Буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:27, реферат

Описание работы

Буддизм

вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые

попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов

людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной,

Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане,

Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма),

Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и

тувинцы.

Работа содержит 1 файл

БУДДИЗМ.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

сторонников большего “обмирщения” буддийской общины, и стхавираваду или

тхераваду (“учение  старейшин”), сторонники которой придерживались более

консервативных

взглядов. Приверженцы  махаяны (одного из направлений буддизма) считают, что

раскол произошёл  на Втором буддийском соборе в Вайшали, через сто лет после

первого.

С

появлением империи  Маурьев, особенно в эпоху правления  знаменитого царя Ашоки

(III в. до н.  э.), буддизм из учения монашеских  общин превращается в своего

рода государственную  религию. Царь Ашока из всего учения особенно выделял

правила буддийской морали.  

При

Ашоке в буддизме появилось множество сект и школ: по общепринятой классификации

— 18. В это же время собрался Третий собор в  Паталипутре, на котором были

осуждены учения некоторых буддийских школ, а школа  тхеравады получила поддержку

царя. Именно в  этот период был создан буддийский канон “Типитака” (на языке

пали), или “Трипитака” (на санскрите), что означает “Три корзины”.

Последователи разных направлений буддизма уже два  с половиной тысячелетия

спорят между  собой о том, когда, где и на каком языке были канонизированы “Три

корзины”. Махаянисты считают, что на Четвёртом соборе, проходившем под

покровительством  царя Канишки в I в. н. э., канонизировали санскритскую версию

— “Трипитаку”. А  приверженцы тхеравады полагают, что Четвёртый собор состоялся

в 29 г. до н. э. на острове  Шри-Ланка, и там была записана “Типитака” на языке

пали.

С

целью примирения спорящих в истории буддизма приняты  обе версии. Что же

касается разногласий  между различными школами раннего  буддизма, то почти все

они связаны с  трактовкой философских проблем  вселенной и её взаимоотношений  с

личностью.

Наряду

с философией развиваются  буддийские ритуалы и искусство. Богатые покровители

финансируют строительство  ступ. Вокруг этих мемориальных сооружений, где

содержатся останки  Будды и другие буддийские реликвии, складывается особый

культ, к ним  совершаются паломничества. Хотя такая  вера с точки зрения буддизма

совершенно бесполезна для достижения нирваны, она принимается  из уважения к

обычаям и традициям  местных буддийских общин.

После

смерти царя Ашоки  и воцарения династии Шунгов, покровительствующей  брахманизму,

центр буддизма перемещается на Шри-Ланку. В течение трёх последующих  веков

буддизм превращается во влиятельную религиозную силу на всей территории Индии,

а во времена династии Сатаваханов распространяется в  Центральной Азии. В эпоху

правления второго  после Ашоки знаменитого покровителя  буддизма Канишки ( I – II

вв.

н. э.) влияние этой религии простирается от северных границ Индии до Центральной

Азии (Кушанская империя). Тогда же с основами учения знакомятся в торговых

центрах Северного  Китая. Через южный морской путь буддизм проникает в Южный

Китай.

С

начала новой  эры буддизм приобретает черты  религии цивилизации. Он объединяет в

единое пространство разные народы и территории, образуя сложные сочетания

местных традиций с учением Будды. По всему этому  пространству буддийские

проповедники разносят тексты Учения. Вместе с буддийскими  доктринами и

религиозной практикой  индийские буддисты приносят в разные страны достижения

Индии в области  медицины, фармакологии, астрономии, астрологии, архитектуры,

ваяния, живописи, литературы и т. д.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ  БУДДИЗМА

Победное

шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э.

буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и

Узбекистан), с I в. н. э.— в Китае, со II в. — на полуострове  Индокитай, с IV

в. — в Корее, с VI в. — в Японии, с VII в. — в  Тибете, с XII в. — в Монголии.

Используя

свой главный  принцип — не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран

и народов и  по возможности срастаться с ними, — буддизм быстро прижился везде

и, привившись к  древу местной культуры, дал новые  побеги. Например, в Китае

этот процесс  начался с V—VI вв. В VIII— IX вв. там успешно распространялись по

крайней мере уже  два чисто китайских направления  буддизма — школа чистой земли

будды Амитабхи и  школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье.

Китайские школы  тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань

постепенно завоевали  Японию, став соответственно школами  тэндай, кэ-гон,

амидаизма и дзэн.

