Формы существования японского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы, прежде всего, выявить философско-концептуальные основания феномена японского сада. Рассказать о влиянии философии дзен на создание и формирование основных его принципов, их проявление в жизни японцев.
А теперь, когда цель названа, обозначим задачи данной курсовой работы.
Выделим четыре основных задачи:
Дать понятие японского сада.
Раскрыть влияние религиозных традиций на формирование японского сада.
Раскрыть философско-мировоззренческие основы японского сада.
Выявить функционально-практическое значение японского сада.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Истоки формирования концепции японского сада…………….……..6
1§. Понятие японского сада……………………………………………………6
2§. Влияние религий на философию японского сада…………..………..…...9
3§. Влияние дзэн на сад камней……..……………………..….…………..…15
Глава 2. Общие философско-мировоззренческие основы японского сада…..16
1§. Истоки формирования представления и восприятия природы………...16
2§. Предназначение японского сада…………………………………………20
Глава 3.Формы существования японского сада……………………………….21
1§. Карэсансуй .21
1.1§. Пятнадцатый камень сада Рёандзи………………..….…...………..24
2§. Тэйэн в современной жизни японцев………………….….……………..25
2.1§. Сад цубо как маленькая вселенная……….……….………………...28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Философско-концептуальные основы японского сада.docx

— 81.73 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Истоки формирования концепции  японского сада…………….……..6

1§. Понятие японского сада……………………………………………………6

2§. Влияние религий на философию  японского сада…………..………..…...9

3§. Влияние дзэн на сад камней……..……………………..….…………..…15

Глава 2. Общие философско-мировоззренческие  основы японского сада…..16

1§. Истоки формирования представления и восприятия природы………...16

2§. Предназначение японского сада…………………………………………20

Глава 3.Формы существования японского  сада……………………………….21

1§. Карэсансуй .21

1.1§. Пятнадцатый камень сада Рёандзи………………..….…...………..24

2§. Тэйэн в современной жизни японцев………………….….……………..25

2.1§. Сад цубо как маленькая вселенная……….……….………………...28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список используемой литературы……………………….……………………..32

 

 

 

 

 

 

Введение

Япония - уникальное государство с удивительной культурой и традициями. Изучать культуру Страны Восходящего Солнца интересно и поучительно, менталитет и образ жизни японцев в корне отличается от нашего, а некоторые традиции и обычаи вообще могут немало поразить. Япония - страна вековечных устоев и патриархальных традиций, но в то же время современный мир с научными открытиями и технологической революцией. Тем не менее, глубокое почитание традиций древности, следование устоявшимся канонам все так же перетекает из поколения в поколение. Японский сад – один из ярчайших примеров традиционного японского искусства, занимающий в жизни японцев далеко не последнюю роль. Практически каждый более или менее образованный человек слышал о японских садах. Кто-то даже видел и интересовался этим прекрасным произведением искусства. Особенно сейчас многие дизайнеры интерьеров часто используют сухие японские сады как элементы декора, устраивая в жилых помещениях, на небольших двориках и даже просто в маленьких песочницах, маленькую каменную вселенную. В этом и заключается актуальность темы данной работы, которая определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к данному вопросу. Хотелось бы подробнее разобраться как в причинах популяризации японского сада, а также в его сути и значении для самих японцев. Ведь, к сожалению, не все могут понять и проникнуться этим слишком простым и неброским, на первый взгляд, но в действительности очень сложным явлением. Не знают, что создание подобного изысканного великолепия требует времени, сил и умения рассчитать композицию практически с математической точностью, соблюдая необходимый энергетический баланс на всей его территории. Ведь одним из главных назначений сухого сада является духовное омовение, обновление, энергетическое восстановление человека через эмоционально-созерцательное общение с собой. Также, наряду с другими видами дзэнского искусства, сад указывает, поучает, наставляет, гармонизирует, умиротворяет. Карэсансуй 1 – это место где можно обрести себя.

Японский сад – это богатейший спектр символически и философски насыщенных тем, демонстрация огромного потенциала этого искусства в трансляции религиозно-философских идей. Практически  неотъемлемая часть пространства дзэнских храмов, буддийских школ и нередко домов простых жителей.

Данная тема не является достаточно разработанной.  Изучая возможные  источники информации, пришлось столкнуться  с проблемой недостатка подробной  и структурированной литературы по теме. Но хотелось бы в первую очередь отметить автора, Алину Лебедеву, с ее книгой «Японский сад», где достаточно подробно описаны истоки и причины зарождения данного искусства, есть информация о философских аспектах и структурных компонентах самого сада, начиная от различной символики до видов камней и выбора дорожек. Еще, хотелось бы выделить, Александра Зайцева, автора интереснейших и информативно познавательных статей. К его работам относятся: «Японский сад. Этапы перемен», «Печальное очарование вещей», «Истоки природного эстетизма. Культ природы» и другие.

Цель данной работы, прежде всего, выявить философско-концептуальные основания феномена японского сада. Рассказать о влиянии философии  дзен на создание и формирование основных его принципов, их проявление в жизни  японцев. 

А теперь, когда цель названа, обозначим  задачи данной курсовой работы.

Выделим  четыре основных задачи:

  1. Дать понятие японского сада.
  2. Раскрыть влияние религиозных традиций на формирование японского сада.
  3. Раскрыть философско-мировоззренческие основы японского сада.
  4. Выявить функционально-практическое значение японского сада.

Данная работа будет рассмотрена  с философской позиции.

При создании текста, будут использованы записки очевидцев, которые в последствии были отредактированы и изданы отельным печатным изданием. Например, это работа Владимира Цветова «Пятнадцатый камень сада Рёандзи», где он рассказывает об особенностях японских обычаев, культуре в целом и, конечно же, о знаменитом саде Рёандзи, в котором ему удалось побывать.

 В этой работе мы попробуем подойти к процессу создания сада как к акту взаимоотношения человека и природы, насквозь пронизанному эстетическим чувством, именно взаимоотношения, а не отношения человека к равнодушной, или бездушной природе. Рассмотрим с наиболее красивыми и значимыми видами японского сада, а так же с влиянием некоторых религий на его создание и развитие, на формирование философско-мировоззренческих основ, постараемся проникнуться и понять назначение и предназначение «философского сада» в духовной и повседневной жизни современных японцев.

 

Глава 1. Истоки формирования концепции японского сада

1§. Понятие  японского сада

В современном японском языке  сады называют тэйэн. Так как первый иероглиф тэй (庭) означает сад, а второй эн (園) означает парк, сочетание этих двух иероглифов можно перевести как садовый или парковый двор. Такое название сада, скорее является книжным, литературным. В быту, обычной повседневной жизни, чаще можно услышать о нем как о ниве, обозначающимся тем же самым иероглифом, что и первый слог слова тэйэн -庭. Объяснить это можно тем, что практически каждый иероглиф в японском языке имеет онное (верхнее, китайское) чтение и кунное (нижнее, японское) чтение. Исходя из этого, нива - это как раз таки нижнее чтение иероглифа庭, и его смело можно признать как истинно японское слово.   

Первым письменным источником, где встречается слово, нива2 является Нихонги3, относящиеся к VIII веку. Там этим словом названо пустое сакральное пространство, где обитало божество. Вначале это пространство было даже не огорожено и выделялось из окружающего пейзажа чисто психологически. Со временем такое пространство стали обособлять: огораживать и засыпать галькой. Такие площадки назывались сики 4. Затем на площадке стали устанавливать амбар – святилище. То, что святилищем стал амбар, говорит о его связи с земледельческим культом.5

Обычай разбивки садов, искусственно воссозданных кусочков природы, пришёл в Японию из Китая в VII веке, и характер японского сада складывался в сложном единении традиционного стремления к естественности, к выявлению, а не трансформированию, и идеи преобразования природы, пришедшей с континента. Следует также отметить особую сакральность сада, связанную с изначальным осмыслением понятия «нива». Такое единство противоположностей и привело к созданию хэйанских пейзажных садов, отличавшихся редкой декоративностью. В них доминировали цветущие растения. Тут были и деревья – преимущественно слива и вишня, и кустарники, такие, как азалии и керрии, и травянистые цветущие растения, среди которых наибольшей популярностью пользовались ирисы и хризантемы. Фоном же для этого разноцветья служили вечнозелёные сосны и бамбуки. Обязательным элементом сада являлось озеро с островком. Типичная планировка предусматривала также холм и ручьи, один – впадающий в озеро, другой – вытекающий из него. При этом учитывались принципы китайской геомантии – фэн-шуй (ветер и вода), дожившей до наших времён. Сады могли быть очень большими, типа наших парков.

Однако существовали и небольшие, так называемые внутренние сады, образующие с домом единый архитектурный  ансамбль. По такому саду не принято  было ходить. Им можно было только любоваться, раздвинув сёдзи 6. Пока это было чисто эстетическое любование, не особо отягощённое грузом символики. Но постепенно и здесь давал о себе знать буддизм. Остров посреди озера стал ассоциироваться с раем, по представлениям буддистов находившийся в безбрежных морских просторах. Другие острова своей формой походили на черепаху или журавля, символизировавшие долгую безмятежную жизнь. Холм же в саду напоминал о священной горе Сумеру 7.

