Характеристика особенностей развития древневосточных цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.
Шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.
Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географий, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства.

Работа содержит 1 файл

Характеристика особенностей развития древневосточных цивилизаций.docx

— 28.47 Кб (Скачать)

Характеристика особенностей развития древневосточных цивилизаций

 

К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

 

Первичные цивилизации возникли в  сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых  была достаточно высокой — около + 20°С. Лишь несколько тысячелетий спустя, зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

 

Историки также указывают, что  родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии. Несколько позднее — в III—II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ — китайская.

 

Конечно, не все древние цивилизации  были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий  накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало  формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации  — западный. Таким образом, уже  в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточный и  западный.

 

Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло  в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения — каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами — аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство — Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.

 

В древневавилонском государстве  общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная  знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и  рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом  порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей  социальной значимостью, а также  обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная  форма собственности на землю.

 

Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятеричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство, первые географические карты и много другое.

 

Словом, шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и  форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто  шел вслед за ними.

 

Особенности древневосточной цивилизации

 

Прежде всего, это высокая степень  зависимости человека от природы, которая  накладывала существенный отпечаток  на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.

 

В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом  плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир  природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство — поэтому человеку весла не нужны.

 

Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил  весь Ближний Восток, построил громадную  империю. Но однажды все вернулось  на круги своя — к своему извечному  порядку. Восточная цивилизация  ориентирована прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

 

Поскольку в восточных обществах  изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей  могло существовать в одних и  тех же условиях. Отсюда проистекает  уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации  не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.

 

Общественная жизнь восточных  цивилизаций построена на принципах  коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все  стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда.

 

Политическая организация жизни  восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой  восточная деспотия.

 

Одним из характерных признаков  восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь  как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы. Глава государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответствен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу.

 

Важный признак восточного деспотизма — политика принуждения, а то и  террора. Основной задачей насилия  было не наказание преступника, а  нагнетание страха перед властью. Один из мыслителей эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689—1755) отмечал, что народы Азии управляются палкой, которая всегда должна быть прочной и постоянно находиться в руках правителя. Страх — единственное движущее начало этого образа правления. И если правитель хотя бы на миг опускал карающий меч, все шло прахом. Режим начинал медленно распадаться. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью, как это ни парадоксально, сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящие на всех ступенях продажной администрации. Единство страха и любви создавало внутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма.

 

Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. За частными лицами признавались владельческие права, в некоторых случаях — права  на мелкую собственность, в основном на жилье и хозяйство.

 

В условиях восточного деспотизма ни одно частное лицо не имело хозяйственной  свободы. Над всем хозяйством был  административно-бюрократический контроль.

 

В социальном плане структурной  основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или  крайне незначительная роль сословных  различий, горизонтальных связей вообще.

 

Для древневосточного общества были характерны следующие черты:

1) патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности;

2) коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;

3) общинность. Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой — общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;

4) традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;

5) религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование;

6) пестрый социальный состав. Его можно дифференцировать в границах трех групп:

– господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.);

– свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники);

– подневольные работники, в том числе рабы.

 

 

Все древневосточные общества имели  сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую  часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они  находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные  повинности) — строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т. п. Над  производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии — сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы  и т. п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.

Так к примеру, верхушку древнеегипетского общества составляла рабовладельческая знать и жрецы. В конце Древнего царства светская аристократия добивается почти полной независимости, что приводит к распаду Древнего царства. В период Нового царства жрецы становятся господствующим сословием в обществе. Храмы и жрецы становятся собственниками огромных земельных богатств. Звание жреца стало наследственным. Второй по значимости слой египетского общества составляли чиновники. Доступ к государственной службе не был закрытым, но для получения должности необходимо было много учиться. Такое позволить могли себе только состоятельные люди. Основную массу населения составляли земледельцы – члены сельской общины, прикрепленные к земле храма, царского двора или вельможи и работавшие на ней, для которых исполнение трудовых обязанностей на земле являлось основным источником существования. Небольшая часть населения принадлежала к мастерам и ремесленникам. «Я видел кузнеца за работой у печи. Его пальцы были подобны крокодиловой коже, он издавал запах хуже, чем гнилая икра. Ткач в мастерской слабее женщины. Его ноги на желудке, он не вдыхает воздуха. Если он не доделает днем положенного, его бьют как лотос в болоте», - писал один из чиновников того времени. К низам египетского общества относились рабы -  лица, лишенные политических и некоторых социально-экономических прав, находившиеся в коллективной или частной собственности и являвшиеся предметом дарения, купли-продажи и др. сделок.

Свободное население древнего Вавилона делилось на 2 категории: не производящие материальных благ (царские чиновники, служители храмов, тамкары, ростовщики, торговцы, воины) и производящие материальные блага (свободные крестьяне-общинники, ремесленники). Так же в древневавилонском обществе выделялись в среде свободных авилум и мушкенум, которые различались в правах. Когда речь шла о частном хозяйстве и частном рабовладении, то они были равны. Но при определении наказания за обиду, за причиненный ущерб авилумы имели больше привилегий. К полузависимому населению в Древнем Вавилоне относились крестьяне-общинники и ремесленники, выполнявшие обязанности по найму и находившиеся в полузависимом состоянии от царских властей, служителей храмов и зажиточных слоев населения. В зависимости от зажиточных слоев населения находились рабы и лица, попавшие в долговую кабалу.

Информация о работе Характеристика особенностей развития древневосточных цивилизаций