Однако

и в Китае буддизм  подвергался атакам как извне  — от иноземных завоевателей, так

и изнутри —  со стороны возрождённого конфуцианства. Правда, он не был

совершенно вытеснен из этой страны, как случилось в  Индии, но его влияние

неизмеримо ослабло. В дальнейшем тот же процесс повторился в Японии, где

укрепилась национальная религия — синтоизм. Вообще появление  и утверждение

буддизма, как можно  видеть на примере Китая, Индии и некоторых других стран,

своеобразно стимулировало  возрождение местных религиозных  традиций. Если они,

впитав все достижения буддизма, оказывались достаточно сильными, то господству

буддизма приходил конец.

В

каждом регионе  развивались своя собственная буддийская символика и буддийские

обряды — почитание  святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла,

подпитываемые местными традициями. Буддизм вошёл в кровь  и плоть многих и

многих народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции,

но и сам претерпел  изменения. Буддизм способствовал  расцвету культуры этих

стран — архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительного

искусства (буддийская скульптура и живопись), а также  литературы. Это хорошо

видно на примере  поэзии, вдохновлённой идеями дзэн-буддизма.

С

ослаблением влияния  крупных монастырей, которые в  эпоху расцвета буддийской

цивилизации были своего рода “государствами в государстве”, главную роль в жизни

буддистов стали  играть небольшие местные монастыри и храмы. Власти начали

гораздо более  активно вмешиваться в религиозные  дела сангхи. Особая ситуация

сложилась в Тибете, где образовалось теократическое государство, управляемое

главой “жёлтошапочной”  школы гелукпа далай-ламой, который являлся и

религиозным, и  государственным лидером. Ламы доносят  послание Будды и открывают

его смысл ученикам, поэтому их почитают как непогрешимых божеств, вера в

которых важнее знания буддийских догматов.

БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ

Пожалуй,

ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких сложных и

противоречивых  чувств, как буддизм. И это вполне понятно — буддизм как бы

бросал вызов  всем основным ценностям христианской европейской цивилизации. В

нём отсутствовало  представление о боге-творце и  вседержителе вселенной, он

отказался от понятия  души, не было в нём и религиозной  организации, подобной

христианской церкви. А главное, вместо райского блаженства и спасения он

предлагал верующим нирвану, принимающуюся за полное небытие, ничто.

Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному в христианских традициях,

такая религия  казалась парадоксальной, странной. Он видел в ней отклонение от

самого понятия  религии, образцом которой считалось, естественно, христианство.

“Единственная,

но зато огромная услуга, которую может оказать буддизм, — писал известный

буддолог XIX в. и  убеждённый христианин Бартолами Сент-Иллер, — состоит в том,

чтобы своим грустным контрастом подать нам повод ещё  более ценить неоценимое

достоинство нашей  веры”.

Однако

для некоторых  западных мыслителей идеи буддизма как религии, противоположной

христианству, но столь же распространённой и почитаемой в мире, стали важным

орудием критики  западной культуры, западной системы  ценностей и самого

христианства.

К этим мыслителям относятся прежде всего Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше и их

последователи. Именно благодаря им, а также основателям  новых синтетических

религиозных течений, во многом противопоставлявших себя христианству (например,

Елене Блаватской и её сподвижнику полковнику Олькотту, основателям Теософского

общества), в конце XIX — начале XX вв. буддизм начал  распространяться на Западе

и в России.

К концу XX столетия Запад пережил уже много волн увлечения буддизмом в разных его

формах, и все  они оставили в западной культуре заметный след.

Если в начале XX в. европейцы зачитывались текстами палийского канона в переводах

виднейших буддологов, то после Второй мировой войны  благодаря переводам Э.

Конзе европейский  мир познакомился с махаянскими  сутрами. Приблизительно в это же время известный японский буддист Судзуки открыл для Запада дзэн, увлечение которым не прошло и до сих пор.

В наши дни. растёт популярность тибетского буддизма. Высокий  авторитет нынешнего

Далай-ламы, который  из-за преследования китайских властей  живёт в изгнании — в Индии, немало способствовал известности учения школы гелукпа. Всё это позволяет

сказать, что буддизм, оказавший влияние на движение битников и хиппи, на

творчество американских писателей, таких, как Джером Сэлинджер, Джек Керуак и

другие, стал составной  частью современной западной культуры.

В Рссии влияние  буддизма долгое время практически  не ощущалось, хотя на её

территории проживают  народы, исповедующие буддизм в монгольском  варианте

(буряты, калмыки,  тувинцы).

Сейчас

на волне общего религиозного возрождения наблюдается оживление деятельности

буддистов. Созданы  Буддийское общество, Буддийский университет,

восстанавливаются старые и открываются новые буддийские храмы и монастыри

(дацаны), издаётся  большое количество буддийской  литературы. В обеих российских

столицах

и в ряде других городов действуют центры сразу  нескольких буддийских традиций.

Информация о работе Буддизм