Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:01, реферат
Целью моего реферата является изучение теоретических вопросов возникновения, развития и путей решения межнациональных конфликтов, также преломление вопросов теории на примере отдельного межнационального конфликта с точки зрения непосредственного участника событий.
I. Введение
II. Основная часть:
1. Определение основных понятий.
2. Краткий обзор современных концепций возникновения, развития и путей решения межнациональных конфликтов:
а. Причины межнациональных конфликтов;
б. Типология межнациональных конфликтов;
в. Пути решений межнациональных конфликтов;
3. Возникновение, развитие и пути решения межнационального конфликта на примере Республики Таджикистан.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Институт
высшего профессионального
Кафедра
философии
Реферат по курсу:
«Философия»
на тему:
Выполнил:
студент заочной формы обучения
группа 4-08-2
Курбатов
Андрей Владимирович
Оценка:______________
Подпись:_____________
Москва - 2010
«Нет плохих народов – есть плохие люди»
Народная
мудрость
План
реферата
I. Введение
II. Основная часть:
1. Определение основных понятий.
2.
Краткий обзор современных
а. Причины межнациональных конфликтов;
б. Типология межнациональных конфликтов;
в. Пути решений межнациональных конфликтов;
3. Возникновение, развитие и пути решения межнационального конфликта на примере Республики Таджикистан.
III.
Заключение.
IV.
Список использованной
I.
ВВЕДЕНИЕ
Многонациональная среда – типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.
Сегодня достаточно свободный доступ к отдыху и работе за границей, обуславливает перемещение большого количества людей высоким процентом иммигрантов по всему миру, что постепенно привело к смешению всех народностей и национальностей. И, казалось бы, что в этом плохого, человечество не стоит на месте, а двигается и развивается. Но так ли это на самом деле? В действительно ли правильном направлении мы движемся, когда взяв сейчас любую сводку новостей, то и дело натыкаемся на сообщения о том, что где-то прошёл очередной митинг, акция протеста или теракт. Причём, отметим, что очень много из этих выступлений связанно именно с межэтническим вопросом (что доказывает несомненную актуальность данной темы). Даже создаётся впечатление, что людям разных национальностей трудно жить на одной планете без попыток доказать превосходство своей национальности над другими.
Вместе с тем при более глубоком взгляде на проблему межнациональных отношений можно заметить, что в основе конфликтов лежат глубинные противоречия, основанные на законах философии.
Если человек, пренебрегая физическими законами всемирного тяготения, оторвет от земли сразу обе ноги, он тут же будет наказан, упав на землю.
Также неотвратимо наказание, если люди пренебрегают объективным законом природы, по которому любая система диалектических противоположностей, выходя по той или иной причине из состояния равновесия, рождает «борьбу», направленную на восстановление утраченного равновесия.
Не является исключением и социальные системы противоположностей «индивид – индивид», «государство – государство», «нация – нация», нарушение равновесия, которых рождает «борьбу», которая может принимать разнообразнейшие формы: от беззлобной зависти между индивидами до вооруженных конфликтов между государствами и нациями.
В отличие от несоциальных систем, где их неравновесие сразу же, автоматически рождает «борьбу», в социальных системах рождение «борьбы» всегда опосредовано осознанием противоположностей. То есть «борьба» рождается через осознание индивидами, нациями и народами различного рода несправедливости, неравенства, неравноправности.
Вот почему так важно развивать сознание индивидов, наций и народов в направлении осознания того, что удовлетворение своих потребностей не должно препятствовать удовлетворению аналогичных потребностей себе подобной противоположностью. Непонимание этого, рождает социальные конфликты, неминуемо следует наказание за нарушение объективных законов природы.
Плохо только то, что в межгосударственных, межнациональных конфликтах чаще бывает так, что нарушают законы природы одни поколения, а расплачиваться приходится их детям, внукам и более далеким потомкам.
И такое не прямое, не непосредственное наказание сильно затрудняет осознание людьми причино-следственных связей в закономерностях рождения и развития подобного рода конфликтов.
Целью
моего реферата является изучение теоретических
вопросов возникновения, развития и путей
решения межнациональных конфликтов,
также преломление вопросов теории на
примере отдельного межнационального
конфликта с точки зрения непосредственного
участника событий.
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общности культуры. Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт вам нацию1.
Этнос (с греч. племя, группа, народ) — исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием.
«Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретных народов»2.
Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятия «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопределяющихся в отдельную территориально-государственную и (или) социокультурную систему.
А.Д. Карнышев считает, что «если взять шкалу, на одной стороне которой будут осознанные политические предпочтения людей, а на другой — их социально-психологические установки, то понятие «нация» более политизированное, обладающее повышенной «дифференцирующей мощностью». Каждая этническая группа может относиться к определенной нации, но одна она далеко не всегда составляет нацию. То, что понятие «нация» более политизированное и «официальное», хорошо иллюстрирует положение людей, так называемых смешанных этносов — карымы, метисы и т.п. К какой нации отнесут себя такие люди, чаще всего зависит от их осознанных политических и нравственных воззрений, а не только от формальной записи в паспорте. Кстати, русскими во многих зарубежных странах воспринимают представителей различных национальностей российского государства» 3.
Конфликт4 – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Основные подходы к пониманию конфликта:
- Столкновение сторон, мнений, сил. При таком подходе понятия «конфликт» и «противоречие» фактически сопоставимы по объёму.
- Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Субъекты
конфликтного взаимодействия – либо отдельный
человек, либо люди и группы людей.
2. КРАТКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ
КОНФЛИКТОВ.
А. Причины межнациональных конфликтов
За последние годы в различных частях света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Армении, Афганистане, Таджикистане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный характер. Они развёртывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками.
Как отмечалось ранее, первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаются в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие «несправедливости». Ставя в кавычки это слово, я имею в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, так как каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.
Так конфликтные ситуации в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлены многими причинами. Например, такими как:
- политические (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов),
- экономические (экономический кризис, безработица и т.д.),
- социально-психологические (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм),
- территориальные и многие другие.
Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая всего комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, происходят межнациональные сравнения; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении.
Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал-политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм бесперспективны и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова. Ведь, что может быть легче, чем иметь общий объект отрицания и усвоить общую «идеологию кривды», во имя которой следует этот объект отвергнуть?
Сказать, например, что во всех несчастьях мира - и прежде всего каждой души - виноваты евреи, немцы, арабы, негры, цыгане, вьетнамцы или чехи. И всегда найдётся достаточное число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно проиллюстрировать мысль, что именно они во всём виноваты.
Информация о работе Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве