Экзаменационная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Содержание

Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТ по философии древней Индии.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

любого умозаключения  различают:  посылки  (исходные  суждения),  заключение

(или вывод)  и определенную связь между  ними. Посылки — это исходное  (и  при

этом  уже  известное)  знание,  служащее   основанием   для   умозаключения.

     Заключение  — это производное, притом новое знание, полученное из  посылок  и

выступающее их следствием. Наконец, связь между  посылками  и  умозаключением

есть необходимое  отношение между ними, делающее возможным  переход от  одного

к другому. Другими  словами,  это  есть  отношение логического следования.

Всякое умозаключение  представляет собой логическое следование  одних  знаний

из  других.  В  зависимости  от  характера  этого   следования,   выделяются

следующие   два   фундаментальных   типа   умозаключений:   индуктивное    и

дедуктивное.

     Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании.

В  науке  они   используются   как   способ   познания   прошлого,   которое

непосредственно  наблюдать  уже  нельзя.  Именно  на  основе   умозаключений

формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли,  о

происхождении жизни на нашей планете,  о  возникновении  и  этапах  развития

общества и  т.  д.  Но  умозаключения  в  науке  применяются  не  только  для

понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего,  которое  наблюдать

еще нельзя. А  для этого необходимо знания о  прошлом, о тенденциях  развития,

действующих  в  настоящее   время   и   прокладывающих   путь   в   будущее.

     Вместе   с   понятиями   и   суждениями   умозаключения   преодолевают

ограниченность  чувственного познания. Они оказываются  незаменимыми там,  где

органы чувств бессильны в постижении причин и  условий возникновения  какого-

либо объекта  или явления, в  понимании  его  сущности,  форм  существования,

закономерностей его развития и т. д. 

4. Методы научного  познания. 

4.1. Понятие метода  и методологии. Классификация  методов научного познания. 

     Понятие метод (от греческого  слова  «методос»  —  путь  к  чему-либо)

означает совокупность приемов  и  операций  практического  и  теоретического

освоения действительности.

     Метод  вооружает  человека  системой  принципов,  требований,  правил,

руководствуясь  которыми он может достичь намеченной цели. Владение  методом

означает   для   человека   знание   того,   каким   образом,    в    какой

последовательности  совершать те или иные действия для  решения тех или  иных

задач, и умение применять это знание на практике.

     «Таким  образом,  метод  (в  той  или  иной  своей  форме)  сводится  к

совокупности  определенных  правил,  приемов,  способов,  норм  познания  и

действия. Он  есть  система  предписаний,  принципов,  требований,  которые

ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении  определенного

результата в  данной сфере деятельности.  Он  дисциплинирует  поиск  истины,

позволяет (если правильный)  экономить  силы  и  время,  двигаться  к  цели

кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование  познавательной  и

иных форм деятельности»[14].

     Учение  о методе начало развиваться еще  в  науке  Нового  времени.  Ее

представители считали правильный метод ориентиром в движении  к  надежному,

истинному знанию. Так, видный философ XVII  в.  Ф.  Бэкон  сравнивал  метод

познания с  фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему  в темноте. А  другой

известный ученый  и  философ  этого  же  периода  Р.  Декарт  изложил  свое

понимание метода следующим образом: «Под методом, —  писал он, —  я  разумею

точные и простые  правила, строгое соблюдение которых...  без  лишней  траты

умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания,  способствует

тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»[15].

     Существует  целая  область  знания,  которая   специально   занимается

изучением методов  и которую  принято  именовать  методологией.  Методология

дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот  термин  от  двух

греческих  слов:  «методос»  —  метод   и   «логос»   —   учение).   Изучая

закономерности  человеческой   познавательной   деятельности,   методология

вырабатывает  на этой основе  методы  ее  осуществления.  Важнейшей  задачей

методологии является  изучение  происхождения,  сущности,  эффективности  и

других характеристик  методов познания.

     Методы  научного познания принято подразделять по степени их  общности,

т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Всеобщих методов  в истории  познания  известно  два:  диалектический  и

метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины

     XIX  века  начал  все  больше  и  больше  вытесняться   из   естествознания

диалектическим методом.

     Вторую  группу методов познания составляют общенаучные методы,  которые

используются  в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма  широкий,

междисциплинарный спектр применения.

     Классификация общенаучных методов тесно  связана  с понятием  уровней

научного познания.

     Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический..

«Это различие имеет своим основанием  неодинаковость,  во-первых,  способов

(методов)  самой   познавательной   активности,   а   во-вторых,   характера

достигаемых научных  результатов»[16]. Одни общенаучные  методы  применяются

только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение),  другие

—  только  на  теоретическом  (идеализация,  формализация),   а   некоторые

(например, моделирование) — как на эмпирическом,  так  и  на  теоретическом

уровнях.

     Эмпирический     уровень     научного     познания     характеризуется

непосредственным    исследованием    реально    существующих,    чувственно

воспринимаемых  объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что

только на  этом  уровне  исследования  мы  имеем  дело  с  непосредственным

взаимодействием человека с изучаемыми природными или  социальными объектами.

     Здесь преобладает живое  созерцание  (чувственное  познание),  рациональный

момент и его  формы (суждения, понятия и др.) здесь  присутствуют,  но  имеют

подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно

со стороны  своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и

выражающих внутренние отношения.  На  этом  уровне  осуществляется  процесс

накопления информации об исследуемых объектах,  явлениях  путем  проведения

наблюдений, выполнения  разнообразных  измерений,  поставки  экспериментов.

     Здесь производится также первичная  систематизация  получаемых  фактических

данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.  Кроме  того,  уже  на  втором

уровне научного  познания  —  как  следствие  обобщения  научных  фактов  —

возможно    формулирование    некоторых    эмпирических    закономерностей.

     Теоретический уровень научного познания характеризуется  преобладанием

рационального  момента  -  понятий,  теорий,  законов  и  других   форм   и

«мыслительных   операций».   Отсутствие   непосредственного   практического

взаимодействия  с объектами обуславливает ту  особенность,   что  объект  на

данном уровне научного познания может  изучаться  только  опосредованно,  в

мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь  не

устраняется,  а  становится  подчиненным   (но   очень   важным)   аспектом

познавательного процесса.

     На  данном уровне происходит раскрытие  наиболее  глубоких  существенных

сторон, связей,  закономерностей,  присущих  изучаемым  объектам,  явлениям

путем обработки  данных эмпирического знания. Эта  обработка осуществляется с

помощью  систем  абстракций  «высшего  порядка»  —   таких   как   понятия,

умозаключения, законы, категории, принципы и др. Однако  «на  теоретическом

уровне мы не найдем фиксации или сокращенной  сводки  эмпирических  данных;

теоретическое мышление нельзя свести  к  суммированию  эмпирически  данного

материала. Получается, что теория вырастает не из эмпирии, но как бы  рядом

с ней, а точнее, над ней и в связи с ней»[17].

     Теоретический уровень - более  высокая  ступень  в  научном  познании.

«Теоретический уровень познания  направлен  на  формирование  теоретических

законов, которые  отвечают требованиям  всеобщности  и  необходимости,  т.е.

действуют  везде  и  всегда»[18].  Результатами   теоретического   познания

становятся гипотезы, теории, законы.

     Выделяя в научном исследовании  указанные  два  различных  уровня,  не

следует, однако, их  отрывать  друг  от  друга  и  противопоставлять.  Ведь

эмпирический  и теоретический уровни  познания  взаимосвязаны  между  собой.

     Эмпирический   уровень   выступает   в    качестве    основы,    фундамента

теоретического. Гипотезы и теории  формируются  в  процессе  теоретического

осмысления   научных   фактов,   статистических   данных,   получаемых   на

эмпирическом  уровне. К тому же теоретическое  мышление  неизбежно  опирается

на чувственно-наглядные  образы (в том числе схемы,  графики  и  т.  п.),  с

которыми имеет  дело эмпирический уровень исследования.

     В свою  очередь,  эмпирический  уровень  научного  познания  не  может

существовать   без   достижений   теоретического    уровня.    Эмпирическое

исследование  обычно опирается на  определенную  теоретическую  конструкцию,

которая  определяет  направление  этого   исследования,   обуславливает   и

обосновывает  применяемые при этом методы.

     Согласно  К. Попперу, является абсурдной вера в то, что мы можем начать

научное исследование с «чистых наблюдений», не имея  «чего-то  похожего  на

теорию».  Поэтому  некоторая   концептуальная   точка   зрения   совершенно

необходима. Наивные  же попытки обойтись  без  нее  могут,  по  его  мнению,

Информация о работе Экзаменационная работа по "Философии"