Формы существования японского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы, прежде всего, выявить философско-концептуальные основания феномена японского сада. Рассказать о влиянии философии дзен на создание и формирование основных его принципов, их проявление в жизни японцев.
А теперь, когда цель названа, обозначим задачи данной курсовой работы.
Выделим четыре основных задачи:
Дать понятие японского сада.
Раскрыть влияние религиозных традиций на формирование японского сада.
Раскрыть философско-мировоззренческие основы японского сада.
Выявить функционально-практическое значение японского сада.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Истоки формирования концепции японского сада…………….……..6
1§. Понятие японского сада……………………………………………………6
2§. Влияние религий на философию японского сада…………..………..…...9
3§. Влияние дзэн на сад камней……..……………………..….…………..…15
Глава 2. Общие философско-мировоззренческие основы японского сада…..16
1§. Истоки формирования представления и восприятия природы………...16
2§. Предназначение японского сада…………………………………………20
Глава 3.Формы существования японского сада……………………………….21
1§. Карэсансуй .21
1.1§. Пятнадцатый камень сада Рёандзи………………..….…...………..24
2§. Тэйэн в современной жизни японцев………………….….……………..25
2.1§. Сад цубо как маленькая вселенная……….……….………………...28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Философско-концептуальные основы японского сада.docx

— 81.73 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

2§. Предназначение японского сада

В первую очередь, в данной работе, хотелось бы рассказать именно о садах – карэсансуй14. Именно они являются отражением мира дзэн-буддизма, т.к. создавались на принципах этого учения, храня в себе его тайны и загадки.

Данное направление в садовом искусстве Японских островов возникло в историческую эпоху Муромати (1392-1568 годы) и обязано своим появлением религиозному и философскому течению буддизма - дзэн. Настолько, что иногда карэсансуй называют просто: «дзэн-сад». 
Основным предназначением таких садов в средневековой Японии являлось характерное для буддизма стремление познать себя. Отрешенность от мирских проблем, погружение в собственное «я», единение с окружающей природой и, как финал, достижение нирваны, как представляется японцам, легче всего достичь в обстановке, каждая деталь которой наполнена определенным философским смыслом. 
       Кажущаяся небрежность в нагромождении камней, направлении линий, полной отсутствии симметрии на самом деле являются частью хорошо продуманной картины. В «саду из камней» не встретишь воду - лишь ее символическое изображение в виде волнообразных линий на песке. Главными инструменты, при помощи которых создается пейзаж, являются камни различной формы и расцветки, белый песок и гравий, мох, а также карликовые деревья, искусство выращивания которых (бонсай) достигло в Японии невиданных высот.

Главным условием создания Сада Камней является использование  только натурального камня, декоративные и искусственные не годятся. Такой  сад обычно отделяется невысокой, чаще метровой, садовой оградой. Ее предназначение – создать атмосферу уединения  и соответствующее медитативное настроение. Однако эта стена не должна изолировать сад от окрестностей. Наоборот, главная цель создания такого сада – подчеркнутая гармония с  красотой окружающего пейзажа. Созерцание из сада бегущей неподалеку реки, цветущих деревьев вдыхает в него жизнь и, контрастируя с аскетичностью сада, способствует расслаблению и отрешению от повседневной суеты. 

Таким образом, основное назначение архитектуры садов и парков Японии - вызывать у человека ощущение красоты  в обычном, простом, каждодневном, стать местом успокоения, расслабления и энергообмена с вселенной, психологически помогая бороться с возникшими проблемами, освобождая свой разум и очищая жизненные потоки. А это особенно важно в городской, урбанистичной и технологизированной среде, в которой так активно крутятся современные японцы.

 

Глава 3. Формы  существования японского сада

1§. Карэсансуй

Теперь хотелось бы обратиться к саду камней несколько с другой стороны. Мы уже рассмотрели и  оценили влияние дзэн-буддизма на формирование и становление японского  сада. Теперь же посмотрим на практическую, материальную его сторону, таким, каким  его можно увидеть чисто в  физической созерцательной форме, то как он проявляется с функционально-практической стороны.

Сначала это были искусственные  островки среди садовых прудов, затем  появились сухие сады, где расчёсанный  песок изображал морские волны, а камни – острова бессмертных. Позднее камни начали выкладывать  в виде священных животных, чаще всего в виде журавля и черепахи, символизировавших долголетие, а  также высоты воспарения человеческого  духа и глубину познания. Камень мог символизировать и гору Сумэру, по буддистским представления, священную гору в центре мира, и какого-нибудь из мифологических персонажей, и самого Будду. Таким образом, сухой сад для непосвящённого – это сад-загадка. Как правило, он воспринимается европейцем только эмоционально, эстетически, глубинный же его смысл можно понять, только владея древним языком символов. Но и эмоциональное воздействие камня бывает очень сильным. Недаром культ камней существовал во всём мире, а в Японии до сих пор живы отголоски анимистической веры, обожествлявшей необычные по размерам, форме или окраске камни, скалы и целые горы. В магические свойства камней верят в наше время не только на Востоке.

