Шарль Луи Монтескье о принципе разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

В этом же трактате Монтескье излагает свою теорию разделения властей. Теорию разделения властей Монтескье невозможно рассматривать в отрыве от его политических и правовых взглядов.
Целью данной работы является: раскрыть основные положения теории разделения властей Ш. - Л. Монтескье, предварительно рассмотрев его взгляды на государство и право.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Идея о разделении властей в правовых и политических взглядах
Ш. - Л. Монтескье……………………………………………………………….5
Глава 2. Учение Ш. - Л. Монтескье о разделении властей ………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

монтескье.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тверской  филиал 

Юридический факультет 
 
 

Реферат 
 

Студентки IV курса юридического факультета

Группы  № Ю-435 специальность юриспруденция

Шардаковой Татьяны Александровны

Учебная дисциплина: Философия права

Тема: «Шарль Луи Монтескье о принципе разделения властей» 
 
 

Оценка_____________________

Преподаватель: д. ф. н., проф. Иванов Н. И. 
 
 
 

Тверь 2012 

      Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Идея о разделении властей в правовых и политических взглядах

Ш. - Л. Монтескье……………………………………………………………….5

Глава 2. Учение  Ш. - Л. Монтескье о разделении властей ………………….16

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………23 

 

     Введение. 

      Разделение  властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная  власть должна быть разделена на независимые  друг от друга (но при необходимости  контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную1.

      Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались  еще Аристотелем. В четвертой  книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей  в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей  представляет отдельный орган.

      Дальнейшее  развитие теории разделения властей  связано с именами Джона Локка  и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескье (1689 - 1755). Именно, начиная с XVIII, принцип разделения властей получает признание во многих государствах и становится частью начинавшей формироваться теории правового государства. И сегодня проблема разделения властей в правовом государстве не потеряла своей актуальности.

      Развитие  теории разделения властей  во Франции  в середине ХVIII века  было связано, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление концепции разделения властей связывают с именем Ш. - Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордосского парламента — судебного учреждения).

      Учение  Монтескье принадлежит идеологии  Просвещения.  В работах мыслителя: «Размышления о причинах величия  и падения римлян» (1734 г.), «О духе законов»  (1748 г.), «Защита «О духе законов» (1750 г.) отразились все основные черты просветительства.

      Теологическая и абсолютистская концепции государства  и права подвергнуты глубокой критике  в основном  труде  Монтескье «О духе законов».

        В этом же трактате Монтескье  излагает свою теорию разделения  властей. Теорию разделения властей  Монтескье невозможно рассматривать  в отрыве от его политических  и правовых взглядов.

      Целью данной работы является: раскрыть основные положения теории разделения властей Ш. - Л. Монтескье, предварительно рассмотрев его взгляды на государство и право.

 

       1. Идея о разделении властей в правовых и политических взглядах

      Ш. - Л. Монтескье. 

      Теория  разделения властей Монтескье вытекает из его взглядов на природу государства  и права, на сущность  существующих форм государственного правления.

      По  Монтескье, естественное состояние  — это мирная жизнь людей в  семье. Вражда между людьми возникла на более поздних этапах развития человеческого общежития.

        Всеобщая война людей друг с другом поставила общество перед дилеммой: или погибнуть в противоречиях, или стать государственно-организованным обществом, где объединятся не только воли, но и силы всех его членов, а отношения между людьми будут регулироваться, прежде всего, положительными законами, выполнение которых станет обязательным для всех граждан государства, поскольку правительство получит возможность силой заставить нарушителей исполнять законы. Тем самым общество превратилось в государство.

      Государство необходимо появляется тогда, когда  возникшее в обществе людей состояние  войны не может быть прекращено без насилия.

      Хотя  возникшее государство вытекает из состояния вражды, его наличие  предполагает согласие всех людей стать  гражданами государства. В свою очередь, соглашение об образовании государства  в учении Монтескье не произвольное, а опосредовано действием различных  факторов общественного развития, концентрированным  выражением которых был дух народа.

        Монтескье по-новому трактует  содержание общественного договора  между народом и правителями.  Его предшественники понимали  этот договор как своеобразную  сделку, где ясно определяются  взаимные права и обязанности  сторон, после чего народ не  вправе изменить без согласия  правителей форму правления и  условия договора. В концепции  Монтескье общественный договор представляет собой не сделку, а лишь вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть. Он вправе без согласия правителей изменить форму правления, если те злоупотребляют полученной властью и правят тиранически.  Для Монтескье интересы государства и его граждан выше интересов государя. 

        Наличие в государственно-организованном  обществе права — важнейший  признак, отличающий государство  от иных ступеней развития  форм человеческого общежития.  Монтескье часто утверждал, что  государство есть общество, в  котором есть законы. Он называл  его великой семьей, охватывающей  отдельные семьи, где отношения  между людьми регулируются, прежде  всего, положительными законами. 

      Положительные законы народов, образовавших государства, определяют и обеспечивают основные блага в обществе.  Главная  задача государства — силой заставить  отдельных членов общества выполнять  законы, выражающие общее благо, примирить  социальные противоречия, состояние  войны людей друг с другом и  направить борьбу между людьми в  законное русло.

