Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:20, курсовая работа
В данной работе предпринята попытка выделить основные принципамаркетинга, рассмотреть основные закономерности существования маркетинга, атакже рассмотреть особенности функционирования маркетинга в РоссийскойФедерации.
Введение.с. 2
Глава 1. Сущность маркетинга. Его элементы.с. 4-16
1. 1. Нужды.с. 5
1. 2. Потребности.с. 6
1. 3. Запросы.с. 6-7
1. 4. Товары.с. 8-10
1. 5. Обмен.с. 10-11
1. 6. Сделка.с. 11-13
1. 7. Рынок.с. 13-14
1. 8. Маркетинг.с. 15
Глава 2. Основные принципы маркетинга.с. 17-26
2. 1. Методы маркетинга.с. 19-23
2. 2. Основные принципы маркетинга.с. 23-26
Глава 3. Особенности развития маркетинга в РФ.с. 27-34
Заключение.с. 35-36
Список использованной литературы.с. 37-38
С
О Д Е Р Ж А Н И Е .
Введение.с. 2
Глава 1. Сущность маркетинга. Его элементы.с. 4-16
1. 1. Нужды.с. 5
1. 2. Потребности.с. 6
1. 3. Запросы.с. 6-7
1. 4. Товары.с. 8-10
1. 5. Обмен.с. 10-11
1. 6. Сделка.с. 11-13
1. 7. Рынок.с. 13-14
1. 8. Маркетинг.с. 15
Глава 2. Основные принципы маркетинга.с. 17-26
2. 1. Методы маркетинга.с. 19-23
2. 2. Основные принципы маркетинга.с. 23-26
Глава 3. Особенности развития маркетинга в РФ.с. 27-34
Заключение.с. 35-36
Список
использованной литературы.с.
37-38
ВВЕДЕНИЕ.
Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей
жизни. Мы просыпаемся, когда радиочасы «Касио» включаются на песне МайклаДжексона. В ванной мы чистим зубы пастой «Колгейт», бреемся бритвой«Жиллетт», освежаем рот антисептиком «Листерин», опрыскиваем волосы лаком
«Ревлон» и пользуемся множеством других туалетных принадлежностей иприспособлений, произведенных в разных частях света. Мы надеваем джинсы«Кальвин Клейн» и ботинки «Басс». На кухне мы выпиваем стакан апельсиновогосока «Минит-мейд», насыпаем в тарелку хрустящий рис «келлог» и заливаем егомолоком «Борденс». Через некоторое время мы выпиваем чашечку кофе «Максвелл-хаус» с двумя чайными ложками сахарного песка «Домино», одновременно жуясдобную булочку «Сара Ли». Мы покупаем апельсины, выращенные в Калифорнии,кофе, импортированный из Бразилии, газету изготовленную из канадскойдревесины, а новости доходят до нас аж из далекой Австралии.
Все это стало возможным благодаря системе маркетинга, причем сминимальными усилиями с нашей стороны. Она обеспечила нам уровень жизни, окотором наши предшественники могли только мечтать.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынкупериод маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. Оттого, насколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективноефункционирование всего народного хозяйства.
На данный момент существует масса всевозможной литера-туры по маркетингу, в западных странах накоплен огромный многолетний опыт по
функционированию системы маркетинга. Но в связи с тем, что маркетинг вРоссии функционирует в специфических условиях, сегодня очень маломонографий отечественных авторов по маркетингу, в которых можно было бынайти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения посозданию именно российской маркетинговой системы, отвечающей нашимроссийским реалиям.
В
данной работе предпринята попытка
выделить основные принципамаркетинга,
рассмотреть основные закономерности
существования маркетинга, атакже
рассмотреть особенности функционирования
маркетинга в РоссийскойФедерации.
ГЛАВА 1.
СУЩНОСТЬ
МАРКЕТИНГА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
Что же стоит за понятием «Маркетинг»? Большинство ошибочноотожествляют маркетинг со сбытом и стимулированием.
И неудивительно! Ведь американцев постоянно донимают телевизионные рекламные ролики, газетные объявления, отправления прямой почтовой рекламы, визиты коммивояжеров. Кто-то пытается что-то продать. Кажется, что нам никуда не денется от налогов и коммерции.
Поэтому многие удивляются, узнав, что наиболее важным элементом маркетинга является вовсе не сбыт. Сбыт - всего лишь верхушкамаркетингового айсберга. Сбыт - всего лишь одна из его многих функций,причем зачастую не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработке подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко.
Каждый знает о так называемых ходовых товарах, за которыми потребители охотятся толпами. Когда фирма «ИстманКодакНе создала фотоаппараты типа «Инстаматик», фирма «Атари» - первые видеоигры, а фирма «Мазда» - спортивный автомобиль «РХ-7», они были завалены заказами, потому что предложили именно те товары, которые были в то время нужны. Товарные подражатели, а изделия, четко отличающиеся от уже существующих и предлагающие потребителям новые выгоды.
