Функции философии в научном познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

. Философия разрабатывает определенные "модели" реальности, сквозь "призму" которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологический аспект). Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифологической и т.п.) служит предпосылкой и условием для разработки физической, биологической и других картин мира в качестве универсальной онтологической установки.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

1 Гейзенберг  В. Шаги за горизонт. - М., 1987. С. 40-41. 
 

7. Философско-методологические  принципы в их единстве выполняют в ряде случаев функцию вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его - особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно. Так, например, если замечены нарушения со стороны исследователя таких принципов диалектики, как объективность, всесторонность конкретность, историзм и других, то никакой практики не нужно, чтобы убедиться в том, что выводы, сделанные на такой "основе", вряд ли будут истинными. 
 

333 
 

8. Интегративная  (синтетическая) функция философии  - системное, целостное обобщение  и синтез (объединение в новом  образе) разнообразных форм познания, практики, культуры - всего опыта  человечества в целом. Философское  обобщение - это не простое механическое соединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание. 

 Для философии,  как и для всей современной  науки, характерны именно синтетические,  интегративные процессы - внутридисциплинарные, междисциплинарные, между естествознанием и социально-гуманитарными науками, между философией и наукой, между научным и вненаучным знанием, между формами общественного сознания и т.п. 

 Несмотря  на несходство, а порой конфликты  между отдельными философскими  учениями, философия по существу своему интегральна и синтетична. Она выражает в своих категориях многообразный человеческий опыт и потому является "метаязыком" всех его проявлений, самым общим "интегратором" познания и практики, в том числе и их методов ("интеграция по методу"). 

9. Критическая  функция философии, которая в  этой своей функции нацелена  на все сферы человеческой  деятельности - не только на познание, но и на практику, на общество, на социальные отношения людей. 

 Критика - способ духовной деятельности, основная задача которого состоит в том, чтобы дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, сильные и слабые стороны, позитивные и негативные моменты. Существуют две основных формы критики: а) негативная, разрушительная, "тотальное отрицание", отвергающее все и вся; б) конструктивная, созидательная, не уничтожающая все "до основания", а сохраняющая позитивное (но переработанное) содержание старого в новом, предлагающая конкретные пути решения проблем, эффективные способы преодоления заблуждений. 

334 

 В философии  и научном познании встречаются  обе формы критики, но наиболее  продуктивной и плодотворной  является критика конструктивная. Крупный философ XX в. К. Поппер  считал, что принцип "все открыто  для критики" является "величайшим  методом науки". 

 Способность  философии к конструктивному  анализу "всего сущего" - ее "структурный реквизит". Она  нацелена на развенчание многоразличных  заблуждений, догм, суеверий, предрассудков,  стереотипов, "идолов разума" и  т.п. - этих, по выражению Ф. Бэкона, докучливых и тягостных противников, парализующих, притупляющих ищущую мысль и преобразующее действие. 

 Философская  критика мысли должна быть  тесно связана и перерастать  в критику социальной действительности. Критикуя идеи существующего  мира, философ - вольно или невольно - критикует и сам этот мир. Отсутствие критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой - предвзятой защитой, восхвалением чего-либо вместо объективного анализа. 

 Воздействие  философских принципов на процесс  научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем - через методы, формы и концепции "нижележащих" методологических уровней. Философский метод не есть "универсальная отмычка", из него нельзя непосредственно получить ответы на те или иные проблемы частных наук путем простого логического развития общих истин. Он не может быть "алгоритмом открытия", а дает ученому лишь самую общую ориентацию исследования, помогает выбрать кратчайший путь к истине, избежать ошибочных ходов мысли. 

 Следует иметь  в виду, что роль философских  принципов довольно часто маскируется  многообразными по своей природе  "затемняющими обстоятельствами". Поэтому чаще всего требуется  очень тонкий и глубокий анализ  для выявления этой роли, которую  не следует ни недооценивать ни переоценивать. 

335 
 

 Поскольку  влияние философии на науку  является, как правило, опосредованным, тем более в условиях возрастающей  расходимости их языков, то очень  актуальной становится проблема  адекватной "стыковки" философских  и специально-научных представлений, "перевода" первых во вторые. Свою эвристическую функцию философия в качестве универсального регулятива может плодотворно осуществлять лишь постоянно соотнося себя с другими уровнями методологического знания, реализуя свои потенции в них и через них. Так, например, философский принцип единства необходимости и случайности может успешно "сработать" только тогда, когда будут учтены (а не высокомерно проигнорированы) те общенаучные представления о случайности, которые разработаны в теории вероятности, теории информации, кибернетике, синергетике и т.д. 

 Таким образом,  недопустимо рассматривать общие  философские положения, руководящие  принципы и идеалы в качестве  прямых средств объяснения конкретных  ситуаций и решения специфических  научных проблем. Это лишь самые общие абстрактные схемы, которые должны быть вписаны в конкретный материал, ибо они сами по себе ничего не определяют и ничего не объясняют. 

 Философские  методы не всегда дают о  себе знать в процессе исследования  в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, принципы и т.д.), которые и делают всякую науку "прикладной логикой". В каждой из них "властвует философия", ибо всеобщее (сущность, закон) есть всюду (хотя всегда оно проявляется специфически). Наилучшие результаты достигаются тогда, когда философия является "хорошей" и применяется в научном исследовании вполне сознательно. 

