Характеристика древнекитайских философских школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:35, реферат

Описание работы

Философия, таким образом, выступает как рационально-теоретическая форма мировоззрения. Напряженность творческих поисков философской мысли связана, прежде всего, со стремлением теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений человека и мира, “вписанности” человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, которое давало бы возможность включить в него человека и при этом рассматривать человека с точки зрения универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире.

Цель данной работы - ознакомление с основными идеями древнекитайской философии, а также изучение школ и течений в древнекитайской философии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Периодизация китайской философии………………………………………4

2. Становление китайской философии………………………………………..5

3. Школы и течения в древнекитайской философии….................................8

3.1 Философия древнего даосизма…............................................................9

3.2 Философия древнего конфуцианства………………………...................11

3.3 Воззрения школы легистов.....................................................................14

Заключение…………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………….…….......17

Работа содержит 1 файл

Характеристика древнекитайских философских школ.docx

— 34.11 Кб (Скачать)
 

 

Содержание

     Введение…………………………………………………………………………3

     1. Периодизация китайской философии………………………………………4

     2. Становление китайской философии………………………………………..5

     3. Школы и течения в древнекитайской  философии….................................8

     3.1 Философия древнего даосизма…............................................................9

     3.2 Философия древнего конфуцианства………………………...................11

     3.3 Воззрения школы легистов.....................................................................14

     Заключение…………………………………………………………………….15

     Список литературы………………………………………………….…….......17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Философия (греч. phileo - люблю и sofia - мудрость; буквально - любовь к мудрости) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

     В отличие от иных форм мировоззренческого сознания, предшествующих философии, - мифологии и религиозного мировоззрения, - философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

     Философия противопоставила антропоморфизму  мифологии представление о мире как о сфере действия безличных  объективных сил, а традиционности и непосредственности мифа - сознательный поиск альтернативных вариантов подобных представлений, их взаимную критику и принятие этих вариантов на основе логической аргументации.

     Это же стремление к выработке целостной  системы миропонимания на основе интеллекта отличает философию от религиозного сознания, с которым она в течение  многих веков находилась в тесном, порой весьма противоречивом, сложном  взаимодействии, и для которого характерно преимущественное внимание к эмоциональной  сфере мировоззрения, к тревогам и надеждам человека, к поиску веры, к стремлению к личностному общению  с абсолютом.

     Философия, таким образом, выступает как  рационально-теоретическая форма  мировоззрения. Напряженность творческих поисков философской мысли связана, прежде всего, со стремлением теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений  человека и мира, “вписанности”  человека в мир, выработать такое  целостное понимание мира, которое  давало бы возможность включить в  него человека и при этом рассматривать  человека с точки зрения универсума в целом, понять его место и  предназначение в природном и  социальном мире.

      Цель данной работы - ознакомление с основными идеями  древнекитайской философии, а также изучение школ и течений в древнекитайской философии.

1. Периодизация китайской  философии

     Китайская философия сложилась в 7-6 вв. до н.э. на рубеже эпох Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) и  Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) во время правления  династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Свое начало китайская философия ведет от учений Лао-цзы (6 в. до н.э.), Конфуция (551-479 гг. до н.э.) и «Книги перемен» (8-4 вв. до н.э.).

     Вследствие  отсутствия единого критерия, периодизация китайской философии осуществляется в историко-философской науке  по различным основаниям.

     1) По порядку смены правящих  династий. Например, философия периода  Чуньцю - Чжаньго, философия периода  двух династий Хань и т.д.

     2) По европейской линейной матрице  со смещением хронологических  вех. Выделяют четыре периода: 

  • древний (11-3 вв. до н.э.);
  • средневековый (3 в. до н.э. - 19 в. н.э.);
  • новый (середина 19 в. - 4 мая 1919г.);
  • новейший (с 1919 г. по настоящее время).

     3) По основным направлениям, каждое  из которых подразделяется на  периоды в зависимости от изменения  содержания. Например, раннее конфуцианство,  ортодоксальное конфуцианство, сунское  неоконфуцианство, современное конфуцианство  и т.д.

     Относительно  древнего периода развития китайской  философии у исследователей нет  принципиальных разногласий. По любым  критериям он устанавливается в  рамках 7-3 вв. до н.э. 
 
