам.

Цель работы – многоаспектное рассмотрение выступления как разновидности ораторской речи, описание основных моментов его подготовки.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. проанализировать существующие в научной литературе классификации выступления, обобщить имеющиеся достижения для формирования теоретической и методологической базы работы;
  2. описать основные этапы подготовки к выступлению, а именно композицию и содержание;
  3. охарактеризовать источники информации для подготовки публичного выступления;
  4. продемонстрировать специфику контакта оратора с аудиторией;
  5. описать коммуникативное состояние выступающего;
  6. рассмотреть контактоустанавливающие речевые действия публичного выступления;
  7. охарактеризовать личностный тип общества.

При определении особенностей выступления как разновидности  ораторской речи мы учитывали положения, представленные в работах Т. В. Анисимовой, В. А. Ефремова, С. Ф. Ивановой, Н. Н. Кохтева, В. В. Одинцова и др. [1; 3; 4; 6; 9].

 

1. ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ  ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

 

В науке нет не только более или менее четкой классификации риторических жанров, но даже всеми признаваемых принципов их выделения. Вот, например, такая классификация жанров деловой речи: деловая беседа, ведение заседаний, публичные выступления, ведение дискуссий, споров, ведение переговоров, телефонные переговоры, деловая переписка, разрешение конфликтов.

Для практического обучения искусству публичного выступления  они подразделяются на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления. Различаются виды публичных выступлений по цели: информационные, протокольно-этикетные, развлекательные, убеждающие.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться. В этом случае выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.

В риторике также различают  виды ораторской речи по форме: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа.

Доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. По времени доклады могут длиться от 10 - 15 мин до 2 - 3 ч (например, доклады правительства).

Сообщение – небольшое по времени (5 - 10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.

Выступление – подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки – 3-5 минут, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы), либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).

Лекция – связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20 – 30 мин до 1 – 1,5 ч (вузовская лекция).

Беседа – развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный  оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

 

В какой же последовательности оратор должен работать над речью? С  чего начать, если необходимо создать текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный риторический канон, служивший своего рода схемой работы над речью, указывавший последовательность действий будущего оратора.

1. Изобретение (инвенция) предполагало работу над мыслью  речи, отбор содержания будущего  выступления. На этом этапе  оратор задавался вопросом: что сказать?

2. Расположение (диспозиция) представляет работу над композицией речи, уточнение соположения частей. На этом этапе шла работа над ответом на вопрос: где сказать?

3. Выражение (элокуция) – это этап редактирования  речи, когда оратор шлифовал текст,  удаляя неудачные выражения и  добавляя те, которые были бы более уместны. На этом этапе давался ответ на вопрос: как сказать?

4. Запоминание (мемория)  – это технический этап подготовки, когда оратор размышлял над тем, как донести созданный текст до слушателя: выучивал наизусть, составлял заметки и т. п.

5. Произнесение (акция)  – общение оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской  деятельности.

На этом античный канон  заканчивался, но современная риторика считает, что должен быть выделен еще один этап:

6. Рефлексия. Здесь  оратор размышляет над произнесенной речью, анализирует удачи и просчеты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь.

Первые три части  канона представляют собой докоммуникативный этап, когда идет работа над текстом речи. Произнесение - коммуникативный этап, взаимодействие оратора и аудитории. Рефлексия может быть охарактеризована как посткоммуникативный этап – анализ проделанной работы и выводы на будущее.

Прежде всего, в рамках общей темы собрания или ситуации, в которой предстоит выступать, начинаем определять предмет и концепцию своего выступления.

Процесс создания речи начинается с вопросов, которые оратор задает себе с тем, чтобы определить 1) интересы аудитории и 2) интересы и возможности оратора. На пересечении этих двух линий и в рамках ситуации будет находиться предмет будущего выступления.

Для начала необходимо выявить проблему, подлежащую обсуждению в речи. Изучив со всех сторон предполагаемую проблему, выбираем в ее рамках предмет будущей речи - конкретный фрагмент, подлежащий обсуждению. Затем исследуем себя, свое отношение к предполагаемому предмету речи, ищем ответы на поставленные вопросы, вырабатываем свою позицию.

В процессе выработки  концепции и с учетом ситуации общения определяется тема будущего выступления. Четкое и конкретное формулирование темы существенно облегчит дальнейшую работу, так как поможет автору сосредоточиться именно на том аспекте проблемы, который будет рассматриваться в речи.

Уточняя тему выступления, оратор руководствуется следующими требованиями:

1. Тема должна быть актуальной и интересной как для оратора, так и для аудитории. Это правило относится не только к выбору предмета речи, но и к определению ее конкретной темы.

2. Тема должна быть сформулирована как можно более узко и конкретно. Особенно это важно, если предполагается небольшое по времени выступление.

3. Поставленная проблема  должна иметь решение и находиться в компетенции собрания. На это требование к теме как отдельных выступлений, так и собрания в целом указывал еще Аристотель, когда писал, что ставить можно лишь те вопросы, от обсуждения которых предполагается практическая польза.

Составление характеристики предполагаемой аудитории - непременный этап разработки замысла речи. Умение точно определить характеристики аудитории позволяет говорящему более точно выбирать нужный жанр в схожих ситуациях.

Все параметры анализа  аудитории можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные параметры не зависят от оратора и его речи, являются неотъемлемым признаком аудитории. К ним относятся:

1. Демографическая характеристика; 2 Интеллектуальная характеристика;

3. Количественная характеристика одна из самых важных, пожалуй, характеристик: какое количество слушателей предполагается и в какой мере они знакомы выступающему.

Параллельно с выработкой концепции речи оратор должен размышлять над ситуацией общения. Прежде всего, сюда относится повод, по которому собрались люди и которому обязательно должна соответствовать предполагаемая речь. Речевая ситуация - это совокупность условий и обстоятельств, создающих такие отношения между ее участниками, которые требуют от них определенных (по ситуации) речевых действий.

Расположение – второй этап работы над речью, следующий  за этапом изобретения и во многом влияющий на содержание речи. Разрабатывая структуру речи, оратор выбирает оптимальный способ развертывания и обоснования тезиса, наиболее правильный порядок следования содержательных компонентов. В результате такой работы получается композиция речи.

Речь удобнее всего  делить на три крупные функционально-структурные  части: вступление, основную часть и заключение. У каждой из них свои функции в раскрытии главной мысли (тезиса): во вступлении тезис заявляется, то есть мы как бы договариваемся с аудиторией обсудить некий вопрос; в основной части – раскрываем, доказываем, обсуждаем его; а в заключении – подводим итоги совместного его обсуждения. Каждая из частей может быть подразделена на более мелкие, которые представляют собой разработку относительно самостоятельного вопроса в общем деле аргументации главной мысли, т. е. микротемы [8].

После того как структурирована  и продумана основная часть будущей  речи, разработана основательная и исчерпывающая аргументация главного тезиса, следует подумать о вступлении и заключении.

Вступление – это  первая часть в композиции речи, представляющая собой несколько вводных замечаний, во многом определяющая успех выступления.

Во вступлении оратор должен: 1) показать себя человеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным и т. д.; 2) настроиться сам и настроить аудиторию на общение.

Н.Н. Кохтев выделяет две функции начала речи (контактоустанавливающую и проспективную) и для их реализации предлагает делить его на две части – зачин и собственно вспупление. Под зачином обычно понимаются этикетные формулы, приветствия, несколько слов оратора, относящиеся скорее к ситуации и обстановке, чем к тезису речи [6].

С классических времен в  риторике выделяются два типа начала: естественное и искусственное. Естественное начало сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателя в суть дела. Искусственное начало, или, как говорили риторы прошлого, начало с предосторожностью.

Информация о работе Выступление как разновидность ораторской речи