Эвтаназия – право человека или путь к духовной деградации общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:37, доклад

Описание работы

В 21-м веке, когда широкое распространение получили представления о кризисе человеческой культуры, гуманизма, самого человеческого существования, даже о «смерти человека», формируется целый ряд философских течений, в которых человек оказывается единственным подлинным предметом размышлений. Сегодня, наравне с исследованиями политических, экономических, социальных структур, определяющих существование человека, повышается интерес к эмоциональной сфере человека, его желаниям, влечениям, телесным проблемам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Ι. Понятие и способы эвтаназии…….…………………………………………. 4
ΙΙ. Философская оценка эвтаназии…………………………………………….. 8
ΙΙΙ. Доводы «за» и «против» эвтаназии……………………………………….. 10
3.1 Где официально разрешена эвтаназия?.................................................. 13
3.2 Эвтаназия в России……………………………………………………... 15
IV. Законодательство РФ. Социологический опрос………………………….. 18
Заключение……………………………………………………………………… 22
Библиографический список.............................

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации6.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Самарский Государственный Экономический  Университет

     Кафедра философии 
 
 
 
 
 

     Доклад по философии

     на  тему:

     «Эвтаназия – право человека или путь к духовной деградации общества». 
 
 
 
 

     Выполнила:

     студентка 1-ого курса

     ИЭиУП, группы УП

     Бринёва О.В. 
 

     Научный руководитель:

     к.ф.н., доцент Фролов В.А. 

     Самара 2011 

     Оглавление

Введение……………………………………………………………………….... 3
Ι. Понятие  и способы эвтаназии…….…………………………………………. 4
ΙΙ. Философская оценка эвтаназии…………………………………………….. 8
ΙΙΙ. Доводы «за» и «против» эвтаназии……………………………………….. 10
      3.1 Где официально разрешена эвтаназия?.................................................. 13
      3.2 Эвтаназия в России……………………………………………………... 15
IV. Законодательство РФ. Социологический опрос………………………….. 18
Заключение……………………………………………………………………… 22
Библиографический список................................................................................. 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В 21-м веке, когда широкое распространение получили представления о кризисе человеческой культуры, гуманизма, самого человеческого существования, даже о «смерти человека», формируется целый ряд философских течений, в которых человек оказывается единственным подлинным предметом размышлений. Сегодня, наравне с исследованиями политических, экономических, социальных структур, определяющих существование человека, повышается интерес к эмоциональной сфере человека, его желаниям, влечениям, телесным проблемам. Речь идет о феномене смерти, неотвратимость которой – это самое достоверное, надежное, тайное, непостижимое из знаний. Сегодня не только западные, но и отечественные ученые широко обсуждают проблемы, в контексте которых право на жизнь и смерть оказываются сопряженными особенно тесно: аборт и репродуктивная технология, право матери не рожать ребенка, право рожать детей. Все эти проблемы группируются вокруг такого нового наукообразного понятия, как биоэтика. Одной из центральных проблем в современных биоэтических исследованиях является эвтаназия.

     Явление эвтаназии произошло с развитием общественного прогресса, а в частности науки и техники, связанной с поддержанием жизнедеятельности тяжело больных людей. Актуальность этой темы трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине малоизученности данной проблемы в трудах ученых-юристов и незакрепленности в государственно-правовых актах страны.

     Основная  задача моей работы – глубже понять, что такое эвтаназия, ее значение в мировой практике и в практике нашей стран, рассмотреть эту проблему с философской позиции и выработать свою точку зрения по поводу разрешения данной проблемы.

     Объём доклада составляет 23 страницы. Он состоит из 4-х глав. В главе Ι рассказывается о понятии «эвтаназия» и ее способах. В главе ΙΙ указана философская оценка эвтаназии. В главе ΙΙΙ отражены доводы, приведенные «за» и «против» эвтаназии. В главе IV рассмотрено законодательство РФ в области эвтаназии, и приведены результаты социологического опроса.

     Для написания доклада было использовано 11 различных источников, из которых 3 за последние 3-4 года, 2 из Интернета. 
 

     
  1. Понятие и способы эвтаназии

     В настоящее время юристов, медиков, да и все современное общество волнует целый ряд вопросов, ответы на которые до сих пор не найдены. Вправе ли человек распорядиться своей жизнью и вовсе отказаться от нее, обратившись к медицинскому работнику с просьбой о прекращении лечения в случае угрожающего жизни заболевания или состояния? Если пациент имеет на это право, то может ли врач, профессия которого обязывает его до конца бороться с болезнью, способствовать жизни, не прерывать ее, удовлетворить просьбу больного? Правомерно и гуманно ли отказывать безнадежно больному в его просьбе прекратить раз и навсегда его страдания? И не будет ли такой отказ расценен как применение к лицу пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращение, запрещенное международным правом и национальным правом многих современных государств? Это лишь небольшой круг вопросов, ответы на которые надо найти, чтобы решить такую глобальную проблему как гуманность применения эвтаназии. [1]

     Английский  философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) для обозначения лёгкой безболезненной смерти ввёл термин «эвтаназия» (от греч. euthanasia, eu – хорошо, thanatos – смерть), то есть хорошая, спокойная и лёгкая смерть, без мучений и страданий. Буквально термин «эвтаназия» переводится как «благоумирание», но сам термин стал означать не столько «благую» смерть саму по себе, сколько её причинение. [11]

     В медицинской, философской и правовой литературе она толкуется по-разному: «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие»; «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий»; «сознательное действие, приводящее к смерти безнадёжно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий». [6] Ни одно из приведённых определений нельзя признать исчерпывающим, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации эвтаназии. Первое определение не позволяет отграничить эвтаназию от самоубийства, совершаемого без участия другого лица. Второе не учитывает случаи, когда больной не в состоянии высказать свою просьбу (находится в коматозном состоянии). Третье определение содержит указание на действие, приводящее к смертельному исходу, и не охватывает случаи сознательного бездействия врача, имеющего целью не препятствовать естественному ходу событий и наступлению смерти пациента. Ни в одном из определений не говорится о субъекте, осуществляющем эвтаназию.

     Итак, эвтаназию можно определить следующим  образом: это умышленные действия или  бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося по медицинским показателям в угрожающем жизни состоянии, в результате которого должна наступить его смерть.

     Проблема  эвтаназии возникла не сегодня и не вдруг. Но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: «Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это». С недавнего времени, однако, у врачей всё чаще и чаще появляется готовность прибегнуть к этой практике, по крайней мере тогда, когда пациент сам просит о смерти. Как нам следует относиться к этой тенденции? Как к освобождению от устаревших запретов или как к некоей вседозволенности, которая одновременно неверна с моральной точки зрения и опасна на практике?

     Надо  сказать, что сам термин «эвтаназия» отличается крайней противоречивостью. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме эвтаназии. Различают эвтаназию пассивную и активную (критерий – позиция врача), добровольную и недобровольную (критерий – позиция пациента).

     Пассивная эвтаназия (или, как её ещё называют, «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти. На практике это достаточно часто встречается и у нас в стране. [3]

     В Израиле в конце 2005 г. легализована эвтаназия для смертельно больных пациентов, которая проводится с помощью машины. На аппарат искусственного дыхания крепится специальный таймер, который подаёт сигнал за 12 часов до отключения аппарата. В обычной ситуации лица, осуществляющие уход за пациентом, будут просто переключать таймер, и аппарат искусственного дыхания продолжит нормальное функционирование, но при соблюдении ряда строгих условий, включая согласие пациента или его законного попечителя, таймер можно будет оставить в действии, что приведёт к отключению аппарата. [8]

     Под активной эвтаназией («метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная инъекция).

     Активная эвтаназия может происходить в следующих формах:

     1) «убийство из милосердия» происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадёжно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата;

     2) «самоубийство, ассистируемое врачом», происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью;

     3) собственно активная эвтаназия может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает соответствующее устройство, как бы сам накладывает на себя руки.

     Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с его предварительно высказанного согласия (заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы стало широко распространённой практикой в США и некоторых других странах Запада). Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного. [3]

     Комбинируя  эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

     По  поводу первой ситуации (добровольная и активная эвтаназия) и четвёртой (недобровольная и пассивная) специалисты  высказываются как «за», так и  «против». По поводу третьей ситуации (недобровольная и активная эвтаназия) мнения, естественно, чаще всего бывают отрицательными. Те, кто высказывается в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду вторую ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной со стороны врача. [5]

     Итак, несомненно, что эвтаназия есть сознательное причинение смерти. Уголовное право нашей страны рассматривает эвтаназию как убийство, однако, на мой взгляд, это слишком жёсткое определение. Ведь умысел лица, совершающего определённые действия, состоит в оказании помощи тяжело больному человеку, чтобы уменьшить его страдания, к тому же по его собственной воле. [6] 
 
 

     
  1. Философская оценка эвтаназии

     Философский анализ проблемы эвтаназии – очень  важный раздел этой работы, так как  позволяет обсудить проблему со стороны  личной нравственности. Здесь я попытаюсь проследить три вопроса, выделяемых философами: священность жизни, убийство или позволение умереть и доктрину двойного эффекта.

     Священность жизни

     Обычно  люди, выступающие против практики эвтаназии, обращаются к принципу священности  всякой жизни как уникальной. Иммануил Кант выступает с философской защитой этой уникальности путём своего категорического императива. Сформулированный простыми словами, его принцип гласит, что мы должны всегда рассматривать разумные существа как конечную цель, а не средство для чего-то другого, некий «промежуточный этап». Я не вправе прерывать вашу жизнь только потому, что она затруднительна для вас. Кант мог бы добавить, что и вы не можете покончить со своей жизнью потому, что она стала вам невыносима. Данный поступок употребит волю для того, чтобы положить конец воле, что он считает противоречащим нашей разумной природе. Те, кто применяют принцип священности жизни к вопросу эвтаназии, очевидно, полагают, что прекращение жизни нравственно неправильно в любых обстоятельствах. [9]

     Убийство  или позволение умереть

     Второй  вопрос, который затрагивают философы в отношении эвтаназии, – это различие между убийством и позволением умереть. Некоторые авторы утверждают, что пассивная эвтаназия не является эвтаназией вообще, но данный подход – это только откладывание проблемы в сторону. Даже если позволение умереть не является эвтаназией, необходимо показать, почему это позволение нравственно и допустимо.

     Кодекс  Американской медицинской ассоциации гласит, что врачи никогда не должны прерывать жизнь. Но несмотря на это, врачи не обязаны продлевать жизнь, прилагая исключительные усилия, когда восстановление здоровья невозможно. Таким образом, представляется, что АМА делает два различия. Первое – между убийством и позволением умереть – заключается в том, что убийство запрещено законом, а позволение умереть разрешено. Второе – это отличие сверхъестественных усилий от обычных. [5] Так, например, использование дорогой системы поддержки жизни для тяжёлого коматозного пациента считается чем-то исключительным. Не ясно, однако, имеет ли цена лечения нравственное значение, если только не подходить к нравственности утилитарно. Поэтому мы должны вернуться к рассмотрению вопроса о противопоставлении: убийство – позволение умереть.

Информация о работе Эвтаназия – право человека или путь к духовной деградации общества