Экзаменационная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Содержание

Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТ по философии древней Индии.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством  к  действию»  по

изменению окружающей действительности и  управлению  реальными  процессами.

     Жизненный смысл научного изыскания может  быть  выражен  формулой:  «Знать,

чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»—  не  только  в

настоящем,  но  и  в  будущем.  Весь  прогресс  научного  знания  связан  с

возрастанием  силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает

возможность  контролировать  процессы  и  управлять  ими.  Научное   знание

открывает возможность  не только предвидения будущего,  но  и  сознательного

его формирования. «Ориентация науки на  изучение  объектов,  которые  могут

быть включены  в  деятельность  (либо  актуально,  либо  потенциально,  как

возможные  объекты  ее  будущего   освоения),   и   их   исследование   как

подчиняющихся объективным законам функционирования  и  развития  составляетодну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность  отличае

его от других форм познавательной деятельности человека»[4]

Существенной  особенностью современной науки является то,что она стала

такой силой, которая  предопределяет практику. Из дочери производства  наука

превращается  в  его  мать.  Многие  современные  производственные  процессы

родились в  научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только

обслуживает запросы  производства,  но  и  все  чаще  выступает  в  качестве

предпосылки  технической   революции.   Великие   открытия   за   последние

десятилетия  в  ведущих  областях  знания  привели   к   научно-технической

революции, охватившей  все  элементы  процесса  производства:  всесторонняя

автоматизация  и  механизация,  освоение  новых  видов  энергии,  сырья   и

материалов,  проникновение  в  микромир  и  в  космос.  В  итоге  сложились

предпосылки для  гигантского развития производительных сил общества.

    4.  Научное   познание   в   гносеологическом   плане   есть   сложный

противоречивый  процесс   воспроизводства   знаний,   образующих   целостную

развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов  и  других  идеальных

форм, закрепленных в языке — естественном  или  —  что  более  характерно  —

искусственном  (математическая  символика,  химические  формулы  и    т.п.).

Научное  знание  не  просто   фиксирует   свои   элементы,   но   непрерывно

воспроизводит их на своей собственной основе, формирует  их  в  соответствии

со своими нормами  и принципами.  В  развитии  научного  познания  чередуются

революционные периоды, так называемые научные  революции, которые приводят  к

смене теорий и  принципов, и эволюционные, спокойные  периоды,  на  протяжении

которых  знания  углубляются   и   детализируются.    Процесс   непрерывного

самообновления  наукой своего концептуального арсенала  —  важный  показатель

научности.

    5.  В   процессе  научного  познания  применяются  такие  специфические

материальные  средства  как  приборы,  инструменты,  другое  так  называемое

«научное   оборудование»,   зачастую   очень   сложное    и    дорогостоящее

(синхрофазотроны,  радиотелескопы,  ракетно-космнческая   техника  и  т.  д.).

Кроме того,  для  науки  в  большей  мере,  чем  для  других  форм  познания

характерно использование для исследования своих объектов и самой себя  таких

идеальных  (духовных)   средств   и   методов,   как   современная   логика,

математические  методы,  диалектика,  системный,  гипотетико-дедуктивный   и

другие общенаучные  приемы и методы (см. об этом ниже).

    6. Научному  познанию присущи строгая   доказательность,  обоснованность

полученных результатов, достоверность выводов. Вместе  с  тем  здесь  немало

гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п.  Вот  почему

тут   важнейшее   значение    имеет    логико-методологическая    подготовка

исследователей,  их  философская  культура,   постоянное   совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

     В  современной  методологии  выделяют   различные   уровни   критериев

научности, относя к ним, кроме названных, такие  как  внутренняя  системность

знания,   его   формальная   непротиворечивость,   опытная    проверяемость,

воспроизводимость,  открытость  для  критики,   свобода   от   предвзятости,

строгость и  т. д. В других  формах  познания  рассмотренные  критерии  могут

иметь место (в  разной мере), но там они не являются определяющими. 

    3. Этапы   процесса познания. Формы чувственного  и рационального познания. 

    Процесс познания включает получение  информации  через  органы  чувств

(чувственное   познание),   переработку    данной    информации    мышлением

(рациональное  познание)  и  материальное  освоение  познаваемых  фрагментов

действительности (общественная практика). Существует тесная  связь  познания

с практикой,  в  ходе  которой  происходит  материализация  (опредмечивание)

творческих устремлений  людей, превращение их  субъективных  замыслов,  идей,

целей в объективно существующие предметы, процессы.

Чувственное и  рациональное  познание тесно связаны между собой и

являются  двумя  основными  сторонами  познавательного  процесса.  При  этом

указанные стороны  познания не существуют изолированно  ни  от  практики,  ни

друг от друга. Деятельность органов чувств  всегда  контролируется  разумом;

разум  же  функционирует  на  основе  той   исходной   информации,   которую

поставляют ему  органы чувств. Поскольку  чувственное  познание  предшествует

рациональному, то можно в известном смысле говорить о них  как  о  ступенях,

этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания  имеет  свою

специфику и  существует в своих формах.

    Чувственное познание реализуется в виде  непосредственного получения

информации с  помощью органов чувств, которые  прямо связывают нас  с  внешним

миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и  с  использованием

специальных технических  средств (приборов), расширяющих возможности  органов

чувств  человека.  Основными   формами   чувственного   познания   являются:

ощущение, восприятие и представление.

    Ощущения возникают  в мозгу человека в результате воздействия  факторов

окружающего мира на его органы  чувств.  Каждый  орган  чувств  представляет

собой сложный  нервный  механизм,  состоящий  из  воспринимающих  рецепторов,

передающих  нервов-проводников  и  соответствующего  отдела  мозга,  который

управляет периферийными  рецепторами. Например, орган зрения — это не  только

глаз, но и нервы,  ведущие  от  него  в  мозг,  и  соответствующий  отдел  в

центральной нервной  системе.

    Ощущения —  психические процессы, происходящие в мозгу при  возбуждении

нервных  центров,  управляющих  рецепторами.  «Ощущения  –   это   отражение

отдельных свойств,  качеств  предметов  объективного  мира,  непосредственно

воздействующего  на  органы  чувств,   элементарное   далее   психологически

неразложимое   познавательное   явление»[5].   Ощущения    специализированы.

Зрительные ощущения дают нам сведения о форме  предметов,  об  их  цвете,  о

яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о  разнообразных

звуковых колебаниях  в  окружающей  среде.  Осязание  дает  возможность  нам

ощущать температуру  окружающей  среды,  воздействие  различных  материальных

факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус  дают

сведения о  химических примесях в окружающей среде  и  о  составе  принимаемой пищи.

    «Первая посылка  теории познания,—  писал  В.  И.  Ленин,—  несомненно,

состоит в том, что  единственный  источник  наших  знаний  —  ощущения»[6].

Ощущение  может  рассматриваться  как   простейший   и   исходный   элемент

чувственного  познания и человеческого сознания вообще.

Биологические и психо-физиологические дисциплины,  изучая  ощущение  в

качестве  своеобразной  реакции   человеческого   организма,   устанавливают

различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть  ощущения,  от

интенсивности  раздражения  того  или  иного  органа  чувств.  В  частности,

установлено, что  с  точки  зрения  «информационной  способности»  на  первом

месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

    Возможности  органов  чувств   человека   ограничены.   Они   способны

отображать  окружающий  мир  в  определенных   (и   довольно   ограниченных)

диапазонах  физико-химических   воздействий.   Так,   орган   зрения   может

отображать  сравнительно  небольшой  участок  электромагнитного  спектра   с

длинами волн от  400  до  740  миллимикрон.  За  границами  этого  интервала

находятся в  одну сторону ультрафиолетовые и  рентгеновские лучи, а  в  Другую — инфракрасное излучение  и  радиоволны.  Ни  те,  ни  другие  наш  глаз  не

воспринимает.  Человеческий  слух  позволяет  ощущать  звуковые   волны   от

нескольких десятков герц до примерно 20 килогерц.  Колебания  более  высокой

частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые)  наше  ухо

ощущать не способно. То же самое можно сказать и  о других органах чувств.

    Из  фактов,  свидетельствующих  об   ограниченности   органов   чувств

человека, родилось  сомнение  в  его  способности  познать  окружающий мир.

Сомнения в  способности  человека  через  свои  органы  чувств  познать  мир

оборачиваются  неожиданным  образом,  ибо  сами  эти  сомнения   оказываются

свидетельством  в пользу могущественных возможностей человеческого  познания,

в том  числе,  возможностей  органов  чувств,  усиленных  при  необходимости

соответствующими  техническими  средствами  (микроскоп,  бинокль,  телескоп,

прибор ночного  видения и т. п.).

    Но главное, человек может познавать объекты  и явления, недоступные для

его органов  чувств, благодаря способности к практическому  взаимодействию  с

Информация о работе Экзаменационная работа по "Философии"