Японские реки не глубоки  и коротки, но многие из них берут  своё начало в горах и, обладая  бурным течением, увлекают за собой  со склонов камни, донося их до устья. Это не ледниковые окатанные валуны, а камни, отколовшиеся от скал, т. е. камни с острыми гранями. Разыскивание между ними камней красивой формы, в  которых таится нечто божественное, выявление их красоты путём расстановки  было, как правило, занятием буддистских  священнослужителей средневековья. Их называли «монахи, договаривающиеся с  камнями».

Священнослужитель мог, обработав  исходный материал, будь то камень или  дерево, извлечь из него статую. Считалось  даже, что большие камни уже  скрывают их в себе. Если так, то можно  говорить о поклонении Будде, ещё  не вышедшему из камня, большому камню, таящему в себе статую Будды. Этот камень должен был занять достойное  место благодаря искусству расстановки  камней. Однако найти красивые сами по себе, от природы, камни для такой  расстановки нелегко, поэтому со временем камни стали подвергаться небольшой дополнительной обработке, стремясь, тем не менее, к тому, чтобы  расстановка выглядела как можно  более естественно. Создатели садов  камней тех времён оставили после  себя выдающиеся произведения. По этим садам можно судить о прекрасном чувстве формы дзэнских монахов средневековья. В этом смысле садовые композиции из камней, в отличие от посадок, конечно, причастны вечности.

В настоящее время сакральный аспект не имеет определяющего значения при создании сада камней, хотя и  не сбрасывается со счетов окончательно. Тем более становятся важны его  эстетические достоинства. Не будет  большим преувеличением назвать  отношение японцев к садовым  камням прямо-таки трепетным. Достаточно сказать, что если растения поливают водой по мере необходимости, то камни истинные ценители поливают каждый день, следя, как оживают они от игры светотени на гранях, любуясь свежим блеском вкраплений, изменением их окраски в течение суток. Однако следует помнить, что сад камней состоит не только из камней, песка и гравия. В него могут входить и растения, и дорожки, и вода. Как было сказано выше, название саду даётся только по его «главному герою», но это вовсе не обязательно должен быть моноспектакль.

В Японии камни это объект поклонения. Камень редко использовался  для строительных целей. Он играл  особую роль в культовой практике, где он одухотворялся, становился объектом веры и эстетического наслаждения  естественной красотой, не меняющейся с калейдоскопической скоростью. Объектом поклонения могли стать не просто камни, целые скалы, которые сплошь увешивались симэнава – ритуальными соломенными верёвками с вплетёнными в них полосками бумаги. Такие огромные камни считались местом обитания божества, а не просто минералами.

Труднее всего правильно  установить главный камень, остальные  же как бы починяются его воле, составляя вместе с ним гармоничную композицию. Главный камень, который, как правило, является и самым большим, обычно располагают на заднем плане, чтобы он не действовал на зрителя подавляюще и не отвлекал на себя всё внимание. Правда, бывают случаи, когда для увеличения глубины сада пользуются обратной перспективой, располагая на переднем плане крупные объекты, но этим методом надо пользоваться с большой осторожностью.

А теперь о песчаных узорах. Не исключено, что началом создания рисунков, называемых «песчаные узоры» или «след метлы», послужил красивый вид двора после его уборки. Наверное, беспорядочным следам подметания стали придавать вид узора, чтобы  они выглядели прилично.

С давних времён служители  синтоистских храмов вызывали ощущение чистоты, посыпая площадки белым  гравием или мелкой щебёнкой. Однако белый гравий хорош не всегда, на солнечных участках он утомляет глаза, а вот на северных участках, в тенистых садах и т. п. белый песок или гравий создаёт ощущение освещённости. Если нужно, чтобы от площадки исходило чувство покоя, лучше использовать коричневый или другие тёмные тона. Этот приём применяется в сухих садах и в настоящее время, причём при создании узоров, безусловно, привлекают, прежде всего, образы, связанные с водой, такие, как морские волны и речные потоки. Узор из прямых линий обычно символизирует стоячую воду, из волнистых – проточную, а концентрические окружности – волны, бьющиеся о берег острова.

Узор наносится с помощью  специальных тяжёлых грабель, форму  зубьев которых можно менять в  зависимости от создаваемого узора. Необходимо, чтобы узор гармонировал с остальными элементами сада и, при  необходимости, нёс функциональную нагрузку. Например, линии, расположенные  горизонтально по отношению к  точке обзора, уводят взгляд в глубину  и способствуют зрительному расширению пространства.