Один из ведущих теоретиков по проблемам управления», Петер Друккер, говорит об этом так: «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».
Это вовсе не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряютсвое значение. Речь скорее идет о том, что они становятся частью болеемасштабного «комплекса маркетинга», т.е. набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок. Вот определение маркетинга Филипа Котлера:
Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Для пояснения этого определения рассмотрим систему маркетинга раскрываеемая через совокупность социально-экономических категорий: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок, представленных на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Основные категории маркетинга
1.1. Нужды
Исходной идеей, лежащей ив основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Мы определяем нужду следующим образом:
Нужда - это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то.Нужды людей многообразны и сложны, и заложены в самой природе человека. Они могут быть классифицированы на:
Эти нужды не создаются усилиями Медисон-авеню, а являются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить его нужду, либо попытаетсязаглушить ее.
1.2.
Потребности
Второй исходной идеей Маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность - это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню и личности индивида. Испытываемое многими в жаркую погоду чувство жажды может быть удовлетворено жителем России хорошим холодным квасом, Германии - пивом, экваториальных островов где-нибудь в Индийском океане - молоком кокосовых орехов и т.д.
Общественный
прогресс способствует развитию потребностей
его членов. В свою очередь производители
предпринимают целенаправленные действия
по созданию товаров и продуктов,
способных удовлетворять эти
потребности, а также стимулированию
желания приобретать их. Потребности
людей практически безграничны,
а вот возможности для их удовлетворения
ограниченны. Часто главным ограничителем
выступают финансы, поэтому индивид
будет выбирать те товары, которые
доставят ему наибольшее удовлетворение
в рамках его финансовых возможностей.
Возможность удовлетворить
1.3.
Запросы
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары,которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовыхвозможностей.
Запрос - это потребность, подкрепленная покупательнойспособностью.
Нетрудно
перечислить запросы
Общество
могло бы планировать объемы производства
на следующий год, исходя из
совокупности запросов предыдущего.
Именно так и планируют производство
в странах с централизованно
планируемой экономикой. Однако
запросы - показатель недостаточно надежный.
Людям надоедают вещи, которые
ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради
разнообразия. Смена выбора может
оказаться и результатом изменения
цен или уровня доходов. К.
Ланкастер отмечает, что товары
- это, по сути дела, наборы
свойств, и люди останавливают
выбор на тех продуктах, которые
обеспечивают им получение набора
выгод за свои деньги. Так, автомобиль
«Фольксваген» воплощает в себе элементарное
свойство транспорта, невысокую покупную
цену, топливную экономичность и европейский
ход, а «Кадиллак» - высокий комфорт,
роскошь и престиж. Человек выбирает товар,
совокупность свойств которого обеспечивает
ему наибольшее удовлетворение за данную
цену с учетом своих специфических
потребностей и ресурсов. В памяти лиц
среднего и старшего поколения Советского
Союза еще памятны времена, когда прилавки
обувных магазинов были завалены кирзовыми
сапогами и валенками разных размеров,
а люди испытывали потребность в более
модных и современных товарах. Что же такое
товар?
1.4.
Товары
Человеческие нужды, потребности и запросы наводят мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар мы определяеследующимобразом:
Товар- все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения,использования или потребления.
Предположим, женщина испытывает нужду выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, мы называем товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новуюодежду, курортный загар, услуги косметолога, пластическую операцию и т.д.Не все эти товары желательны в одинаковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобретаться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как косметические средства, одежа или новая стрижка.
Между потребностью и товаром могут быть различные степени соответствия или междутовар может приносить потенциальному потребителю различную степень удовлетворения Рис. 1.2.
1 схема 2 схема 3 схема
Рис.
1.2. Степень удовлетворенности
Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность товара удовлетворить этупотребность в виде степени их совмещения. На рис.1.2. показано, что на первой схеме товар не удовлетворяет потребность, на второй схеме товар удовлетворяет ее частично, а натретей схеме товар – полностью удовлетворяет. В этом случае товар натретей схеме будет называться «идеальным товаром».
Все
товары, удовлетворяющие нужду, называются
товарным ассортиментом выбора. В
приведенном выше примере об удовлетворении
жажды - квас, пиво, молоко кокосовых
орехов и будут ассортиментным выбором.
Попадая в супермаркет и
По мере развития общества увеличиваются и расширяются потребности его членов. Отдельные из потребностей становятся нас только актуальными, что побуждают (мотивируют) человека искать пути и способы их удовлетворения. Существует целый ряд теорий мотивации потребностей. Наиболее известна теория мотивации потребностей Абрахама Маслоу.