 Следует сказать,  что широкое развитие в современной науке внутринаучной методологической рефлексии не "отменяет" философские методы, не элиминирует их из науки. Эти 

336 

 методы всегда  в той или иной мере присутствуют  в последней, какой бы степени  зрелости ни достигли ее собственные методологические средства. Философские методы, принципы, категории "пронизывают" науку на каждом из этапов ее развития. Так, любая наука использует практически весь арсенал категорий диалектики, в ней всегда стоит проблема истины и ее соотношения с заблуждением, традиционно трудными для ученых являются проблемы взаимосвязи материального и идеального, субъекта и объекта и других сугубо философских вопросов. На них "узкий специалист" неизбежно "натыкается" и вынужден так или иначе их решать, равно, как и свои специально-научные и собственно методологические вопросы. 

 Реализация  философских принципов в научном  познании означает вместе с  тем их переосмысление, углубление, развитие. Так, например, квантовая  механика, по словам Н. Бора, преподала  нам "гносеологический урок". А. Эйнштейн и Л. Инфельд отмечали, что "результаты научного исследования очень часто вызывают изменения в философских взглядах на проблемы, которые распространяются далеко за пределы ограниченных областей самой науки... Философские обобщения должны основываться на научных результатах. Однако, раз возникнув и получив широкое распространение, они очень часто влияют на дальнейшее развитие научной мысли, указывая одну из многих возможных линий развития. Успешное восстание против принятого взгляда имеет своим результатом неожиданное и совершенно новое развитие, становясь источником новых философских воззрений" [1]. 

1 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. - М., 1965. С. 47-48. 
 

 Тем самым  путь реализации методологической  функции философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее методологических принципов. 
 

337 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источник: Реферат  по философии науки и технике  

Содержание:  

Введение  

1.Взаимосвязь  философии и частных наук 

2.Функции философии  в научном познании 

3. Роль философии  в научном познании 

4.Две модели  решения вопроса о методологической  роли философии в научном познании 

Вывод 

Литература 

Введение  

 Сказанного  уже достаточно, чтобы понять, что наука – это вполне достойный объект изучения. В наше время она оказалась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию. Философия и её роль в научном познании занимают в этом ряду особое место. Философия науки ставит задачу раскрыть природу, условия и характер научных знаний. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Задача исследования философии и её роли в научном познании заключается в развёртывании таких представлений о науке как в взаимосвязь философии и частных наук, функции философии в научном познании, роль философии в научном познании, модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании. Цель: определить роль философии в научном познании 

Взаимосвязь философии  и частных наук  

Решение вопроса о соотношении философских и частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): а) абсолютизация одной из этих сторон (метафизический подход); б) взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон (диалектический подход). Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его формы: спекулятивное (лат. – наблюдаю, созерцаю) умозрение и позитивизм (лат. – положительный). Если рассматривать вопрос о соотношении философии и науки диалектически, то наиболее характерными здесь являются: а) диалектически- идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель); б) диалектико- материалистический подход (Энгельс и последующее развитие этого подхода). Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель писал, что необходимо, чтобы философия согласовывалась с действительностью и опытом – это "пробный камень" истинности философского учения. "Возбужденное опытом, как раздражителем" мышление затем поднимается в свою «чистую стихию», развивается из себя. Диалектика как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а признаёт его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она также признаёт всеобщее в этих науках, законы, принципы и т.п., но она вводит в эти категории другие – философские – категории и удерживает их. Различие, таким образом, состоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что "всякая наука есть прикладная логика". 

Общий механизм взаимосвязи философии и частных  наук, состоит в следующем: "…философия своим развитием обязана опыту. Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям» [2, с. 98]. Оригинальные и интересные идеи о соотношении науки и философских учений высказал выдающийся естествоиспытатель и мыслитель В.И. Вернадский [3, с. 195]. Выделим основные из них:  

1. Положение  философии в структуре культуры  очень своеобразно. Она неразрывно  и многообразно связана с религиозной, социально-политической и научной жизнью; существует все растущий диапазон её понимания. 

2. Можно быть  хорошим философом без всякой  ученой подготовки. Наряду с этим  философии можно и нужно учиться,  но нельзя спомощью только  учения сделаться философом. 

3. Факт, против которого спорить не приходиться, состоит в том, что одновременно сосуществуют многие различные, независимые и разнообразные, сходные и несходные, противоречащие философские системы и концепции, и что выбор между ними на основе истинности одной из них не может быть логически сделан. Сила философии – в её разнородности и в большом диапазоне этой разнородности. Поэтому не может быть и речи о согласовании философских концепций и о нахождении какого-нибудь единого, общего, всеобнимающего представления. 

4. В основе  философии лежит примат человеческого  разума, философия всегда рационалистична.  Размышление и углублённое проникновение  в аппарат размышления – в  разум, неизбежно входят в философскую  работу. Для философии разум есть  верховный судья, законы разума определяют её суждения. Это есть верховное начало знания. 

5. Глубочайший  анализ разума – эта основная  база философии – не может  служить мерилом современного  научного знания, так как оно  в своём научном аппарате, неизбежно  захватывающем будущее ноосферы (сферы разума), имеет научную эмпирическую базу, значительно более мощную и прочную, чем указанная база философии. 

6. Учёный не  может не считаться с работой  философа, должен критически использовать  его достижения, но не может  придавать ей того же значения, какое он придаёт основной части своего специального знания – анализу фактов, эмпирическим обобщениям, научным гипотезам и теориям и т.п. 

Информация о работе Функции философии в научном познании