Буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:27, реферат

Описание работы

Буддизм

вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые

попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов

людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной,

Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане,

Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма),

Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и

тувинцы.

Работа содержит 1 файл

БУДДИЗМ.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

БУДДИЗМ  

Человек, следующий  Дхарме, похож на человека, вошедшего  с огнём в

тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и  его окружит свет.

Из наставлений  Будды 

Буддизм

— древнейшая из мировых  религий, получившая название от имени, а точнее от

почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда

Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии  в V—IV вв. до н.

э. Другие мировые  религии — христианство и ислам  — появились позже

(христианство  — пять, ислам — 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия

своего существования  буддизм создал и развил не только

религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу,

искусство, систему  образования — иными словами, целую цивилизацию.

Если

попытаться представить  эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед

нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект,

религиозных партий и организаций; и тем не менее  это одеяло уже тысячи лет

прекрасно греет  души миллионов последователей буддизма во всём мире.

Буддизм

вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые

попали в сферу  его влияния, а также определил  образ жизни и мысли миллионов

людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной,

Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане,

Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма),

Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно  исповедуют буряты, калмыки и

тувинцы.

Буддизм

был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где

она распространяется. Китайский буддизм — это религия, которая говорит с

верующими на языке  китайской культуры и национальных представлений о самых

важных ценностях  жизни. Японский буддизм — синтез буддийских идей, мифологии

синто, японской культуры и т. п. Такая способность гармонично вписываться в

окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди  других мировых

религий. Из-за этого  последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости,

граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам. Но именно

способность приспосабливаться  позволила буддизму вобрать в  себя огромное

количество местных  верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий,

литературных и  художественных традиций на всём географическом пространстве,

находившемся под  его влиянием на протяжении веков.

Многих

верующих буддизм  привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа

жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам.

Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям

поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание  богов, какими бы

могущественными их ни считали, принесёт только временное  облегчение, но не

окончательное спасение. По мере формирования буддийского пантеона в него

входили боги брахманизма  и других религий. Буддист может  одновременно

исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую “местную”  религию, поэтому

довольно сложно установить точное количество буддистов  в мире. В настоящее

время только буддийских монахов и монахинь насчитывается приблизительно один

миллион. Число  же мирян — последователей буддизма — определить просто

невозможно.

КОГДА И ГДЕ  ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ 

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования  своей религии от

кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно

традиции наиболее старой буддийской школы — тхеравады, Будда жил с б24 по 544

г. до н. э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие

буддизма. По научной  версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о

дате коронации  знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположника

буддизма —  с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма

придерживаются  более поздних дат: 488—368 гг. до н. э. В настоящее время

исследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи  с этим даты жизни

Будды.

Родина

буддизма —  Индия (точнее, долина Ганги — одна из наиболее экономически развитых

частей страны). Самой влиятельной религией Древней  Индии был брахманизм. Его

культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам

и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое  событие. Общество делилось

на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников  и жрецов),

кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные

сословия). Буддизм  с момента своего возникновения  отрицал действенность

жертвоприношения  и не принимал деления на варны, рассматривая общество как

состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати

(домохозяева —  люди, владевшие земельной и прочей  собственностью), и низшей —

она включала людей, обслуживавших господствующие слои.

На территории Индии в VI—III вв. до н. э. существовало множество небольших

государств.

В Северо-Восточной  Индии, где проходила деятельность Будды, их было 1б. По

своему общественно-политическому  устройству это были либо племенные  республики,

либо монархии. Они враждовали между собой, захватывали  территории друг друга, и уже к  концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь

государствами Магадха  и Кошала.

В те времена появилось  множество аскетов — людей, не имеющих собственности и

живущих подаянием. Именно среди аскетов-отшельников  и зарождались новые религии

— буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов,

видевшие смысл  не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении

целиком на внутренней жизни человека. Не случайно представителей этих новых

учений называли шраманами (“шра-мана” означает “совершающий духовное

усилие”).

Буддизм

впервые обратился  к человеку не как к представителю  какого-либо сословия,

клана, племени  или определённого пола, а как  к личности (в отличие от

последователей  брахманизма Будда считал, что  женщины наравне с мужчинами

способны достичь  высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны

были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда  называет любого

благородного и  мудрого человека независимо от его  происхождения. Вот что

говорится по этому  поводу в одном из классических сочинений раннего буддизма —

“Дхаммападе”:

“Я

не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. Я называю

брахманом того, кто  свободен от привязанности и лишён  благ.

Я

называю брахманом  того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом

мире знает уничтожение  своего страдания.

Я

называю брахманом  того, кто среди взволнованных  остаётся невзволнованным, среди

поднимающих палку  — спокойным, среди привязанных  к миру — свободным от

привязанностей.

Я

называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без

резкостей, никого не обижающую.

Я

называю брахманом  того, кто знает своё прежнее существование  и видит небо и

преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг

уничтожения рождения; кто совершил всё, что возможно совершить”.

БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И  БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД

В биографии Будды  отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд,

со временем почти  полностью оттеснивших историческую фигуру основателя

буддизма.

Более 25 веков назад  в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя

Шуддходаны и  его жены Майи после долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его

родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем

завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не

распорядилась иначе.

Узнав о том, что  на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и

сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и  ему открылся путь

спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе

Бенаресе (современный  Варанаси) он прочёл свою первую проповедь и, как говорят

буддисты, “повернул  колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он

странствовал с  проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и

последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали

называть Буддой.

В

возрасте 80 лет  Будда скончался. Но ученики и  после смерти Учителя продолжали

проповедовать его  учение по всей Индии. Они создавали  монашеские общины, где

это учение сохранялось  и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды —

человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологическое

жизнеописание гораздо  сложнее. Согласно легендам, будущий  Будда перерождался в

общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 — царём, 24 — монахом, 18 —

обезьяной, 13 —  торговцем, 12 — курицей, 8 — гусем, б — слоном; кроме того,

рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так  было, пока

боги не решили, что пришло ему время, родившись  в облике человека, спасти мир,

погрязший во мраке  неведения. Рождение Будды в семье  кшатрия было его последним

рождением.  

Для

высшего я веденья  родился, Для блага мира — и  в последний раз.  

Именно

поэтому его назвали  Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). В  момент рождения Будды

цветы падали с  неба, играла прекрасная музыка, а из неведомого источника

исходило необыкновенное сияние.

Мальчик

Информация о работе Буддизм