Выступление как разновидность ораторской речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – многоаспектное рассмотрение выступления как разновидности ораторской речи, описание основных моментов его подготовки.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
проанализировать существующие в научной литературе классификации выступления, обобщить имеющиеся достижения для формирования теоретической и методологической базы работы;
описать основные этапы подготовки к выступлению, а именно композицию и содержание;
охарактеризовать источники информации для подготовки публичного выступления;
продемонстрировать специфику контакта оратора с аудиторией

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 5
2. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 7
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ 11
4. КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ 12
5. КОММУНИКАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРАТОРА 14
6. КОНТАКТОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОРАТОРА 23
7. ЛИЧНОСТНЫЙ ТИП ОБЩЕНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

8493 Ораторская речь Вар. 3 СИП 2013.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Не менее сложно удачно завершить свою речь. 1. Чаще всего оратор стремиться подвести итог сказанному, суммировать идеи речи; 2. Заострить проблему, усилить впечатление от речи; 3. Повторить основные этапы развития темы; 4. Показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие; 5. Выдвинуть конкретное предложение, вытекающее из смысла речи; 6. Высказать пожелания аудитории или обратиться к ней с прямым призывом.

Таким образом, заключение должно быть, во-первых, связано с  предыдущим изложением, логически подводить итог обоснованию тезиса; во-вторых, усиливать впечатление.

 

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Источники накопления информации зависят от характера предмета речи. Поэтому следует подумать: что нужно знать, чтобы раскрыть тему? Какие источники информации окажутся наиболее важными?

1) Если предмет речи  касается личного опыта, взаимоотношений  с близкими людьми и т.п., то главным источником накопления информации могут стать размышления и наблюдения оратора.

2) Если проблема затрагивает  большое количество людей или  касается структур, к которым  вы лично не имеете отношения,  основным источником накопления информации могут стать беседы с другими людьми.

3) Во всех случаях,  когда речь не идет о простом  и хорошо знакомом оратору    предмете, необходимо обратиться к изучению литературы.

      Изучение литературы лучше всего начинать с составления библиографии. После того, как список литературы составлен, приступаем к чтению, причем преимущество отдаем самым свежим изданиям, а из ранних отбираем наиболее авторитетные, основательные или оригинальные работы. При этом нужно стремиться опираться на фундаментальные философские труды, определить методологию своей концепции.

Знакомясь с литературой, нужно прочитать гораздо больше того, что войдет потом в вашу речь. Вы должны быть уверены, что основательно познакомились с проблемой и отобрали действительно важные, основополагающие мысли, а не случайно подвернувшиеся под руку отрывки. При этом очень важно, чтобы концепция автора соответствовала нашим взглядам и убеждениям, т. е. отбор союзников нужно вести с позиции общности этоса, а не пафоса. Процесс накопления информации должен закончиться полным и всесторонним знанием о будущем предмете речи. Из этого вытекает необходимость знакомиться не только с теми материалами, которые отвечают точке зрения оратора, но и с теми, которые этой точке зрения противоречат.

 

 

4. КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ

 

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт.

Чрезмерное волнение иногда приводит оратора к состоянию, называемому аудиторным шоком. Это особое психическое состояние, которое часто возникает у начинающих ораторов: колени дрожат, руки трясутся, во рту пересыхает, щеки горя. Но главная беда – из головы мгновенно улетучиваются все мысли и факты, которые были заготовлены дома.

Лучшим средством против страха является непрерывная практика выступлений. Еще одно важное условие преодоление аудиторного страха – хорошая подготовка.

Прежде чем начать речь, оратор должен помолчать 5-10 секунд, чтобы дать возможность слушателям разглядеть себя и сосредоточиться  на предстоящей речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Затем обводим аудиторию спокойным, доброжелательным взглядом, приветливо улыбаемся и начинам говорить.

Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы.

 

 

5. КОММУНИКАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРАТОРА

 

В работе над речью  нужно обратить внимание на собственный  стиль выступления. Это поможет более сознательно использовать достоинства и бороться с недостатками, присущими каждому конкретному оратору.

До сих пор в науке  не выработан единый подход к решению  этой задачи. Чаще всего предлагается описание ораторов по типу нервной  деятельности. Гораздо большее распространение получила классификация, основанная на разделении всех ораторов на две основные группы – рациональных и эмоциональных. Между ними может быть выделена третья группа – смешанный тип. Начало этой классификации восходит к Цицерону.