        По Монтескье, на  правительствах  лежит обязанность гарантировать  всем подданным государства защиту  их законных интересов. Он критикует  одобряемую абсолютистским государством  и католической церковью систему  опеки бедных, исходящую не от  правительства, а от частных  лиц, считая это прямой обязанностью  государства.  При этом основным  руководящим принципом деятельности  государства он называет благо  народа, которое «есть верховный  закон»1.

      Правовой  подход к изучению генезиса, сущности и задач государства привели  Монтескье к выводу о том, что  государство как институт справедливо  по природе. Несправедливости, произвол, которые он видел в истории, присущи  не государству вообще, а его должностным  лицам и правительствам, которым подданные не противодействуют успешно в силу характерных особенностей их общего духа.

      Монтескье различает государство как союз граждан и государство как  совокупность должностных лиц. «Общество  не может существовать без правительства»,—  писал он. В тоже время, у правительства появляется реальная возможность использовать общую силу государства - армию, полицию и т. п. - в своих корыстных целях и тем самым извратить сущность государства как справедливого института, выражающего и защищающего всеобщее благо. В таких случаях правители из слуг граждан государства превращаются в их господ, а сами граждане теряют свои неотъемлемые права на свободу, равенство, собственность и становятся рабами правителей, как это имело место в деспотических государствах. Вот почему основное внимание в учении о государстве Монтескье уделил проблемам форм правления и разделению властей, поскольку он расценивал существовавшие в истории государств зло и произвол не как сущностные характеристики государства, а как результат их извращения правителями.

      В учении Монтескье формы правления, прежде всего, делятся не по числу  лиц, которым вручена государственная  власть, а по характеру политических и иных отношений  между правителями  и управляемыми, где значительное место уделяется правовому оформлению политических отношений. У Монтескье  впервые в истории политико-правовых учений прослеживается тесная связь  политических и правовых явлений  в социальной жизни людей. Важное значение в концепции Монтескье имеет его анализ форм правления в их соотношении с различными факторами общественного развития, где тому или иному обществу  может соответствовать лишь какая-либо  одна   из   форм  правления.

      Для классификации форм правления Монтескье  использовал два понятия: природа  правления и принцип правления.

      По  природе правления Монтескье делит государства на республики, монархии и деспотии. При этом республики и монархии являются умеренными формами правления. Их природа представляет собой политические отношения между правителями и управляемыми, регулируемые положительными законами государств. Эти законы есть результат проявления разума при учреждении таких государственно-организованных обществ. Монтескье особо подчеркивает, что в монархиях, хотя в них и правит одно лицо, государь управляет на основании установленных, неизменных законов.  Кроме того, государственная власть в умеренных формах правления не концентрируется в одних руках, а распределяется и разделяется между различными государственными органами и магистратами, что делает форму правления более прочной, стабильной.  Монтескье писал о необходимости увеличения числа носителей власти как факторе, обеспечивающем безопасность и стабильность правительства.

        В умеренных формах правления  многие отношения между правителями  и управляемыми определяются  и регулируются законами, в которых  четко устанавливаются взаимные  обязанности сторон. Наличие законов  дает возможность подданным осуществлять  контроль за действиями правительства, а также одним должностным лицам — за деятельностью других. Ничего подобного не существует в деспотии, где отношения имеют одностороннюю направленность — от деспота к подданным. Государь при таком правлении ничем не обязан своим подданным, тогда как последние, обязаны ему всем: жизнью, собственностью, свободой.

      В деспотических государствах, согласно Монтескье, управляет один человек  на основании своей воли и прихоти. В этом государстве нет основных законов, а само правление противоречит разумной и свободолюбивой природе  людей. Природа деспотии — не политические отношения между государем и  подданными, а отношения господина  и рабов. Это правление - результат проявления страстей, а не разума при учреждении государства, последствие заблуждений и малой просвещенности у законодателей. Государственный строй деспотии отличается простым устройством и отсутствием распределения власти между различными органами и магистратами.

      Природа умеренных правлений как политико-правовых отношений между правителями  и подданными ведет к установлению в таких государствах свободы  и равенства между гражданами, обеспечению их безопасности, защиты собственности. Напротив, в деспотических  формах правления все люди становятся рабами, «ибо в этом государстве  всякий тиран в то же самое время  и раб».

        По принципу правления Монтескье классифицирует государства на демократии, аристократии, монархии и деспотии.  

      Природа и принцип правления находятся  в связи друг с другом и взаимно  дополняют друг друга. 

        Принцип правления — та сила, которая обеспечивает целостность  и стабильность природы правления. 

      Принцип каждой формы правления создает  в государстве состояние равновесия в отношениях между правителями  и управляемыми. В свою очередь, страх  среди подданных подавляет их волю к борьбе, чем сохраняется равновесие в отношениях между государем и подданными и природа деспотии. 

      В учении Монтескье взаимосвязь понятий  природы и принципа выражается законом  соответствия природы правления  ее принципу. Изменения в природе  формы правления ведут к замене ее принципа, и, наоборот, изменения  в принципе, в конечном счете, приводят к замене природы правления. 

Информация о работе Шарль Луи Монтескье о принципе разделения властей