Выступление как разновидность ораторской речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – многоаспектное рассмотрение выступления как разновидности ораторской речи, описание основных моментов его подготовки.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
проанализировать существующие в научной литературе классификации выступления, обобщить имеющиеся достижения для формирования теоретической и методологической базы работы;
описать основные этапы подготовки к выступлению, а именно композицию и содержание;
охарактеризовать источники информации для подготовки публичного выступления;
продемонстрировать специфику контакта оратора с аудиторией

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 5
2. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 7
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ 11
4. КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ 12
5. КОММУНИКАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРАТОРА 14
6. КОНТАКТОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОРАТОРА 23
7. ЛИЧНОСТНЫЙ ТИП ОБЩЕНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

8493 Ораторская речь Вар. 3 СИП 2013.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Важно подчеркнуть эмоциональный  характер межличностного общения, ведь в нем люди ориентированы, прежде всего, на свои внутренние цели, ценности и потребности. И хотя содержание такого общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе взаимодействия, одновременно оно предоставляет своим участникам значительную свободу в выборе способа общения, в принятии решения о его продлении или прекращении. В этой ситуации межличностное общение базируется на эмоциональной привлекательности, сходства партнеров и мало зависит от их социальных ролей и статусов.

В ситуации опосредованного вида общения (массового) между участниками взаимодействия имеется определенная пространственно-временная дистанция. При таких условиях общение имеет преимущественно односторонний характер: человек может только воспринимать информацию, поступающую к нему от других генераций, обществ или эпох, но не может передавать какую информацию им же.

Такое опосредованное общение, которое осуществляется, например, благодаря литературе, произведениям искусства или другим творениям культуры, имеет чрезвычайно важное значение для обогащения отношений человека с миром, выводит ее за пределы непосредственного окружения, делает личность причастной ко всей человеческой культуре и ко всем событиям, что происходят в мире. Благодаря разнообразным формам опосредованного общения индивид может осознать свое единство с обществом, в котором он живет, или с человечеством в целом, почувствовать себя их неотъемлемой частью.

Если общение организуется вокруг собственно психологических  проблем (установление эмоциональных отношений с другим человеком, создание условий для развития индивида и др.), его называют личностно ориентированным. В том случае, когда общение ограничивается взаимодействием только на деловом уровне, оно имеет характер формального и называется официальным (ролевым).

Личностно ориентированный (или личностный) вид общения предполагает выделение в нем чисто психологического аспекта, то есть внутреннего мира человека. Это вовсе не означает, что речь идет только об одном партнере общения. Именно в отношениях с другим человеком индивид в полной мере может выступать и проявиться как личность, как субъект взаимодействия.

Итак, личностное общение  предусматривает такие ситуации взаимодействия, в которые участники общения входят личностно. Основное назначение этого вида общения - обеспечение существования внутреннего мира личности, восприятие себя и другого как личностей, отстаивание прав на личностное отношение к явлениям внешнего мира. Речь идет не о эгоистическом устремлении, не об отстаивании «собственных» притязаний, а об утверждении общечеловеческих прав и свойств человека как личности.

Как и в любом другом виде общения, в личностном общении  партнеры обмениваются информацией  о собственных переживаниях, чувствах, внешних событиях и т.д. Однако сводить личностное общение только к информационному процессу вряд ли целесообразно.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной работе предпринята попытка систематически описать шаги человека, готовившегося произнести публичную речь:

1. Проанализированы такие существующие в научной литературе виды выступления как доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа;

2. Описаны основные этапы подготовки к выступлению, а именно определена схема работы над речью: проблема – предмет – тема – характеристика предполагаемой аудитории – ситуация общения;

3. Охарактеризованы источники информации для подготовки публичного выступления;

4. Продемонстрирована специфика контакта оратора с аудиторией;

5. Описано коммуникативное состояние выступающего;

6. Рассмотрены контактоустанавливающие речевые действия публичного выступления.

Вместе с тем считаем, что описание последовательности шагов, совершаемых оратором при создании речи, ни в коем случае не должно заменяться произвольными и случайно подобранными замечаниями.

Посредством ораторского  искусства опытный оратор стремиться воздействовать на своего слушателя с разных возможных позиций, в том числе и с социальных и стилистических. Риторическая культура есть одновременно и наука и искусство. Она призвана и может воздействовать на интеллект и на чувства говорящего и слушающего с учетом культурологической и риторической традиций оратора и аудитории.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анисимова, Т. В. Современная деловая риторика: учебное пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. - 2-е изд., стер. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2004. - 432 с.
  2. Апресян, Г. З. Ораторское искусство / Г. З. Апресян. – М.: изд-во МГУ, 1978.
  3. Ефремов, В. А. Риторика: учебник / В. А. Ефремов, И. А. Мартьянова, Е. В. Сергеева, А. И. Дунев, В. Д. Черняк; под ред.   В. Д. Черняк. - М.: ЮРАЙТ, 2013. – 431 с.
  4. Иванова, С. Ф. Специфика публичной речи / С. Ф. Иванова. – М., 1978.
  5. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: учебник для студентов вузов / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский – М.: Флинта, 2008. – 464 с.
  6. Кохтев, Н. Н. Основы ораторской речи / Н. Н. Кохтев. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
  7. Минеева, С. А. Основы мастерства устного выступления. Как подготовить полемиста / С. А. Минеева. – Пермь, 1991.
  8. Михалкин, Н. В. Риторика для юристов: учебное пособие для бакалавров / Н. В. Михалкин, С. С. Антюшин. - М.: ЮРАЙТ, 2012. - 240 с.
  9. Одинцов, В. В. Какой быть методике лекционной пропаганды? / В. В. Одинцов. – М.: Знание, 1984.
  10. Цицерон. Об ораторе // Эстетика: трактаты, речи, письма. – М.: Искусство, 1994.

 




Информация о работе Выступление как разновидность ораторской речи