 

1.1§. Пятнадцатый камень сада Рёандзи

Хотелось бы поподробнее  рассказать хотя бы об одном из самых  известных японском саде-музее. На мой  взгляд, это один из самых завораживающих садов на территории Японии. Этот философский  во всех смыслах сад находится  в городе Киото, вероятно, самая большая  его ценность. Его создателем был  монах Соами, вложивший в свою композицию десятки толкований сути этого сада. Этот сад удивителен тем, что на его территории находятся пятнадцать черных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку. Но на самом деле замечаешь лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. С трех сторон сад ограничен каменными монастырскими стенами, и как не встань пятнадцатого камня не видно. Сделаешь шаг, и гениальный хаос предстает в иной композиции, состоящий из все тех же пятнадцати камней, из которых один – невидим. Сад Соами может символизировать собой своеобразие экономической структуры Японии, где утесы монополистического капитала возвышаются над морем песчинок – бесчисленных мелких и мельчайших предприятий. Но по правде воспринимается эта ассоциация в Саду камней, будто скрежет гвоздя по ржавому железу. Так какой же все-таки смысл заложил мудрый Соами, создавая столь необычное явление? Может, Соами хотел сказать, что дело не в камнях, а в людях, которые в сад приходят? Уж, не в том ли суть сада, что люди воспринимают одно и тоже по-разному, каждый по-своему? Может быть ключ к идее, заложенный в саде, это – конституция, составленная, как утверждают японские хроники, принцем Сётоку еще в VII веке и по сию пору поражающая глубиной рассудка? «У каждого человека есть сердце, - гласит статья конституции. – А у каждого сердца есть свои наклонности. Он считает это хорошим, я – дурным. Я считаю это хорошим, он – дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец.  Оба мы только обыкновенные люди». В саду монастыря Рёандзи одному человеку доступно охватить взором лишь четырнадцать камней, но находившиеся там люди все вместе видят сад целиком. Постичь суть каменного хаоса, сотворенного человеческим разумом, возможно лишь очистившись от привычных стереотипов, предвзятости и высокомерной уверенности, что нет вопросов на которые еще не найден ответ.15

 

2§. Тэйэн в современной жизни японцев

Ни для кого не секрет, что Япония на данном этапе своего развития одна из самых развитых индустриально  продвинутых стран. Одна из сильнейших и великих держав, благодаря необычайно высокому развитию экономической отрасли, а особенно сохранению и процветанию национальной культуры. И это может быть даже не удивительно, если понимать национальные особенности, менталитет самих японцев. Это одна из самых упорных, трудолюбивых, патриотичных и вкладывающаяся в общий труд на благо всех граждан нация. Японцы как пчелки, работаю на своих предприятиях, фирмах не покладая рук до полного своего личного и всеобщего удовлетворения, четко выполняя задачи и ответственно относясь к своей работе.

О том, что из-за этой своей  фанатичности в отношении работы у них часто бывают проблемы с  личной жизнью, здоровьем и даже элементарно с нахождением времени  для отдыха, известно сейчас не понаслышке. Постоянный труд, сосредоточенность  и работа мысли откладывают отпечаток  замкнутости, пониженной стрессоустойчивость и пессимистического отношения к жизни.

Поэтому совершенно неудивительно, что еще с давних времен они  находят успокоение и умиротворение  в созданных ими самими японских садах. Сейчас в Японии практически  нет мест, где бы ни был возведен хотя бы самый маленький уголок естественной природы и источник гармонизирующей  энергии. Садовое искусство в  современной Японии находится на высочайшем уровне развития. И все  это благодаря характеру природы  Страны восходящего солнца.16

Сады камней функционально  предназначены для медитаций, отстранения  от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает  тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в  явном виде выступают такие принципы как умение видеть прелесть обычного и изящество нагой простоты.  Именно здесь современный японец может найти для себя те чувства принадлежности себя к природе, о которых он парою забывает в своем технократичном мире. Может насладиться единением и чувством умиротворения с самим собой.

Японцы нашли несколько  вариантов решения территориальной  проблемы связанной с тем, где  размещать сады, когда и так  мало места. А иначе никак. Это  неотъемлемая часть жизни, не менее  важная как электричество и мобильный телефон в современной жизни японцев. 
Ну, во-первых, это горшечная или контейнерная культура – в глубине тихих городских улочек Токио, Киото и других городов пространства вдоль наружных стен, входных дверей активно заставляются растениями в контейнерах. Влияние контейнерных растений на микроклимат в таком ограниченном пространстве велико – они не только выделяют кислород и освежают воздух, но и придают окружению естественную красоту.  
Во-вторых, очень популярным в Японии, начиная с 1966 года, стало строительство садов на крышах – таким образом, используется каждый, даже сравнительно небольшой кусочек пространства, для создания сада и даже парка. Один из крупнейших садов на крыше имеет Гранд-Отель в Саппоро, Хоккайдо. Общая площадь сада – 660 кв.м., и с улицы обыватель даже не может подумать, что наверху лежит такой дивный оазис.  
Следующая тенденция массового городского озеленения – создание балконных садов. Балконным садоводством увлеклись в начале 90-ых, и теперь им интересуются многие горожане. Специфической формой озеленения жилого пространства в Японии становится создание маленьких садиков, расположенных в пределах дома. Сад, гармонично вписанный в жилое пространство, создает иллюзию того, что вы находитесь не дома, а на улице. Естественно, создание такого рода внутренних садов возможно лишь в домах с индивидуальной планировкой. Такие сады используются японцами и для проведения чайных церемоний.17

Информация о работе Формы существования японского сада