Эмпиризм Ф. Бэкона. Учение об «идолах»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:15, реферат

Описание работы

Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф. Бекон. Как и большинство мыслителей его эпохи, Бекон, считая задачей философии, создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 37.54 Кб (Скачать)

2) Идолы пещеры исходят  от отдельного человека. Каждый из нас, помимо общих заблуждений, свойственных человеческому роду, имеет свою собственную пещеру, в которой свет природы рассеивается и гаснет по причине специфической природы каждого индивида или воспитания и влияний других людей, или из-за книг, которые он читает, и авторитета тех, кем он восхищается и кого уважает, или по причине различия впечатлений, в зависимости от того, находят ли последние душу уже занятой предубеждениями или свободной и спокойной». Дух людей «различен, склонен к изменчивости и почти случаен». Идолы пещеры «берут свое происхождение из особой природы души и тела индивида, его воспитания и привычек или других случайностей». Мало тех, кому удается держаться середины, т. е. не презирать того, что есть справедливого в учении древних, и не забывать его в связи с открытиями современных ученых»11.

3) Идолы площади или рынка. Бэкон пишет: «Есть также идолы, зависящие, так сказать, от взаимных контактов человеческого рода: мы называем их идолами площади, соотнося с торговлей и общением». В самом деле, «связь между людьми осуществляется при помощи языка, но имена даются вещам в соответствии с уразумением народа, и достаточно некритического и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Определения и объяснения, которыми часто пользуются ученые для самозащиты, также не способствуют восстановлению естественной связи разума и вещей». Во всяком случае, говорит Бэкон, «слова насилуют разум, мешая рассуждению, увлекая людей бесчисленными противоречиями и неверными заключениями». Идолы площади, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех, «потому что они внедрены в разум согласованием слов и имен». Люди «верят, что их разум господствует над словом, но случается и так, что слова обращают свою силу против разума, что делает философию и другие науки софистическими и бездеятельными». Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: или это имена несуществующих вещей (как, например, «судьба», «вечный двигатель» и т.д.), или это имена вещей существующих, но путаные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.

4) Идолы театра «проникли  в человеческую душу с помощью  различных философских доктрин  из-за наихудших правил доказательства».  Бэкон называет их идолами  театра, считая «все философские  системы сказками, предназначенными  быть разыгранными на сцене,  пригодными для создания выдуманных  театральных миров». С баснями  мы сталкиваемся не только  в современных философских доктринах  и «античных философских сектах»,  но и во «многих научных  принципах и аксиомах, утвердившихся  в силу традиции, слепой беспечной  веры».

Освободив ум от «идолов», а  дух от поспешных «антиципации», человек, по мнению Бэкона, может обратиться к изучению природы». «Назначение и цель человеческих возможностей заключается в создании и введении в некоторое тело новой природы. Задача и цель человеческой науки заключается в открытии формы природы, природного отличия, т. е. особых свойств породы, источника эманации». Эта центральная идея мысли Бэкона нуждается в некотором разъяснении. Прежде всего, что имел в виду Бэкон, когда говорил о «создании и введении в некоторое тело новой природы»?

Вот проекты, иллюстрирующие идею Бэкона:

- создать металлические  сплавы для различных целей;

- получить более прозрачное  и небьющееся стекло;

- найти способ хранения  в течение всего года лимонов,  апельсинов, других цитрусовых;

- достигнуть более быстрого  созревания зеленого горошка,  клубники и черешни.

Последний его проект заключается  в поисках путей к получению - из железа в соединении с кремнем  или каким-нибудь другим камнем - металла, более легкого, чем железо, и не подверженного коррозии. Примеры  позволяют понять, что имеется  в виду под «вводом в некоторое  тело новой природы»12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, было выяснено, что Бэкон стал тем мыслителем, который особенно четко выразил  сознание превосходства достижений европейцев Нового времени над античными  и тем более средневековыми. Проницательность автора «нового Органона» привела  его к осознанию связи между  изменениями, происшедшими примерно за два последних столетия в жизни  народов, и теми задачами, которые  вытекали для науки и философии  его эпохи. Древнегреческая наука  и философия соответствовали  ограниченному кругозору древних - географическому, жизненному научному. Средневековье, когда господство схоластики и мистики означало подчинение натуральной  философии (т.е. всех наук) теологии и  сопровождалось застоем в развитии «механических искусств» (всех технических  достижений), предельно сузило этот кругозор. Теперь уже стали известны отдаленнейшие уголки Старого Света  и был открыт Новый. Были изобретены порох, книгопечатание и компас, повлекшее  переворот в военном деле, науке  и мореплавании. Пожалуй, важнейшее  всех этих открытий было то, что теперь «до бесконечности разрослась груда  опытов». Перед своей философией Бэкон и поставил задачу привести «границы умственного мира» в  соответствии со всеми этими огромными  изменениями. Решение такой задачи вылилось у него в столь же грандиозную, сколь и амбициозную попытку «великого восстановления наук».

Бэкон убежден, что рассвет  античной философской мысли имея место не в эпоху Платона и Аристотеля, а досократовскую эпоху, во времена милетцев и Гераклита, Эмпедокла и Анаксагора и особенно Демокрита, которого он ценит выше всех других античных философов. Предпочтение, отдаваемое ему, как и всем досократским, объясняется тем, что по убеждению английского философа, вопросы опытного исследования природы занимали у них главное место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 2009. - 318 с.

2. Балашов Л.Е. Философия:  Учебник. - М.: Инфра-М, 2008. - 664 с.

3. Вахрушев А.А. Философские  сочинения. - М.: Гардарики, 2007. - 245 с.

4. Губин В.Д. Философия:  Учебник. - М: Велби, 2007. - 480 с.

5. Лаврова С.А. Философия:  Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - 731 с.

6. Лебедева С.А. Философия:  Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - 731 с.

7. Матюшкин А.М. Философия:  Учебник. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

8. Островский Э.В. Философия:  Учебник. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 313 с.

9. Спиркин А.Г. Философия:  Учебник. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.

10. Хрусталев Ю.М. Философия:  Учебник. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. –

640 с.

1 Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2008. - С. 259.

2 Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2008. - 262 с.

3 Губин В.Д. Философия: Учебник. - М: Велби, 2007. - С. 179.

4 Лаврова С.А. Философия: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - С. 426

5 Матюшкин А.М. Философия: Учебник. - М.: Академия, 2005. - С. 90

6 Островский Э.В. Философия: Учебник. - М.: Вузовский учебник, 2009. - С. 105.

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 2008. - С. 208.

8 Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - С. 462.

9 Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 2009. - С. 108.

10 Лебедева С.А. Философия: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - С. 254.

11 Лебедева С.А. Философия: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - С. 276.

12 Лебедева С.А. Философия: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - С. 280.

 


Информация о работе Эмпиризм Ф. Бэкона. Учение об «идолах»