Характеристика особенностей развития древневосточных цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.
Шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.
Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географий, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства.

Работа содержит 1 файл

Характеристика особенностей развития древневосточных цивилизаций.docx

— 28.47 Кб (Скачать)

 

Социальная структура Древней Индии представляла определенное своеобразие. Согласно учению брахманизма, бог Брахма из частей своего тела создал людей. Из уст – брахманов (жрецов), из рук - кшатриев (воинов), из бедер – вайший (ремесленники, торговцы, земледельцы), из ног, запачканных в пыли шудр (батраков). Так в Древней Индии появились варны. Вне варн находились отверженные – чандалы и парии, а так же палачи, мусорщики, могильщики и рабы.

 

Население Древнего Китая состояло из привилегированной части свободного населения, объединенного в единую иерархическую систему социальных слоев-рангов и осуществляющего государственное управление. К средним слоям населения относились купцы, торговцы, ремесленники и крестьяне. Крестьянство в свою очередь делилось на собственников земель, малоземельных крестьян и безземельных. К низшей ступени общества принадлежали рабы.

 

 

Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная  деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно — беспрекословное повиновение.

 

Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трех ведомств: 1) военного; 2) финансового и 3) публичных  работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое — изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т. п. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Как видим, военное и финансовое ведомства служат дополнениями ведомства публичных работ, а все три ведомства являлись главными ведомствами управления на Древнем Востоке.

 

Характерной чертой политической системы  восточного деспотизма было существование  на низовом уровне автономных и большей  частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые  организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного  характера. Старейшины и руководители этих коллективов выступали как  связующее звено между государственным  аппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов  определялись место и возможности  каждого человека: вне их жизнь  индивида была невозможна.

 

Сельские общины, экономически независимые  и самоуправляющиеся, в то же время  не могли обходиться без центральной, организующей власти: хороший или  плохой урожай зависел здесь от правительства, от того, заботилось оно или нет  об орошении.

 

Именно на сочетании корпоративной  автономности низовых коллективов  и цементирующей их государственности  зиждилась достаточно цельная и  стабильная система восточнодеспотической власти.

 

Вместе с тем, исторические памятники  свидетельствуют, что деспотическое  правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного  развития. В государствах Древнего Шумера власть правителя была значительно  ограничена элементами республиканского правления. Правители избирались советом  старейшин. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.

 

В Древней Индии даже в период наивысшего укрепления центральной  власти значительную роль играл Совет  царских чиновников, что свидетельствует  об ограниченности власти монарха. Более  того, в Древней Индии наряду с  монархиями существовали государства  и с республиканской формой правления (демократические — «ганы» и аристократические — «сингхи»).

 

Поэтому утверждать, что восточная  деспотия — это такая форма  правления, при которой подданные  полностью зависят от произвола  властей, не совсем верно. Действительно, такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке.

 

Как это ни парадоксально, подданные  восточных правителей не мыслили  себя вне этого, по их мнению, вполне справедливого, порядка вещей. Они  не стремились освободиться от него. Жесткость  норм повседневного бытия воспринималась людьми как нормальное явление.

 

 

В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь графически выглядит в виде пружины, где каждый виток  — это один цикл, в нем можно  выделить 4 стадии:

 

1) усиление централизованной власти  и государства;

 

2) кризис власти;

 

3) упадок власти и ослабление  государства;

 

4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.

 

При таком циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записывать поэтические тексты, а на каменных стеллах высекать надписи о важных исторических событиях.

 

Именно на Востоке зарождаются  зачатки науки (арифметики, географий, астрономии), современных мировых  религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской  империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы  египетских книг появились в XXV в. до н. э. и китайских — в XIII в. до н. э. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до н. э.). Появление первых книг в Китае относится к VII—VIII вв., когда уже было известно применение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введен ксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).

 

  1. http://studentu-vuza.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyih-stran/lektsii/osnovnyie-chertyi-obschestvennogo-stroya-v-stranah-drevnego-vostoka.html
  2. http://protown.ru/information/hide/5828.html

Информация о работе Характеристика особенностей развития древневосточных цивилизаций