 
 
 
 
 

2. Становление китайской  философии

     Все школы и направления китайской  философии вырастают из общей  основы, которую можно назвать  культурой Дао. В социально-историческом и теоретическом срезах становление  китайской философии охватывает два периода: родовой и переходный от рода к государству с соответствующими типами родового и переходного мировоззрений. Культура Дао сложилась в первый период.

     Дао понимается как сущность жизни. Геометрически  Дао изображают в виде сферы с  вписанным в нее кубом. Жизненные  функции Дао поддерживаются вселенскими  ритмами инь и ян. Ян воспринимается извне и генерируется внутри Дао  сферой, инь - кубом. Организм Дао наполнен пустотой, в которой растворены идеальное, духовное и телесное качества. Пустота  пронизана системой энергетических полей. Пять иньских полей располагаются  по горизонтали, они взаимодействуют  по кругу и в такой же последовательности поочередно заходят в центр. Пять янских полей располагаются вертикально  и взаимодействуют по траектории в виде восьмерки и тоже в определенной последовательности входят в центр. Все энергетические поля являются парными  аналогами друг друга. В центре - противоположные поля инь и ян сливаются в единство и образуют новый ритм цзы. Вместе с инь и  ян он составляет генетическую триаду культуры Дао: инь-цзы-ян. В полном цикле  сопряжения поля сплетают 25-частную  спираль Дао.

     С началом разрушения рода и зарождением  государства культура Дао деформировалась. Элементы инь и ян сходят со своих  спиральных орбит, в центробежной направленности разрывают объем Дао, а в центростремительной  сталкиваются в противоборстве. В  результате Дао ввергается в хаос.

     Движимый  трагическими обстоятельствами хаоса  человек сознательно берет на себя заботу о восстановлении гармонии культуры Дао. Это делают отдельные  способные к тому личности. Они  ставят себя на место центрального элемента цзы в системе архетипа у чан - у син, восстанавливают  генетическую триаду инь-цзы-ян и реставрируют Дао. Их теоретическое творчество и  проповедуемый ими образ жизни  в каждом реставрируемом ими типе культуры Дао принимает статус философии. Такие люди получают имя цзы и потому все древнекитайские философы называются цзы: Лао-цзы, Кун-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Моцзы, Сюнь-цзы и другие.

     Философы  направляются в центр дао как  ставленники природных и социальных верхов и низов: от широкой Земли  и народа (минь), от высокого Неба и  правителя (цзюнь). Соответственно они  реставрируют Дао на горизонтальной и вертикальной составляющих архетипа у чан/ у син. В китайской философии  рождаются два основных направления - даосизм и конфуцианство, между  которыми помещается призванное интегрировать  их учение «Книги перемен».

     Каждое  из направлений вырабатывает свой термин и понятие философии. В конфуцианстве  философия называются хаосюэ, что  является аналогом греческого слова  «философия». Дословно хаосюэ, как и  в греческом языке, означает любовь к мудрости: хао - любить, сюэ - мудрость, учение.

     В даосизме философия называется цзюэсюэ - отрицание мудрости: цзюэ - отрицать, сюэ - мудрость. Однако это только отрицание  иллюзорной человеческой самости и  утверждение подлинной всеобщей самости человека, входящей в даосизме в понятие цзыжань - естественность. В качестве любви даоская цзюэ сопоставима с другим греческим  словом, означающим любовь. Даоская  философия цзюэсюэ, противоположная  конфуцианской хаосюэ, в греческой  транскрипции может быть названа  агапософия.

     Учение  «Книги перемен» вырабатывает свой термин и понятие философии, которые  не изрекаются в слове, но выражаются символически в триграммах и гексаграммах.

     Таким образом, китайская философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина  и соответственно три идеи философии.

     Реставрация культуры Дао конфуцианством, даосизмом  начинается с духовной сущности. Этим определяются исходные характеристики древнекитайской философии:

     1) В своих истоках и эволюции  китайская философия есть философия  дао (в аналогах инь и ян - это философия Дао и Дэ).

     2) Китайская философия начинается  с решения духовно-нравственной  проблематики.

