Французский материализм 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:33, реферат

Описание работы

В историю XVIII век, вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: всё должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, – вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк -родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения – культ науки и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! – таков призыв Просвещения.

Содержание

1.Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------1

2.Основная часть-----------------------------------------------------------------------------------------3

3.Заключение---------------------------------------------------------------------------------------------6

4.Список литературы-----------------------------------------------------------------------------------6

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 23.52 Кб (Скачать)

Философия эта оказалась  слишком оригинальной, чтобы стать  популярной. Сторонников у нее  было мало. Но именно в силу этой своей  оригинальности она и получила известность (а не популярность) в философской  литературе. В последующем делались попытки вернуться к ней в  той или иной форме, но все они  оказывались не очень удачными. Вместе с тем, нельзя не отметить, что, развивая свои взгляды, Д.Беркли справедливо  критикует механистические увлечения  материалистов. Больше того, когда ряд  представителей естественных наук и  математики подвергли критике его  философию за недостаточную доказательность  многих ее положений, Д.Беркли пишет  работу, в которой показывает, что  такие недостаточно доказанные положения (и причем нередко очень важные) присутствуют и в их науках. В частности, он отмечает отсутствие должного обоснования использования метода бесконечно малых величин, переменных функций в физике и математике. Причем его аргументы здесь оказались настолько серьезными, что привлекли внимание Г.Лейбница, и Г.Лейбниц был по сути вынужден заняться этими обоснованиями. Так что критика наук даже со стороны самых больших оригиналов в философии может быть тоже полезной для научного прогресса.

Другой философской  школой, возникшей в XVIII веке и противопоставившей себя материализму, является “философия здравого смысла”. Её родиной является Шотландия, а основатель её – Т.Рид. Согласно этой философии исходными  основаниями и для науки, и  для религии, и для морали являются “непреложные истины здравого смысла”. Эти истины отличаются, как правило, своей непосредственной внутренней очевидностью, достоверностью, и потому им невозможно не верить. На этом основании  сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективное существование  природных вещей и явлений. Здесь  они явно расходились с основным положением философии Дж.Беркли. В частности, они неоднократно подчеркивали, что человек непосредственно воспринимает не ощущения (твердости, протяженности и т.д.), а твердые, протяженные и т.д. вещи. Люди воспринимают не идею солнца, а само солнце. Отрицание материи, проводившееся в работах Дж. Беркли, объявлялось ими противоестественным, на согласующимся с истинами здравого смысла.

Вместе с тем  еще более решительно Т.Рид и  его последователи выступали  против материализма, причем не только против того, который развивался в  самой Англии, но и против того, который  сформировался во Франции. Они настойчиво доказывали, что из тех же непреложных  истин здравого смысла следует объективное  существование не только материи, природы, но и бога. Атеизм казался им ложным учением, как противоестественный  для “здравого смысла” нормального  человека. Не принимали сторонники философии “здравого смысла”  и тот сенсуализм, основы которого были заложены в работах Ф.Бэкона и Д.Локка и который стал органической частью французского материализма XVIII века. И Рид, и его последователи  доказывали, что фундаментом науки (также как религии и морали) должны быть не результаты наблюдений, экспериментов (опытов), а все те же очевидности здравого смысла. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Наш интерес к  философии эпохи Просвещения  определяется не только тем, что эта  философия является одним из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений  в XIX веке.

Философия эпохи  Просвещения невольно привлекает к  себе наше внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные  с преувеличенными надеждами  на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мы были захвачены  перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии  истории” XVIII века получают свое второе рождение в “технологическом детерминизме” XX века. Я как в XVIII веке мы сталкиваемся с описаниями ряда философов по поводу возможных негативных последствий научного прогресса для человека, так и в XX веке в работах многих философов сквозит то же беспокойство и та же тревога за судьбу человека, увлеченного научно-техническим процессом и столкнувшегося с массой проблем, вызванных этим прогрессом.

Список  литературы: 
 

1.Абдуллин А.Р.  Хрестоматия по философии. Уфа:  Церик, 2003. -С.- 439.

2. Грицанов А.А.Всемирная энциклопедия: Философия. М: Современный литератор, -2003. С.-1312.

3. Кузнецов В. Г, Кузнецова И. Д.Философия. М.: Изд-во: Инфра.2004.-С.-56.

4. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. М:Изд-во: Гардарики, -2006.-С.-132.

Информация о работе Французский материализм 18 века