Буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

Буддизм – самая древняя универсальная мировая религия, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Его философия глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал философии высок даже на фоне достаточно серьезных поисков мыслителей Упанишад. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг говорил, что буддизм – «ключ к восточной душе», подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Если уже в религии эпохи харрапской культуры (середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

Содержание

Введение 2

1. Возникновение буддизма и личность его основателя 3

2. Основные идеи Буддизма 7

2.1 Буддийская теория «я» 8

2.2 Срединный путь 8

2.3 Благородный восьмеричный путь 9

2.4 Карма и перерождение 10

2.5 Отношение к концепции Бога 11

2.6 Нирвана 14

2.7 Отношение к метафизическим вопросам 15

3 Распространение буддизма 15

Заключение 18

Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

буддизм.docx

— 42.56 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Введение 2

1. Возникновение буддизма и личность его основателя 3

2. Основные идеи Буддизма 7

2.1 Буддийская теория  «я» 8

2.2 Срединный путь 8

2.3 Благородный восьмеричный  путь 9

2.4 Карма и перерождение 10

2.5 Отношение к концепции  Бога 11

2.6 Нирвана 14

2.7 Отношение к метафизическим  вопросам 15

3 Распространение  буддизма 15

Заключение 18

Список  литературы 19 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Буддизм – самая древняя универсальная  мировая религия, которая выступает  общим религиозным компонентом  различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Его философия  глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал философии высок даже на фоне достаточно серьезных поисков  мыслителей Упанишад. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг  говорил, что буддизм – «ключ  к восточной душе», подчеркивая  тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и  мышления многих восточных народов.

      Задолго до возникновения буддизма Индия  имела оригинальные религиозные  учения, культуры и традиции. Сложные  общественные отношения и высокая  городская культура, включавшая в  себя и письменность и развитые формы  искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Если уже в религии эпохи харрапской культуры  (середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма. 
 
 
 
 

  1. Возникновение буддизма и личность его основателя
 

      Буддизм возник первоначально как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с окостеневшей брахманской ортодоксией  и внешним ритуализмом. Буддизм  отверг как брахманское учение о  сакральности сословно-варновой системы, так и авторитет священных  Вед, утверждая, что любой человек  может стать святым – архатом  или буддой. Между тем, буддизм  является «только повторением философии  упанишад (заключительной части Вед)»  с новым ударением. Безразличие  к авторитету Вед и обрядовая  набожность, вера в закон кармы, перерождение и возможность достижения мокши  или нирваны, доктрина о непостоянстве  мира и индивидуальном – все это  является общим для упанишад и  Будды. Таким образом буддизм  явился очищением истоков религии («замутнились источники вод»). И как оказалось Будда не только очистил «источник», но и создал универсальное, живое учение способное к «самоочищению», к постоянному обновлению.

      Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, известный миру под именем Будды  – Просветленного.

      Сын царя из племени шакья (каста кшатриев – воинов), Сиддхартха Гаутама родился  около 567 г. до н.э. в городе Капилавасту. Согласно общепринятой биографической схеме царь, чтобы не исполнилось  предсказание знаменитого аскета Асита  Девалы об аскетической карьере единственного  наследника, окружает его роскошью и делает все, чтобы принц не знал никаких забот. Он хочет оградить юношу от печалей и горестей мира. Но Сиддхартхе все-таки удается выбраться  за пределы дворца, и там происходят три встречи с реальностью: с  больным, стариком и похоронной процессией. Так беззаботный царский отпрыск  узнает, что в мире есть болезнь, старость и смерть. По некоторым  версиям, он встречает еще и отшельника, что наводит его на мысль о  возможности найти выход из круговорота  страданий этого мира. Потрясенный  своими открытиями, будущий Будда  принимает решение искать этот выход. Он бежит из дворца и в возрасте 29 лет присоединяется к бродячим отшельникам, с которыми проводит шесть  лет.

      Попав в сообщество аскетов, Будда быстро овладевает разными техническими приемами йогического самоограничения и  легко входит в самые сложные  йогические состояния, но его постоянно  преследует мысль, что таким способом он не познает истину. После очередной  неудачной попытки достичь просветления путем уменьшения рациона и задержки дыхания (близок к смерти) отшельник  Гаутама приходит к окончательному убеждению, что ему надо искать иной путь. Он занялся размышлением и молитвами.