Интересный принцип  описания ораторов был предложен  С. А. Минеевой, положившей в основу классификации собственно риторический критерий: умение (и желание) оратора держать тезис. На основании этой классификации можно выделить следующую типологию ораторов:

1. Конструктивный оратор нацелен на речь. Его основная задача – показать решение проблемы. Поэтому он точно и определенно формулирует для себя тезис и стремится раскрыть его в речи, старается привести убедительную аргументацию, высказывает конкретные предложения;

2. Демагог ориентирован на оратора. Его основная цель предъявить себя. Его речи обычно малосодержательны, тезиса нет совсем или он очень неконкретный. Он говорит общеизвестные истины, его предложения сводятся к расплывчатым лозунгам. В такой речи много критики, но анна не направлена на конкретное явление или событие, а носит обобщенный характер;

3. Популист ориентируется на аудиторию. Его задача – завоевать симпатии слушателей любой ценой, поэтому он говорит то, что хочет услышать от него именно эта аудитория в этот момент. В то время как конструктивный оратор борется за привлечение сторонников к тому или иному мнению, и поэтому старается усилить аргументацию, -- популист нацелен на привлечение сторонников к определенной личности, какими бы ни были его взгляды [7].

 

6. КОНТАКТОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОРАТОРА

 

В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств.

Практика выступления  лучших ораторов показывает, что сухое  деловое выступление, сводимое к  передаче "голой" информации в  современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросительные  предложения. С помощью вопросительных предложений оратор как бы приглашает слушателя принять активное участие в решении проблемы, что, безусловно, активизирует внимание адресата, повышает его интерес к проблематике выступления.

Вопросно-ответный прием. Данный прием направлен на экспликацию адресата, превращает слушателя из пассивного в активного участника общения. Кроме того, вопросно-ответные единства обладают большими выразительными возможностями: они расчленяют выступление, придают ему эмоциональность, динамизм, способствуют более тесному контакту со слушателями.

С помощью вопросно-ответного комплекса слушатель получает возможность сосредоточиться на важных моментах раскрытия темы, поскольку с помощью вопросно-ответных единств фиксируется логико-композиционное развертывание речи, выделяются ключевые моменты и «повороты» мысли оратора, отмечаются переходы от одной части речи к другой.

Оратор ставит вопросы, и сам на них отвечает, выдвигает  возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны  информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять. Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление  от темы дает возможность слушателям "отдохнуть". Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив истории остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: «Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!»

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: «Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни». Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!».

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: «Редкая птица долетит до середины Днепра».

Действенным средством  контакта являются специальные слова  и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1-го и 2-го лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы 1-го и 2-го лица (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои).

Форма 1-го лица множественного числа позволяет подчеркнуть оратору свое единение со слушателем. Система доказательств как бы развертывается оратором совместно с ним.

С помощью  форм 2-ого лица множественного числа  происходит апелляция к знаниям и опыту адресата.

Формы повелительного наклонения 1-го лица множественного числа выполняют функцию активизации мыслительной деятельности адресата. У слушателя возникает ощущение, что он не просто знакомится с новой информацией, но как бы получает ее сам. Таким образом, оратор и слушатель – это сотрудничающие индивиды.

Оратор активизирует мыслительный процесс слушателя, стремятся вовлечь его в обсуждение тех или иных проблем, сделать его своим сторонником.

 

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ТИП ОБЩЕНИЯ

 

Многочисленные функции общения, несомненно, порождают большое количество его видов. Учитывая сложность общения, классифицировать его виды можно по многим признакам. Остановимся лишь на отдельных из них.

По результативности совместного взаимодействия и достигнутым эффектам, существует необходимое (межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится практически невозможной), желательное (межличностные контакты, способствующие успешному решению производственных, воспитательных и других задач), нейтральное (межличностные контакты, которые не мешают, но и не способствуют решению проблем) и нежелательное общение (межличностные контакты, которые затрудняют достижение задач совместного взаимодействия).

Участниками общения могут быть как непосредственные конкретные индивиды, так и косвенные группы людей. Речь идет о межличностном и массовом общении. Межличностное общение проявляется в непосредственных контактах, которые, в свою очередь, определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, интересами людей и групп.

В межличностном виде общения обычно применяют языковые и неязыковые средства обмена информацией, механизмы психологического воздействия и др. Оно предусматривает установление прямых контактов между партнерами по общению, позволяет непосредственно реагировать и влиять на процесс взаимодействия. Именно поэтому межличностное общение еще называют прямым, непосредственным в отличие от опосредованного массового общения (массовое общение имеет анонимный характер, оно направлено не на определенного индивида, а на большие массы людей и осуществляется чаще с помощью средств массовой коммуникации).

Информация о работе Выступление как разновидность ораторской речи