Функции философии в научном познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

. Философия разрабатывает определенные "модели" реальности, сквозь "призму" которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологический аспект). Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифологической и т.п.) служит предпосылкой и условием для разработки физической, биологической и других картин мира в качестве универсальной онтологической установки.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

2. Общенаучные  подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX века. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др. Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики. Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности – конкретно-всеобщее, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.[2,с. 245] Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика – теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы – природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия как "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределённость", "нестабильность", "диссипативные структуры" и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких как «бытие», «развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и др. Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера», они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, "в упор" выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывает, как правило, неконструктивным и малоэффективным. 

3. Частнонаучные  методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских  приёмов и процедур, применяемых  в той или иной науке, соответствующей  данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. 

4. Дисциплинарные  методы – система приемов,  применяемых в той или иной  научной дисциплине, входящей в  какую-нибудь отрасль науки или  возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования. 

5. Методы междисциплинарного  исследования – совокупность  ряда синтетических, интегративных  способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ. Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». Ученый никогда не должен полагаться на какое- то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной единственной философией. Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их «механическое единство». Методология – сложная, динамическая, целостная, субординированная система способов, приёмов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д. 

Две модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании  

Во-первых, умозрительный-философский  подход (натурфилософия, историософия и т. П.), При котором исходные положения  научных теорий выводятся конкретно  из философских принципов, минуя  анализ специального — фактического и концептуального — материала данной науки (Шеллинг, Гегель). Во-вторых, позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». В первой модели роль философии в частно-научном познании абсолютизируется, во второй — принижается либо даже совсем отвергается. И хотя обе крайности дали определенные положительные результаты, но указанная неувязка не была решена. История философии указывает, что действие гносеологии на процесс развития науки и её результаты ярко проявляется в следующих главных моментах: 

1. Философия  влияет на научное познание  так либо по другому на всех  его стадиях, но в наивысшей  мере — при построении теорий, в особенности базовых. Схожее  почаще всего наблюдается в  периоды «крутых ломок» понятий  и принципов, характерных для научных революций. Разумеется, указанное влияние может быть как положительным, так и нехорошим. Все зависит от того, какой философией — «хорошей» либо «плохой» — управляется ученый. «Дурная философия, — говорил В. Гейзенберг, — исподволь губит хорошую физику».[2, с.179] 

2. На развитие  научного познания философия  значительно влияет собственной  умозрительно-прогнозирующей функций:  в её недрах вырабатываются  идеи, научная значимость которых  подтверждается через века (к  примеру, идеи атомизма античности). не считая того, принципы философии при переходе от умозрения к теоретическому исследованию выполняют селективную функцию. Из множества умозрительных конструкций ученый выбирает те, которые согласуются с его своими философскими представлениями. 

3. Философские принципы на процесс научного исследования постоянно воздействуют не прямо и конкретно, а сложным, опосредованным методом — через способы, формы и концепции остальных методологических уровней. Причем, реализация философских принципов в научном познании значит совместно с тем их переосмысление, углубление, улучшение и развитие. 

4. Философские  способы не постоянно дают  о себе знать в процессе  исследования в явном виде. Они  могут учитываться и применяться  или стихийно, или сознательно.  Но в хоть какой науке есть элементы всеобщего значения (к примеру, законы, категории, понятия, предпосылки и т. п.), Которые и делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским компонентом. 

5. Принципы философии  реально работают в науке в  виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в собственной совокупности методологическую программу самого верхнего уровня. Данная программа не обязана быть твердой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а только совсем гибким и динамичным общим управлением для исследования. 

6. Философия  разрабатывает определенные универсальные  модели действительности, через  призму которых ученый глядит  на предмет исследования, выбирает  всеобщие познавательные средства  — категории, принципы, понятия и т. П., Определенные мировоззренческие и ценностные установки, смысложизненные ориентиры (в особенности в гуманитарных науках), вооружается знанием общих закономерностей самого познавательного процесса и т. п. 

7. Философско-методологические  принципы выполняют функцию вспомогательного, производного от практики, критерия истины, о чем уже шла речь. Способ существует, развивается лишь в сложной диалектике субъективного и объективного, при определяющей роли последнего. Совместно с тем он сразу субъективен, но не как совокупность умозрительных приемов, правил и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает. 

Вывод  

 В реферате  описана роль философии в научном  познании. Функции философии в  научном познании проявляются  в том, что она выступает и как мировоззрение, и как идеология. Этим объясняется и её специфическое воздействие на науку в социальном контексте. Были также рассмотрены: взаимосвязи философии и частных наук, функции философии в научном познании. Все сказанное показывает, какие функции выполняет философия в научном познании, сама являясь важнейшей составной частью научного познания мира. 

Литература  

1. Горохов В.Г., Розин В. М. Введение в философию  техники //Учебное пособие /под  ред. В.Г. Горохов, В. М.Розин  - М.: ИНФРА – М, 1998. – С.224 

2. Гегель Г.В. //Энциклопедия философских наук: в 3 т. Наука логики / под ред.  Г.В. Гегеля – М.: «Мысль», 1974. – Т.1. – С. 454 

3. Кохановский  В.П. Философия и методология  науки // Учебник для высших  учебных заведений /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – С.574 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль философии  в научном познании 
 

Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в  научном познании, следует указать  на две крайние модели, которые  сложились в решении этого  очень сложного вопроса: 

1.Умозрительно-философский  подход (натурфилософия, философия  истории и т.п.), суть которого  — прямое выведение исходных  принципов научных теорий непосредственно  из философских принципов, помимо  анализа специального материала  данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля. 

2.Позитивизм, согласно  которому «наука сама себе  философия». Роль философии в  частнонаучном познании либо  абсолютизируется, либо принижается  или даже вовсе отвергается.  И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена. 

История познания и самой философии показывает, что ее воздействие на процесс  развития науки и ее результаты выражаются в следующих основных моментах: 

а)  Интегративная (синтетическая) функция философии —

системное, целостное  обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Философское обобщение  — это не просто механическое, эклектическое  соединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание. 

б) Критическая  функция философии, которая в  этой своей

функции нацелена на все сферы человеческой деятельности.

При этом критика  должна быть конструктивной «с удержанием в старом положительного», предлагающая новые решения, а не тотальноотрицающей все и вся. При этой критике мысль должна быть тесно связана и перерастать в критику социальной действительности. Отсутствие конструктивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой — предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объективного анализа. 

в)  Философия  разрабатывает определенные модели реальности, сквозь призму которых  ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. 

г)  Философия  вооружает исследователя знанием  общих

закономерностей самого познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т.п., чем специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому конкретно историческую сетку логических понятий и т.п., с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания. 

д) Философия  дает науке наиболее общие методологические

принципы, формулируемые  на основе определенных категорий. 

Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня. 

е)  От философии  ученый получает определенные мировоззренческие  ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты. 

ж) Существенное влияние на развитие научного познания

философия оказывает  своей «умозрительно прогнозирующей»

функцией. Речь идет о том, что в рамках философии  вырабатываются идеи, принципы, представления  и т.п., значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции по­знания  через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат диалектики, предвосхитивший определенные положения синергетики. 

Информация о работе Функции философии в научном познании