Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:01, реферат
Целью моего реферата является изучение теоретических вопросов возникновения, развития и путей решения межнациональных конфликтов, также преломление вопросов теории на примере отдельного межнационального конфликта с точки зрения непосредственного участника событий.
I. Введение
II. Основная часть:
1. Определение основных понятий.
2. Краткий обзор современных концепций возникновения, развития и путей решения межнациональных конфликтов:
а. Причины межнациональных конфликтов;
б. Типология межнациональных конфликтов;
в. Пути решений межнациональных конфликтов;
3. Возникновение, развитие и пути решения межнационального конфликта на примере Республики Таджикистан.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
В этот период власть была практически полностью парализована и политическое противостояние переросло в гражданскую войну. К октябрю 1992 года потери с обеих сторон составили 15-20 тысяч убитыми и несколько десятков тысяч ранеными (преимущественно мирных жителей), сотни тысяч жителей стали беженцами. Экономика Таджикистана оказалась парализована.
В то же время к концу 1992 года «Кулябцам» и «ленинабадцам», сформировавшим в середине осени свою политическую организацию — Народный фронт, удалось удержать под контролем северные и южные районы страны.
В ноябре 1992 года, в условиях, когда под контролем коалиционного правительства Душанбе оставались только столица и некоторые горные регионы, оно было вынуждено уйти в отставку. 16 ноября 1992 года таджикский парламент собрался на сессию в селе Арбоб под Ходжентом. Главой страны здесь был избран Эмомали Рахмонов («кулябец»). Его политический лозунг «Я приведу Вас к миру!».
При поддержке Узбекистана, Народный Фронт стал наступать на Душанбе и 5 декабря 1992 года бойцы Народного фронта практически без боя заняли Душанбе.
По
столице вновь прокатилась
Разделение страны на две части (лето 1993)
29 марта 1993 года был убит один из лидеров Народного фронта, «полевой командир» Сангак Сафаров. 11 апреля при таинственных обстоятельствах умер Рахмон Набиев. За этим последовала целая серия убийств политических, военных, экономических лидеров. Продолжилась массовая эмиграция из страны — в частности, Таджикистан покинули почти все русские, а значительные массы населения искали убежища на территории Афганистана.
С апреля началось проникновение вооружённых отрядов с территории Афганистана.
В
конфликте активно участвовали
и представители силовых
В этот же период в урегулировании конфликта активное участие начинают принимать и посредники:
-
политические лидеры
-
международные политические (Организация
объединенных наций и её
-
международные
Фактически основная часть войны закончилась к лету 1993 года, страна оказалась разделённой на две части примерно по рубежу реки Вахш. Несколько раз оппозиция предпринимала попытки провести наступления, но без особого успеха.
Попытки активизации оппозиции и переговоры о примирении (1994 – 1996 г.г.)
Год 1994-й - оппозиция пыталась активизироваться, но не достигла ощутимых успехов. Обострились отношения между «кулябцами» и «гиссарцами», пользовавшимися поддержкой Узбекистана.
В апреле 1995 оппозиция начала контрнаступление, которое, однако, снова не принесло им успехов.
Всё это время проводилось много раундов переговоров, но лидеры сторон сами не имели чёткой позиции. Тогда же Демократическая партия, распалась на несколько блоков - «платформ", одна из которых стояла за вооруженное противостояние, а другая за урегулирование конфликта дипломатическими средствами. В результате оппозицию стали представлять разрозненные группы полевых командиров - "каратегинский", "комсомолабадский", "таджикабадский", "гармский".
23 декабря 1996 г. в Москве подписано временное соглашение, под которым поставили подписи Эмомали Рахмонов (действующий глава государства) и Саид Абдулло Нури (глава Объединённой таджикской оппозиции), которое предусматривало включение оппозиции в правительство (т.н. 30 % квота). В ходе реализации достигнутых соглашений 4498 бойцов оппозиции назначены на интеграцию в силовые структуры, 5377 членов оппозиции подлежали безусловной амнистии.
Примирение 1997 года
27 июня 1997 года в Кремле, на девятой по счету встрече между представителями противоборствующих сторон было подписано окончательное мирное соглашение. Президентом Таджикистана остался сторонник светского правления Эмомали Рахмонов, однако оппозиция получила места в парламенте, административные должности, директорские посты на различных крупных предприятиях, а рядовые бойцы сил оппозиции вошли в состав армии. Начался процесс возвращения беженцев из Афганистана.
После примирения обстановка в стране постепенно стабилизировалась. Однако, часть представителей оппозиции (т.н. «непримиримые») продолжали вести активную вооружённую борьбу до 2001 года, а некоторые из них не сложили оружие и до настоящего времени.
Итоги войны
За время войны экономика страны была подорвана. Таджикистан стал одной из беднейших стран мира. Огромное количество беженцев покинуло страну. Многие таджики эмигрировали в Афганистан. Хотя конфликт почти не принимал антирусской направленности, почти всё русское население, а также немцы, украинцы, евреи и другие представители некоренных народов вынуждены были искать убежища в России и других странах. Большое число таджиков, из-за неспособности прокормить свои семьи, вынуждены были стать трудовыми мигрантами.
По
оценкам экспертов, за время войны погибло
100-150 тысяч человек, стали беженцами более
300 тысяч человек, а материальный ущерб
оценивается более чем в 7 миллиардов
долларов.
Вывод.
Кратко резюмируя всё вышеизложенное можно разложить конфликт в Таджикистане буквально по полочкам.
I. Причины конфликта – глубинные противоречия экономического, политического, этнического характера, умело использованные определёнными людьми для достижения своих политических (захват власти) и экономических (установление контроля над наиболее значимыми промышленными объектами и финансовыми потоками) целей.
II. Типология данного конфликта многообразна, но в основе его лежали экономические и политические устремления определенных групп людей умело наложенные на существующие противоречия.
III. Для решения имевшихся противоречий были использованы все возможные средства, но наиболее эффективными из них оказались:
-
переговорный процесс в ходе,
которого в сознание
-
участие в урегулировании
III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закон равенства и борьбы социальных противоположностей определяет все многообразие взаимоотношений между индивидами, нациями и государствами. Степень же осознания индивидами и общественным сознанием наций и государств необходимости частичного ограничения собственных притязаний для создания возможности удовлетворения аналогичных потребностей себе подобной противоположностью определяет уровень интеллигентности людей и цивилизованности обществ.
Необходимо помнить: самая стабильная система противоположностей в природе это система равноценных, равноправных противоположностей.
Атом, материя, вселенная - все это стоит на равновесии между отрицательным электроном и положительным протоном. Уничтожьте это равновесие - и Мир рухнет как карточный домик.
Все физические системы стремятся к выравниванию всех своих параметров: температуры, плотности, концентрации, уровня, т.е. стремятся к термодинамическому равновесию.
Вся неразумная природа стремится к равновесию. Один только человек разумный (Homo sapiens), поделив Мир на "моё" и "не моё", где "моё" явно и всегда превалирует над "не моё", вновь и вновь посредством этого неравновесия рождает условия уничтожения разумных людей разумными же людьми. И разума пока еще, к сожалению, не хватает для осознания того, что необходимо создавать условия равноценности, равноправности наций.
И
обиднее всего то, что это море
крови в межнациональных
Но на данном этапе развития общественного сознания происходит противопоставление принципов, определяемых понятиями "целостность территории" и "самоопределение наций", и каждая из конфликтующих сторон придерживается одной из противоположностей, что делает национально-территориальные проблемы абсолютно неразрешимыми.
Путь мирного решения этих проблем один – развитие мирового общественного сознания в направлении осознания ошибочности противопоставления этих принципов.
Принцип
самоопределения наций
Принцип нерушимости границ и целостности территории государства базируется на международной правовой норме о государственном суверенитете, означающем неправомерность никакого иного государства нарушать границы и целостность территории данного государства.
То есть государство суверенно по отношению к себе подобному образованию. Но оно не может быть суверенным по отношению к собственному народу и их различным объединениям, включая компактно проживающие национальные меньшинства.
Всеобщий закон социальной справедливости требует признания за компактно проживающей нацией права собственности на территорию своего проживания.
Внедрение этого принципа в мировое общественное сознание и в международные правовые документы есть единственная возможность того, что когда-нибудь, хотя бы в далекой перспективе, человек разумный (Homo sapiens) прекратит, наконец, уничтожать себе подобных хотя бы в борьбе за территории.
Других путей прекращения позорящей человечество бойни за территории не существует.
Мирное сосуществование наций возможно только при их равноправии в возможности иметь право на реализацию своих национальных устремлений.
И
ключевым понятием в этой формуле
является понятие "иметь возможность",
ибо часто для ощущения равноправия достаточно
осознания нацией того, что она имеет возможность,
имеет право, проведя референдум, реализовать
свои национальные устремления.
Информация о работе Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве