Буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:27, реферат

Описание работы

Буддизм

вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые

попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов

людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной,

Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане,

Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма),

Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и

тувинцы.

Работа содержит 1 файл

БУДДИЗМ.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

подвластна его  воле и может быть им же и устранена  — чтобы положить конец

страданиям и  разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.

О

том, как достичь  этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный

благородный путь: “Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды,

правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ

жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение”.

Таким

образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в нравственности,

созерцании и  мудрости: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие),

культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости

(правильные взгляды).

Культура

поведения — это пять (или десять) основных заповедей (панчашила): не

убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй; а также

добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п.

Культура

медитации — это  система упражнений, ведущих к  достижению внутреннего

умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.

Культура

мудрости —  знание четырёх благородных истин.

Из

всех четырёх  благородных истин именно восьмеричный благородный путь составляет

главное своеобразие  буддизма. Будда не просто говорит о возможности

освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными

силами, без помощи Будды, способен достичь свободы  и сам стать буддой. Всё это

очень отличается от других известных религий —  ни одно религиозное учение не

признаёт, что человек  может своими усилиями сделать себя богоподобным

существом.

Встав

на этот путь, можно  прийти к высшей цели человека —  выходу из круговорота

перерождений (сансары), а значит, к прекращению страданий  и достижению

состояния освобождения — оно и есть нирвана. Следование только моральным

заповедям приносит лишь временное облегчение.

Четыре

благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни,

диагноз, признание  возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно

буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими

рассуждениями, а  практическим излечением людей от духовных страданий. И своих

последователей  Будда призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а

не тратить время  на разглагольствования о предметах, которых они не знают по

собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых  разговоров с глупцом,

который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает

рассуждать о  том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п.

Другими

важными положениями  учения Будды являются три характеристики бытия

(трилакшана): страдание  {духкха), изменчивость (анитъя) и отсутствие  неизменной

души (анатман), а  также учение о взаимозависимом  возникновении всех

вещей (пратитья самутпада).

В

мире нет ничего вечного — всякое существование  имеет начало и конец, а раз  так,

то не может  быть и неизменной души. Человек  состоит из пяти скандх: телесного

(рупа), ощущений (ведана), распознавания- (санджня), кармических импульсов

(санскар) и сознания (виджняна). После смерти

большая часть  скандх разрушается.

БУДДИЗМ — РЕЛИГИЯ  БЕЗ БОЖЕСТВА

Если

христианство неразрывно связано с верой в Христа, а  ислам — с верой в Аллаха,

то вера в Будду  Шакьямуни не играет особенно важной роли во многих направлениях

буддизма. С точки  зрения буддистов, как уже говорилось, будд было и будет

бесконечное множество, и некоторые из них не менее  авторитетны, чем Шакьямуни.

В ряде течений  индийского, китайского и японского  буддизма больше чтут других

будд, например Амитабху, Вайрочану или будду будущего — Майтрейю, а в странах

Юго-Восточной  Азии Будду Шакьямуни почитают скорее как святого и великого

мудреца. В позднем  буддизме появляется учение об Ади-будде  — Изначальном будде,

воплотившем сущность всех будд.

Различия

между отдельными направлениями буддизма в их отношении  к Будде так велики, что

порой трудно поверить, как столь противоположные учения могли произойти из

одного источника. Например, в японском буддизме соседствуют  амидаизм — культ

будды Амиды (соответствует  Амитабхе), в котором единственной религиозной

заслугой признаётся многократное повторение имени данного  будды, и

дзэн-буддизм, где  культ любого будды считается  бессмысленным, а главное

внимание уделяется

практике медитации, т. е. углублённому созерцанию природы вещей. В целом

же вера в богов  и сверхъестественные силы хотя и  существует, но не играет в

буддизме такой  роли, как в других религиях. Вера (шраддха) в большинстве

буддийских учений считается лишь самым предварительным  условием вступления на

буддийский путь. Для того чтобы идти по нему, нужны  более серьёзные духовные

усилия, и прежде всего — медитация.

Но

сколь бы ни были велики различия между школами и направлениями  буддизма — все

они являются формами  одной и той же религии, которую проповедовал Будда

Шакья-муни. Что  даёт основания так думать?  