С появлением буддистских храмов и  монастырей в них тоже стали создаваться  сады, а в XIV – XVI веках, считающихся классическим периодом японского садового искусства, сад стал непременным элементом храмового комплекса. Но это были уже не радующие глаз обилием цветов или яркими красками осенней листвы аристократической поры. Суровый нрав самурайства сказался и на них. Декоративность уступила место символичности и философской значимости. Храмовые сады стали почти монохромными. В озёрах, ручьях и водопадах воду заменили галька и песок. Такие сады назывались карэсансуй 8. Чрезвычайно своеобразен по своему назначению, «чайный сад», сформировавшийся в XVI веке.

Примечательно, что садовое  искусство всегда развивалось рука об руку с живописью. Появление лаконичных садов непосредственно связано  с монохромной живописью тушью, где художник старался выразить идею минимальными средствами. Часто созданием  сада занимались сами художники, используя  вместо чистого листа бумаги открытое пространство, а вместо красок и  туши – камни, песок, воду и растения. В Новое время, с проникновением на Японские острова европейской  культуры, художники стали создавать  картины в европейском стиле, а в садах появились европейские  растения, газоны, европейские композиционные решения. Однако неизменными остались основные принципы:

1. Наличие двух элементов  – камня и воды, символизирующих  Инь – Ян. 
2. Следование естественности.  
3. Асимметричность композиции:  
а) ни один из объектов не может повторять форму, цвет, позицию другого;  
б) ни одна из воображаемых линий, которая могла бы соединить объекты    сада, не может быть такой же длины, как другая;  
в) ни одна из двух воображаемых линий, соединяющих объекты, не может быть параллельной.  
4. Наличие открытого пространства.  
5. Минимализм – максимум выразительности при минимуме средств.  
6. Спокойная цветовая гамма.  
7. Сдержанное применение травянистых цветов.

Созданные по основным принципам  сады Японии, отражают многие стороны  национального характера и рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных  элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созерцанию. С давних времен сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Естественные уголки природы искусственно созданного ландшафта, наполненные энергией гармонии и тонким философским смыслом.

 

2§. Влияние религий на философию японского сада

Для того чтобы до конца  понять своеобразие японского сада, ощутить его самобытную прелесть, нужно понять и осознать его философскую  основу. Человек, абсолютно не знакомый с духовными традициями Японии или  имеющий о ней лишь самые общие  представления, не постигнет всей мудрости создания сада, которая, как во всех произведениях японского искусства, не лежит на поверхности.

На каноны формирования садов  наложили отпечаток различные религиозные  и философские системы. Наиболее глубокий след оставили синтоизм, даосизм  и буддизм (точнее, одно из его направлений - дзэн). 
Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. В синтоистском мировоззрении нет деления на живое и неживое: для приверженца синто все живо - и животные, и растения, и предметы; во всем природном и в самом человеке живет божество ками. Синто утверждает, что все в природе одушевлено, а значит, наделено святостью. Кроме того, согласно синто, ками объединены с людьми, поэтому людям не нужно искать спасения где-то в другом мире - спасение обеспечивается путем слияния с ками в природе и в повседневной жизни. Отсюда присущее японцам поклонение горам, горным источникам, камням, деревьям, наряду с животными, многие из которых считаются священными. 
Это его качество помогло распространению на территории Японии целого ряда религиозных направлений, многие из которых благоприятно повлияли на художественную культуру страны. Так, например, во всех сферах искусства в Японии нашла отражение доктрина мироощущения и деятельности, восходящая к даосизму - философскому учению, возникшему в Китае в VI веке до н. э.. Главная категория даосизма - дао (путь) - понимается как первопричина материального мира и духовной жизни людей. Дао также представляется как общий путь развития.

Согласно концепции даосизма, задача человека состоит в том, чтобы  стремиться к дао путем слияния с природой, с окружающей жизнью. Основным принципом деятельности человека является принцип «недеяния», который заключается в том, чтобы следовать природе вещей и пути развития мира, не стараясь преображать его. Поэтому и японское садоводство, как одна из областей культуры, во многом базируется на правиле "невмешательства" в естественную природу. Это не означает, что японский сад - слепая копия окружающих ландшафтов, просто сам образ природы лежит в основе его композиции.

И как уже упоминалось ранее на формирование философии японского сада , как и на все мировоззрение японцев, оказал и дзэн-буддизм.

Четыре основные истины буддизма гласят: жизнь есть страдание; причина  страдания - страсти, желания, потребности  людей; чтобы избавиться от страданий, надо пресечь все желания; сделать  это можно только путем ухода  от действительности и достижения нирваны (высшего просветления, небытия). Таким  образом, главное в буддизме - уход от житейской действительности, проповедь  отречения от страстей, провозглашение тщетности мирских забот, призыв к душевному покою. Материальный, чувственный мир (сансара) признается иллюзией, и только нирвана - мир  подлинный.

Информация о работе Формы существования японского сада