     3) Китайская философия сознает  и именует себя в специальных  терминах, понятиях и идеях, стоит  вровень с мировой философией  и открывает путь историко-философской  компаративистики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Школы и течения  в древнекитайской  философии

     Первую  классификацию философских школ представил Сыма Тань (2-1 вв. до н.э.) в  трактате «Основные указания о шести  школах». Сыма Тань условно выделил  шесть школ:

  • «натурфилософы» (инь-ян цзя);
  • «ученые конфуцианцы» (жу цзя);
  • «моисты» (мо цзя);
  • «школа имен» (мин цзя);
  • «законники» (фа цзя);
  • «даосисты» (дао дэ цзя).

     Его сын, знаменитый историк Сыма Цянь, включил трактат в свои «Записки историка».

     Классификацию продолжил Лю Синь (2 в. до н.э.). Она  сохранилась в повторении ее Бань Гу (32-92 гг. н.э.) в «Истории ранней династии Хань». К названным выше Лю Синь добавил  еще четыре школы:

  • «дипломаты» (цзун хэн цзя);
  • «эклектики» (цза цзя);
  • «аграрники» (нун цзя);
  • «литераторы» (сяо шо цзя).

     Последняя не имела самостоятельного значения и общее число школ, таким образом, равнялось девяти.

     С позиций историко-философской науки  классификации философских школ Сыма Таня и Лю Синя имеют выраженный библиографический характер и во многом условны. В них нет единого  мировоззренческого основания: одни школы  называются по имени основоположника (моисты - последователи философа Моцзя), другие - по профессии и составу (ученые-конфуцианцы), третьи - по основной категории или  символу (даосисты - по Дао, законники - по категории фа - закона). 

3.1 Философия древнего  даосизма

     Древний даосизм представлен учениями Лао-цзы (6 в. до н.э.), Лец-зы (6 в. до н.э.), Ян Чжу (ок. 440-334 гг. до н.э.), Чжуанцзы (ок. 369- ок. 286 гг. до н.э.) в сочинениях, названных их же именами: «Лао-цзы» (впоследствии «Дао дэ цзин»), «Ян Чжу» (сочинение утрачено, сохранилась лишь одна глава в  «Лец-зы»), «Лец-зы» и «Чжуан-цзы». Основоположником даосизма считается  Лао-цзы.

     Даосизм базируется на горизонтальной (иньской) составляющей архетипа у чан/ у син, мировоззренчески обращен на родовое  прошлое, в котором усматривает  природно-социальный идеал. Даоский  идеал человека - совершенномудрый человек (шэн жэнь). Он выдвигается  в центр Дао на место цзы  в качестве духовного наставника Поднебесной. Совершенномудрый центрирует Поднебесную и во всех жизненных  значениях превращает ее в единую семью и дом.

     Лао-цзы  отрицательно оценивает тогдашнее  настоящее и называет его хаосом. Причину хаоса он усматривает  в нарушении цивилизацией естественного  миропорядка Дао, в результате чего человек утрачивает подлинную самость. В пределе космических истоков  Дао есть вселенская пустота, пронизанная  натяженностью сил инь и ян. Свою философскую задачу Лао-цзы  видит в том, чтобы вывести  Поднебесную из трагических границ цивилизации, вернуть ее по эволюционному  духовному маршруту к вселенской пустоте и оттуда провести по пути естественной генерации без цивилизационных  помех. Все это Лао-цзы описывает  как инволюционно-эволюционный космогенез Дао.

     В даосизме существует несколько путей  вхождения в Дао. Одних из них  пролегает через естественность (цзыжань), которой следует и само Дао: «Человек берет за образец Землю, Земля - Небо, Небо - Дао, Дао - естественность». Естественность уравновешивает через  среднее звено цзы борющиеся  противоположности инь и ян и  задает матрицу гносеологических, психологических, онтологических и социологических  принципов даосизма: деяние недеяния, движение недвижения, учение неучения, служение неслужения, знание незнания, говорения неговорения и др. Эти  принципы отливаются в философское суждение о Дао в виде парадокса: светлое Дао подобно темному Дао, наступающее Дао - отступающему, совершенное Дао - ущербному Дао.

Информация о работе Характеристика древнекитайских философских школ