Во-первых,

сам Будда говорил  о возможности разных способов изложения  Дхармы и тем самым

заранее узаконил все формы, которые может принять  его учение в будущем.

Во-вторых, как  бы далеко ни отходил буддизм от своего первоначального вида, в

нём всегда сохранялось  учение, которое приписывалось Будде  Шакьямуни.

В-третьих, единство и разнообразие буддизма объясняются его исторической

судьбой — теми обстоятельствами, которые способствовали превращению этого

религиозного учения в мировую религию.

С

момента возникновения  буддизм прошёл три основные стадии: начинался он как

монашеская община, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм), затем

превратился в  своего рода религию цивилизации, объединившую различные

культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец, стал культурной религией, т.

е. религией, формирующей  культуру, по-разному вошедшей в

культурные традиции многих стран и народов. На современном этапе в буддизме

можно различить  и черты сектантской религии (например, в странах, где буддисты

вынуждены скрывать своё вероисповедание, как это было в СССР), и черты религии

цивилизации (новые  международные объединения буддистов разных стран, например

Всемирное братство буддистов), и, конечно же, черты культурной религии (новые

буддийские общества на Западе).

РЕЛИГИЯ

ЛИ БУДДИЗМ?

В

самом деле, что  же делает его религией, если в нём  нет ни такого Бога, как в

христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов,

как в политеистических религиях, ни бессмертной души —  основы церкви как

посредника между  богом и людьми? Тем не менее  известно, что буддизм исповедуют

большинство народов Азии. Буддизм — религия прежде всего потому, что учит

верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность  для человека

достичь нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит или

изнутри человека в результате его собственных  духовных усилий, или же благодаря

помощи будд и  бодхисаттв.

ОБЩИНА ВЕРУЮЩИХ

В

буддизме в отличие  от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих

— сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении  по буддийскому

пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство

опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви.

Сангхой можно  назвать и местную общину, и  всех буддийских монахов в мире вместе

взятых, а её члены  не являются священнослужителями, посредниками между богом

(или богами) и  мирянами. Миряне должны подавать  монахам — это их обязанность  и

добродетель; монахи в свою очередь учат их морали, ведут  душеспасительные

беседы, но они  не вправе исповедовать или отпускать  грехи. Если в одних

направлениях

буддизма, например в тхераваде, сангха играет определяющую роль, то в других,

особенно в буддизме махаяны, большее значение имеют  монастыри-университеты.

Впрочем, последние  в широком смысле также являются сангхами.

ПЕРВЫЕ ШАГИ БУДУЩЕЙ  МИРОВОЙ РЕЛИГИИ

По

преданию, через  год после смерти Будды его  последователи собрались вместе,

чтобы записать то, что они узнали от Учителя и  сохранили в своей памяти. Монах

по имени Упали  пересказал всё, что он слышал о дисциплине: правилах приёма в

сангху и исключения из неё, нормах, регулирующих образ жизни монахов и монахинь

и их отношения  с обществом. Всё это было объединено в свод текстов, получивших

название “Виная питака” (“Корзина дисциплины”). Всё, что Будда говорил по

поводу самого Учения и методов религиозной практики, пересказал его ближайший

ученик Ананда. Эти тексты вошли в “Сутра питаку” (“Корзину бесед”). Затем

присутствовавшие  монахи (их было 500) пропели содержание канона. Это собрание

буддистов получило название Первого буддийского сангити (буквально —

“спевка”), или  собора. По некоторым версиям, в нём  принимал участие царь

Аджаташатру. Считается, что на Первом соборе была канонизирована и третья часть

учения, “Абхидхарма  питака” (“Корзина Абхидхармы”), —  систематическое, можно

сказать, философское изложение Учения.

Будда

не оставил духовного  наследника, полагаясь на то, что  община будет просто

следовать его  предписаниям. Однако между членами  сангхи возникли серьёзные

разногласия по поводу трактовки ряда правил. Одни монахи выступали за смягчение

и даже отмену жёстких границ, отделяющих сангху от остального общества, в то

время как другие настаивали на их сохранении. Уже в IV в. до н. э. это привело

к расколу сангхи на махасангхику (“большую общину”), объединявшую

Информация о работе Буддизм