Экзаменационная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Содержание

Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТ по философии древней Индии.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

системы  именно  как  системы,  то  есть  как   совокупности   элементов   с

определенными свойствами. Тогда пришлось  бы  систему  рассматривать  просто

как вещь, обладающую свойствами  безотносительно  к  свойствам  элементов  и

структуре системы»[22].

     «Принцип  системности требует разграничения  внешней и внутренней сторон

материальных  систем, сущности и ее  проявлений,  обнаружения  многоразличных

сторон предмета, их единства, раскрытия  формы  и  содержания,  элементов  и

структуры, случайного  и  необходимого  и  т.  п.  Этот  принцип  направляет

мышление на переход  от  явлений  к  их  сущности,  к  познанию  целостности

системы, а также  необходимых связей рассматриваемого предмета с  окружающими

его предметами процессами. Принцип системности  требует от  субъекта  ставить

в центр познания представление о целостности,  которое  призвано  руководить

познанием от начала и до конца исследования, как бы оно  ни  распадалось  на

отдельные возможно, на первый взгляд и не связанные  друг  с  другом,  циклы

или моменты;  на  всем  пути  познания  представление  о  целостности  будет

изменяться, обогащаться, но оно  всегда  должно  быть  системным,  целостным

представлением  об объекте»[23].

     Принцип системности нацелен на всестороннее познание предмета, как  он

существует в  тот или иной момент времени; он нацелен  на воспроизведение  его

сущности,  интегративной  основы,  а  также   разнообразие   его   аспектов,

проявлений  сущности  при  ее   взаимодействии   с   другими   материальными

системами. Здесь  предполагается,  что  данный  предмет  отграничивается  от

своего прошлого, от предыдущих  своих  состояний;  делается  это  для  более

направленного познания его актуального состояния. Отвлечение  от  истории  в

этом случае — законный прием познания.

Распространение системного подхода в науке было связано с  усложнением

объектов  исследования   и   с   переходом   от   метафизико-механистической

методологии   к   диалектической.   Симптомы   исчерпания    познавательного

потенциала  метафизико-механистической  методологии,  ориентировавшийся   на

сведение сложного к отдельным связям и элементам, появились еще в XIX в.,  а

на рубеже XIX и XX вв. кризис такой методологии  обнаружился  уже  совершенно

отчетливо,  когда   здравый   человеческий   рассудок   все   больше   начал

соприкасаться  с  предметами,  взаимодействующими  с  другими  материальными

системами, со следствиями, которые уже нельзя  (не  допуская  явной  ошибки)

отрывать от породивших их причин. 

4.2.3. Принцип  детерминизма. 

     Детерминизм — (от лат. determino — определяю) — это  философское учение

об объективной  закономерной  взаимосвязи  и  взаимообусловленности  явлений

материального и духовного мира. Основу данного  учения  составляет  положение

о существовании  причинности, т. е.  такой  связи  явлений,  в  которой  одно

явление  (причина) при  определенных  условиях  с  необходимостью  порождает

другое явление (следствие). Еще в трудах Галилея, Бэкона,  Гоббса,  Декарта,

Спинозы было обосновано положение о  том,  что  при  изучении  природы  надо

искать действующие  причины и что «истинное знание  есть  знание  посредством

причин» (Ф. Бэкон).

     Уже на уровне явлений детерминизм  позволяет  отграничить  необходимые

связи от случайных, существенные от несущественных, установить те  или иные

повторяемости,  коррелятивные  зависимости  и  т.  п.,  т.  е.   осуществить

продвижение мышления  к  сущности,  к  каузальным  связям  внутри  сущности.

Функциональные  объективные зависимости, например, есть связи  двух  и  более

следствий  одной  и  той   же   причины,   и   познание   регулярностей   на

феноменологическом  уровне  должно   дополняться   познанием   генетических,

производящих  причинных связей. Познавательный процесс, идущий  от  следствий

к причинам, от  случайного  к  необходимому  и  существенному,  имеет  целью

раскрытие закона. Закон же детерминирует явления, а потому  познание  закона

объясняет явления  и изменения, движения самого предмета.

     Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных  объективно

существующих  форм взаимосвязи явлений. Но все  эти  формы  в  конечном  счете

складываются  на основе  всеобще  действующей  причинности,  вне  которой  не

существует ни одно явление действительности. 

4.2.4. Принцип  изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.

     Принцип изучения объектов в их развитии является  одним  из  важнейших

принципов  диалектического  метода  познания.  В  этом   состоит   одно   из

принципиальных  отличий. диалектического  метода  от  метафизического.  Мы  не

получим истинного  знания, если  будем  изучать  вещь  в  мертвом,  застывшем

состоянии, если будем игнорировать такой  важнейший  аспект  ее  бытия,  как

развитие. Только изучив  прошлое  интересующего  нас  объекта,  историю  его

возникновения и формирования, можно понять его  нынешнее состояние,  а  также

предсказать его  будущее.

    Принцип изучения объекта в развитии  может  реализоваться  в  познании

двумя подходами: историческим и логическим  (или,  точнее  сказать,  логико-

историческим).

     При историческом подходе история объекта  воспроизводится  в  точности,

во всей ее  многогранности,  с  учетом  всех  деталей,  событий,  включая  и

всякого рода  случайные  отклонения,  «зигзаги»  в  развитии.  Такой  подход

применяется при  подробном, доскональном изучении человеческой  истории,  при

наблюдениях, например, за развитием каких-то растений, живых  организмов  (с

соответствующими  описаниями этих наблюдений во всех подробностях) и т. д.

     При логическом подходе также воспроизводится  история объекта,  но  при

этом   она    подвергается    определенным    логическим    преобразованиям:

обрабатывается  теоретическим мышлением с выделением общего, существенного  и

освобождается  в  то  же  время  от   всего   случайного,   несущественного,

наносного, мешающего  выявлению закономерности развития изучаемого объекта.

Такой подход в  естествознании XIX в. был  успешно  (хотя  и  стихийно)

реализован  Ч.  Дарвиным.  У  него  впервые  логический   процесс   познания

органического мира исходил из исторического процесса  развития  этого  мира,

что  позволило  научно  решить  вопрос  о  возникновении  и  эволюции  видов

растений и  животных.

     Выбор того или иного —  исторического  или  логического  —  подхода  в

познании обусловливается  природой изучаемого объекта, целями исследования  и

другими обстоятельствами. В то же время в  реальном  процессе  познания  оба

указанных подхода  тесно взаимосвязаны. Исторический подход не обходится  без

какого-то  логического  осмысления  фактов   истории   развития   изучаемого

объекта.  Логический  же  анализ  развития  объекта  не   противоречит   его

подлинной истории, исходит из нее.

     Эту взаимосвязь исторического и  логического подходов в познании  особо

подчеркивал Ф. Энгельс. «...Логический метод, — писал  он,  —  ...в сущности

является не чем иным, как тем же историческим методом, только  освобожденным

от  исторической  формы  и  от  мешающих  случайностей.  С  чего  начинается

история, с того  же  должен  начинаться  и  ход  мыслей,  и  его  дальнейшее

движение будет представлять собой не что иное, как  отражение  исторического

процесса в  абстрактной  и  теоретически  последовательной  форме;  отражение

исправленное, но  исправленное  соответственно  законам,  которые  дает  сам

действительный  исторический процесс...»[24]

     Логико-исторический  подход,  опирающийся   на   мощь   теоретического

мышления, позволяет  исследователю  достичь  логически  реконструированного,

обобщенного отражения  исторического  развития  изучаемого  объекта.  А  это

ведет к получению  важных научных результатов.

     Кроме указанных выше принципов диалектический метод включает в себя  и

другие принципы — объективность, конкретность «раздвоение  единого»  (принцип

противоречия) и  др. Эти принципы  формулируются  на  основе  соответствующих

законов и категорий, в своей совокупности отражающих  единство,  целостность

объективного  мира в его беспрерывном развитии. 

4.3. Общенаучные  методы эмпирического познания. 

4.3.1. Научное  наблюдение и описание.

     Наблюдение  есть  чувственное  (преимущественно-визуальное)  отражение

предметов и  явлений  внешнего  мира.  «Наблюдение  —  это  целенаправленное

изучение предметов, опирающееся в основном на такие  чувственные  способности

человека, как  ощущение, восприятие,  представление;  в  ходе  наблюдения  мы

получаем знание о внешних сторонах, свойствах и  признаках  рассматриваемого

объекта»[25]. Это  —  исходный  метод  эмпирического  познания,  позволяющий

получить   некоторую   первичную   информацию   об    объектах    окружающей

действительности.

     Научное наблюдение (в отличие от обыденных,  повседневных  наблюдений)

характеризуется рядом особенностей:

           —  целенаправленностью  (наблюдение   должно   вестись   для   решения

     поставленной  задачи  исследования,  а  внимание  наблюдателя  фиксироваться

     только на явлениях, связанных с этой задачей );

     — планомерностью  (наблюдение  должно  проводиться  строго  по  плану,

     составленному исходя из задачи исследования);

     — активностью (исследователь должен активно  искать,  выделять  нужные

     ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания  и  опыт,

     используя различные технические средства наблюдения).

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием  объекта  познания.

Эмпирическое  описание  —  это   фиксация   средствами   естественного   или

искусственного языка сведений об объектах, данных в  наблюдении.  С  помощью

Информация о работе Экзаменационная работа по "Философии"