Формы существования японского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы, прежде всего, выявить философско-концептуальные основания феномена японского сада. Рассказать о влиянии философии дзен на создание и формирование основных его принципов, их проявление в жизни японцев.
А теперь, когда цель названа, обозначим задачи данной курсовой работы.
Выделим четыре основных задачи:
Дать понятие японского сада.
Раскрыть влияние религиозных традиций на формирование японского сада.
Раскрыть философско-мировоззренческие основы японского сада.
Выявить функционально-практическое значение японского сада.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Истоки формирования концепции японского сада…………….……..6
1§. Понятие японского сада……………………………………………………6
2§. Влияние религий на философию японского сада…………..………..…...9
3§. Влияние дзэн на сад камней……..……………………..….…………..…15
Глава 2. Общие философско-мировоззренческие основы японского сада…..16
1§. Истоки формирования представления и восприятия природы………...16
2§. Предназначение японского сада…………………………………………20
Глава 3.Формы существования японского сада……………………………….21
1§. Карэсансуй .21
1.1§. Пятнадцатый камень сада Рёандзи………………..….…...………..24
2§. Тэйэн в современной жизни японцев………………….….……………..25
2.1§. Сад цубо как маленькая вселенная……….……….………………...28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Философско-концептуальные основы японского сада.docx

— 81.73 Кб (Скачать)

Сейчас на территории Японии согласно древним восточным и современным  представлениям сады можно разделить  на следующие типы:

Сад удовольствия.

Необходим для приема гостей и организации вечеринок. В этом саду присутствует определенный набор элементов, усиливающих ощущение гостеприимства.

Сад романтических настроений.

Служит для проведения личных встреч с приятными людьми, друзьями, душевных бесед. Может быть успешно использован для романтических встреч.

Сад раздумий.

Продолжение рабочего кабинета или  место, где настроенность на рабочий  лад дает реализацию задуманного.

В традициях Древнего Киото различают  три типа миниатюрных садиков:

- Ке предназначен для внутренних домашних нужд

- Харе служит для формальных традиционных церемоний;

- Суки несет исключительно эстетическую  функцию.

Нередко в одном садике сливаются  функции Ке и Харе или Харе и Суки. Возможно, что именно из такого сочетания возникли в XVI веке специальные садики для чайных церемоний.

Но хотелось бы остановиться на одном  из наиболее распространенных сейчас на территории Японии разновидностей японского сада. Это сад Цубо. Именно подобного типа сады, густо заселяют приусадебные участки маленьких японских домиков, помещений крупных зданий, офисных фае и крыш небоскребов.

 

2.1§. Сад цубо как маленькая вселенная

Он появился в Японии ещё  в раннем средневековье в связи  с ростом плотности городского населения  и, соответственно, увеличением плотности  застройки. О его размерах говорит само название, идущее от единицы измерения площади, цубо, равной 3,3 кв. м. Другой перевод слова «цубо» - кувшин, горшок, т. е. некое небольшое вместилище, чем, собственно, и является крошечное пространство, отводимое этому садику среди домов.

Сад цубо является микрокосмом – маленькой вселенной, созданной на тесном пространстве между своим и соседним домом. Возможно, в этой вселенной можно будет разместить только некое подобие сада с небольшим числом растений, но японцы создали искусство, отображающее космос даже с помощью всего нескольких элементов на площади не более 2 кв. м. Этот крохотный сад тоже много говорит о своеобразном характере японцев. Внутренний сад является не просто световым колодцем, подобным домашнему саду Средиземноморского побережья, но представляется воплощением и философии жизни, и находчивости японцев, умудряющихся даже в тесных городских домах жить в единении с природой.

Кроме цубо под открытым небом существуют также «внутренние цубо», располагающиеся внутри доме. В наше время такие сады часто используются в дизайне интерьеров.