      Сидя  под деревом бо (индийской смоковницей) Гаутама постоянно и неподвижно смотрел на восток, и его ум был устремлен к одной цели: «Я не сдвинусь с места, пока не достигну высшего и абсолютного знания». Он провел под деревом семь недель. Однажды, когда он все еще был предан глубоким размышлениям, отдыхая под деревом, которому его приверженцы дали имя Бодхинанды, или трон разума, он переживает состояние бодхи – «просветления», или «пробуждения». Он овладел тем, чего искал. После этого начинается его проповедническая деятельность.

      Число учеников Будды постепенно увеличивалось. Они объединялись в буддийские общины – сангхи (первая была основана самим  Буддой), которые затем развились  в буддийские монастыри. По всем направлениям были разосланы миссионеры для обучения новому учению. Целый ряд брахманов  обращается в буддизм. Многие люди стали  мирскими учениками Будды; нескольким женщинам было разрешено создать  орден буддистских монахинь.

      Когда после миссионерской деятельности, продолжавшейся примерно сорок лет, Будда понял, что приближается время  для него отказаться от своего тела и достигнуть паринирваны – окончательного освобождения, он потратил последние  часы жизни на советы и наставления  собравшимся монахам. Последними его  словами были: «Все составные части  бытия преходящи; прилежно трудитесь  ради вашего спасения». Передают, что  он умер в возрасте восьмидесяти лет. Будда известен под несколькими  именами, в том числе Шакьямуни  – мудрец из Шакьев и Татхагата  – достигший истины.

     Борхес, анализируя легенду о Будде в  своем эссе «Версии одной легенды», делает интересное замечание: «В конце  XIX века Оскар Уайльд предложил свою версию [легенды]: Счастливый Принц [герой одноименной сказки] умирает во дворце в заточении, так и не открыв для себя горестей этого мира, но его посмертное изваяние внимает земным скорбям с высоты пьедестала». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  идеи Буддизма
 

      Основой буддизма являются четыре благородные  истины: 1) существует страдание (духкха); 2) у него есть причина; 3) оно может  быть прекращено; 4) есть путь, ведущий  к этому.

      Итак, основой буддизма является истина о  страдании. Страдание (духкха) понимается буддизмом не только как физическое, но и как страдание «души». «Рождение  есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание. Соединение с неприятным есть страдание, разъединение с приятным есть страдание, любое неудовлетворенное  стремление есть страдание. Короче, все  пять элементов составляющие человеческое существо есть страдание» («Дхаммачаккаппаватанасутта»). Страдание – это постоянный атрибут  человеческой жизни, более того, это форма существования индивида. Однако подобное существование не является истинным, поскольку страдание противоестественно. Поэтому необходимо избавление от данной формы существования, т.е. от страдания. Для того, чтобы избавиться от страдания, нужно понять причины его возникновения.

      Главной причиной страдания в буддизме считается  «неведение» (авидья), которое является началом цепи причинно-следственных связей приводящих к страданию. «Из  неведения возникают санскары (очертания), из санскар возникает сознание, из сознания возникают имя и форма, из имени и формы возникают  шесть органов чувств, из шести  органов чувств возникает соприкосновение, из соприкосновения возникает ощущение, из ощущения возникает жажда (или  желание), из жажды возникает привязанность, из привязанности возникает становление, из становления возникает рождение, из рождения возникают старость и  смерть, скорбь, стенание, страдание, уныние и отчаяние. Таково происхождение  всей это бездны страдания».

Неведение состоит в ложном представлении  о «самости» – ложном чувстве  «я». Одним из важнейших положений  буддизма является теория несуществования индивидуального «я» (души).

      2.1 Буддийская теория «я»

 

     Учение  говорит, что если мы захотим проанализировать, что же такое наша индивидуальность, наша личность, мы не сможем ее найти, т.к. телесная форма, восприятия, чувства, склонности и интеллект являются непостоянными. Рис Дэвидс указывает: «Не может  быть индивидуальности без сочетания, не может быть сложения и соединения без становления; не может быть становления  различным без распада, исчезновения, которое раньше или позже будет  неизбежно полным». Это вечный процесс, в котором нет ничего постоянного. Здесь нет ничего постоянного, ни названия, ни формы.

