Эмпиризм и рационализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:37, реферат

Описание работы

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В XVII веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф. Бэкон развивал учение об индукции, Р. Декарт - понятие метода в философии.

Содержание

1. Введение
2. Особенности социально-экономической жизни в период реформации и просвещения
3. Сущность эмпиризма и рационализма
3.1. Р. Декарт: Основание рационализма
3.2. Ф. Бэкон – пионер индустриальной эры
4. Проблемы эмпиризма и рационализма
5. Заключение
6. Литература

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

      Итак, как мы могли убедиться, наиболее уязвимая сторона рационалистических воззрений заключается в трактовке отношения души и тела. Автономность разума, имеющая характер безусловного требования для самой возможности формулировки рационалистической доктрины, осложняла ее развитие и применение. С трудностями иного характера сталкивались философы, развивавшие традиции эмпиризма. К числу наиболее видных представителей эмпиризма в философии, унаследовавших Ф. Бэкону, необходимо отнести в первую очередь английских философов Г. Гоббса (1588-1679), Д. Локка (1632-1704), Дж. Беркли (1685-1753), Д. Юма (1711-1776), а также французов Э. Кондильяка (1714-1780), К.А. Гельвеция (1715-1771), П. Гольбаха (1723-1789), Д. Дидро (1713-1784) и многих других.

   В противоположность рационализму  в эмпиризме рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

     Здесь эмпиристы столкнулись  с неразрешимыми трудностями  выделения исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы вынуждены выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Рационалистический метод Декарта,  концентрируя внимание на деятельности  самого человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления. Однако картезианский аналитический и одновременно дедуктивно-синтетический метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность, если бы он совершенно игнорировал опытный фактор. Декарт был далек от такого пренебрежения. Он доказал, что рационалистический метод, если он не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое рассуждательство, обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом (ибо дедуктивный вывод не однозначен). К тому же хотя великий рационалист, вдохновленный своими математическими прозрениями, и был убежден в безошибочности и эвристической силе правильно рассуждающего ума, но он явно сам недооценивал того обстоятельства, что успешные эксперименты тоже играли не последнюю роль в выведении тех истин, которые потом он воспринимал как интуитивные. В целом же Декарт односторонне, метафизически (в смысле антидиалектически) подчеркнул значение собственно интеллектуального фактора методологии за счет опытного, который в основном был все же сведен к роли практического индикатора, выявляющего эффективность фактора собственно умственного, рационального. Чувственное познание совершенно необходимо в повседневной практической жизни.

Для философии  нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и  рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

ЛИТЕРАТУРА

    1. Блинников Л.В. Краткий словарь философских  персоналий
    2. Богомолов Ю.А. Буржуазная философия кануна и начала империализма. - М.,1987.
    3. Введение в философию. //под ред. Фролова С.С., М., 1996
    4. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989
    5. Ляткер Я.А. Декарт, – М., 1989
    6. Рассел Б. История западной философии. - М.,1991.
    7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.,1984.
    8. Соколов В.В. Философия Рене Декарта.- М., 1986.

Информация о работе Эмпиризм и рационализм