Сад цубо располагается на ограниченном замкнутом пространстве, при этом значение отводится его расположению по сторонам света. Часть такого садика иногда даже пробуют замостить. В таком месте, кроме того, следует следить за состоянием почвы, иногда необходим дренаж. 
Бывает, что солнце вообще не проникает в сад. Тогда приходится прибегать к разным ухищрениям. Например, имеются любители, которые запускают в свой садик солнце при помощи системы зеркал. Сад цубо это сад – отдушина для современных японцев, живущих городским стилем жизни, наполненным суматохой, работой и заботами.18

Современный японский сад, в  Японии или вне ее, сохраняет и  развивает традиции, наполняет жизнь  смыслом, уверенностью и успокоением, а его поэзия привлекает все новых  и новых почитателей и ценителей  тонкого искусства.

 

Заключение

Корни японского сада тянутся  еще с Древнего Китая. Но завезенная традиция создания подобных садов, в  скором времени изменилась до неузнаваемости. Огромную роль в формировании этих изменений и становлении новой  концепции японского сада, сыграла  присущее японской нации почитание  и уважение природы, ее обожествление  и культ поклонения.

Причина подобного трепетного отношения кроется практически  во всех наиболее популярных религиях Японии, таких как синтоизм, даосизм  и дзэн-буддизм. Стоит так же учитывать  особенности японского мышления, связанного со  структурой японского  языка, которая в корне отличается от европейской. Следовательно, из–за  приведенных выше причин, восприятие окружающего пространства у японцев несколько иное.

Наиболее повлиявшая  религия на формирование концепции  японского сада – дзэн-буддизм. Именно в его основах отражается главное  назначение японского сада – омовение, обновление, очищение, энергетическое восстановление человека через эмоционально-созерцательное общение с собой.  Этот кусочек  природы, пропитанный философскими  мотивами и смыслами,  призван, как  с древних времен, так и по сей  день,  помочь отрешится от  земных проблем, насладиться спокойствием природы, созерцая ее естественность, плавные линии и присущую одухотворенность. Японский сад воплощает в жизнь тайны, замыслы, религиозные «истины» используя творческий, философский и наглядно-созерцательный подход.

Заключенный в плавных  линиях, расположении камней и в  цвете гальки, философский смысл, действительно сложно понять, не обладая, хотя бы элементарными знаниями истоков  и основ религий этой страны. Но если разобраться, изучить материал, тогда то и понимаешь, насколько  мудры были те философы, что в  свое время так четко и гармонично отразили это в японских садах.

Поистине удивительно  то, с какой искусностью и мастерством  подходили великие мудрецы и  художники, создавая хоть и искусственные, но такие живые, естественные и одухотворенные пространства неповторимых и уникальных по своей природе садов, что даже в современной Японии не представляют своего существования без этих маленьких уголков естественности и гармонии единения с природой. Для современных граждан страны восходящего солнца – это оазисы, спасение от суетности и технотезации окружающего мира, возможность обратиться к корням, к себе самому, к миру в целом.

Главной целью работы было выявить философско-концептуальный феномен японского сада, а так  же показать его проявление в повседневной жизни японцев.

Философия дзэн, так же как  и синто и даосизм, неотъемлемая часть, как создания, так и восприятия, понимания эстетики всех видов садов. Без присущей саду камням символики, скрытого или многозначного смысла, это уже не японский сад, а только лишь его пародия, не отражающая сути, укравшая только внешнюю оболочку. Создаваемые японские сады за пределами Японии не всегда четко следуют канонам, отображая лишь внешнюю похожесть, а не саму суть. Но для того чтобы передать весь смысл, энергетику, просто необходимо изучить философский аспект, влияние религий на создание японского сада.

 Философский подход к созданию искусственных ландшафтов, поиск внутренней красоты и целостности, отстранение от мирской суеты и повседневных проблем, поиск себя и нахождение баланса и гармонии в этом мире – вот что такое сад в жизни японца.

 

Список используемой литературы

 

Источники

  1. Цветов, В. Пятнадцатый камень Рёандзи/В. Цветов. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1987. – 366с., ил.

                                                         Литература

  1. Зайцев, А.Б. Природа в жизни японцев//Загадочная Япония. – 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://leit.ru/
  2. Филатов, Г. Вверх по дороге, ведущей вниз/Г. Филатов. – М.: Облиздат, 2000. – 64 с.
  3. Синтоизм//Свободная Энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Дзэн-буддизм//Свободная Энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. Зайцев, А.Б. Истоки природного эстетизма. Культ природы//Загадочная Япония. – 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://leit.ru/
  6. Зайцев, А.Б. Печальное очарование вещей//Загадочная Япония/. – 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://leit.ru/
  7. Лебедева, А. Японский сад/А. Лебедева. – М.: Вече, 2003. – 320с.
  8. Зайцев, А.Б Японские сады. Этапы перемен//Загадочная Япония. – 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://leit.ru/
  9. Николаева, Н. Японские сады/Н. Николаева. – М.: Арт-родник, - 2005. – 208с.
  10. Малинина, Е. Следуя зову камня / Е. Малинина // Восточная коллекция. – 2010. – № 3. – С. 33-47.
  11. Зайцев, А.Б. Сад камней//Загадочная Япония. – 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://leit.ru/
  12. Религия Японии: синтоизм и буддизм// Культура Японии.- [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.kultura-yaponii.ru/
  13. Дзэн-портал//Основы дзэн.- 2007. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dzen-portal.info/
  14. Дайсэцу Судзуки. Основа дзен-буддизма/С. Дайсацу. – Бишкек.: МП Одиссей, - 1993. – 670 с.
  1. Японские сады: Взгляд из древности в современность//Звенящие кедры. – 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zvenkedr.ru/

  1. Зайцев, А.Б. Сад цубо//Загадочная Япония. – 2009. Электронный ресурс – Режим доступа: http://leit.ru/

  1. Японские сады. Философия Японского сада//Япония// Путь Рэйки. – 2007. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lightreiki.ru/

1 Карэсансуй – сухие горы-воды (яп.), оригинальное название (XIV в.)

2 Нива – сад (яп.)

3 Нихонги – анналы Японии

4 Сики - ритуал, обряд, дух, четыре времени года (shiki – яп.)

5 См.: Зайцев, А.Б. Загадочная Япония//Японские сады. Этапы перемен/Статья. – 2009. [Электронный ресурс] –    Режим доступа: http://leit.ru/

6 Сёдзи - раздвижная стена японского дома в виде деревянной решетчатой рамы, обтянутой плотной промасленной бумагой

7 Гора Сумеру (Меру) - священная гора в космологии буддизма и индуизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Считается обителью Брахмы и других девов.

8 Карэсансуй – сухие горы-воды (яп.)

9 См.: Дзэн-буддизм//Свободная Энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

10 См.: Дайсэцу Судзуки. Основа дзен-буддизма/С. Дайсацу. – Бишкек.: МП Одиссей, - 1993. – С.35 - 147

11 Инаят Хак из книги Филатов Г. Вверх по дороге, ведущей вниз/Г. Филатов. – М.: Облиздат, 2000. –С.27

12 См.: Синтоизм//Свободная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/

13См.: Лебедева, А. Японский сад/А. Лебедева. – М.: Вече, 2003. – С.15

14 Карэсансуй – сухие горы-воды, «сухой пейзаж» (яп.)

15 См.: Цветов, В. Пятнадцатый камень Рёандзи/В. Цветов. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1987. – С.1 - 4

16 См.: Лебедева, А. Японский сад/А. Лебедева. – М.: Вече, 2003. –С.5

17 См.: Японские сады: Взгляд из древности в современность//Звенящие кедры. – 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zvenkedr.ru/

 

18 См.: Зайцев, А.Б. Сад цубо//Загадочная Япония. – 2009. Электронный ресурс – Режим доступа: http://leit.ru/



Информация о работе Формы существования японского сада