     Несмотря  на отрицание индивидуального «я»  как некой неизменной, самообусловленной  субстанции, позиция Будды не является простой и определенной как кажется  на первый взгляд. Будда говорит, что  мы выходим за пределы опыта, утверждая, что за пределами явлений имеется  постоянная душа. И так как понятие  «души» лежит за пределами опыта, о ней нельзя сказать ничего определенного. Поэтому Будда молчит в ответ  на вопрос: «Существует ли душа или  не существует». Из его молчания различные  школы буддизма впоследствии сделали  противоположные выводы. Но для получения  более объективного представлении  о буддийской теории «я» следует  раскрыть понятие одно из ключевых положений буддизма – «Срединный Путь» как метод познания бытия, как путь ведущий к освобождению – нирване.

      2.2 Срединный путь

 

      Кашьяпапаривартасутра приводит следующие слова Будды: «О, Кашьяпа! То, что называется вечным, есть одна из противоположностей. То, что  называется преходящим, есть вторая противоположность. То, что лежит между этими двумя  противоположностями, оно не подлежит исследованию, неизреченно, непроявленно, непостижимо и не имеет длительности. О, Кашьяпа! Это и есть Срединный  путь, называемый истинным познанием  явления бытия».

     Следуя  Срединным путем мы избегаем любых  крайностей, но это не значит, что  мы парализованы, находимся между  ними, не двигаясь ни в ту, ни в другую сторону. К концепции Срединного пути не применима обычная логика «да-нет». Следуя Срединным путем, мы избавляемся от дуализма, находимся  не между противоположностями, а  как бы над ними. Мы видим проблему комплексно, со всех сторон, ни на минуту не забывая об относительности каждой позиции. Таким образом, мы получаем единое, неразрывное впечатление, не имеющее качеств и признаков, неотделимое от нас самих – «… прикасаемся к пространству, как ладонями к щекам своим».

      2.3 Благородный восьмеричный путь

 

      Благородный восьмеричный путь представляет собой  буддийскую мораль и предполагает для  достижения освобождения следовать  следующим правилам: 1) правильное воззрение  – знание четырех благородных  истин; 2) правильное намерение –  отказ от мира, ненасилие и непричинение вреда; 3) правильная речь – воздержание  от лжи, сквернословия, грубости, скабрезностей, глупостей; 4) правильное действие –  воздержание от воровства, убийства и другого недолжного поступка; 5) правильный образ жизни – праведное  поведение в соответствии с пятью  моральными принципами: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не опьяняй  себя; 6) правильное усилие – состоит  из четырех фаз: усилие к уничтожению  зла, уже возникшего в нашем разуме; усилие в предотвращении зла, которое  еще не возникло; усилие к созиданию  блага, которое еще не возникло; усилие к развитию блага уже возникшего; 7) правильное самообладание – постоянное самоосознание и самонаблюдение, интроспекция (даже во сне); 8) правильная концентрация – специальная практика медитации, направленная на достижение освобождения, посредством устранения противопоставления субъекта объекту, или, точнее, создания такого понятийного  разграничения.

      2.4 Карма и перерождение

 

      Понятия кармы и перевоплощения в буддизме неразрывны. Перед тем, как раскрыть понятие о карме, мы должны узнать, как рассматривают буддисты вопрос перерождения.

      Краткую, точную и образную характеристику буддийского  учения о перерождении дает О.О.Розенберг:

      «Итак, по учению буддизма каждая личность, со всем тем, что она есть и мыслит, со всем ее внутренним и внешним  миром, есть не что иное, как временное  сочетание безначальных и бесконечных  составных частей, как бы лента, сотканная  на известном протяжении безначальных и бесконечных нитей. Когда подступает то, что мы называем смертью, ткань  с определенным узором как бы распутывается, но те же самые необрывающиеся нити соединяются вновь, из них составляется новая лента, с новым узором.

Информация о работе Буддизм