Шарль Луи Монтескье о принципе разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

В этом же трактате Монтескье излагает свою теорию разделения властей. Теорию разделения властей Монтескье невозможно рассматривать в отрыве от его политических и правовых взглядов.
Целью данной работы является: раскрыть основные положения теории разделения властей Ш. - Л. Монтескье, предварительно рассмотрев его взгляды на государство и право.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Идея о разделении властей в правовых и политических взглядах
Ш. - Л. Монтескье……………………………………………………………….5
Глава 2. Учение Ш. - Л. Монтескье о разделении властей ………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

монтескье.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

      Эти категории в концепции Монтескье  в определенной мере показывают характер взаимосвязи формы государства  и социально-психологического состояния  соответствующего ей общества; определяют те приемы и методы управления, которые  характерны для должностных лиц  государства. В этом смысле категории  природы и принципы правления  Монтескье предвосхищают собой понятие политического режима как составной части учений о формах государства. 

      Демократия — умеренная форма правления. В демократии верховная власть принадлежит всему народу. Природа демократии — это политико-правовые отношения, где «народ в некоторых отношениях является государем, а в некоторых отношениях — подданным».

      Из  природы демократии Монтескье выводит  ее политико-юридическую структуру. Основным учреждением демократии является народное собрание, где народ путем  голосования своей волей создает  законы и принимает решения по основным вопросам управления государством. Здесь же народ выбирает должностных  лиц в сенат или совет, которые  в перерывах между собраниями ведают делами государства и готовят  вопросы, проекты решений для  народных собраний. Монтескье считал нецелесообразным участие всего  народа в народном собрании и предлагал, по примеру античных законодателей, ограничить число лиц из народа, имеющих право участия в собраниях. Кроме того, народ должен быть разделен как носитель верховной власти на различные классы, от чего зависит  «прочность и процветание республики».

      Помимо  сената или совета в демократической  республике важное значение имеет институт судей, которые, по Монтескье, должны быть отделены и независимы от других должностных лиц. Судьи в демократии осуществляют только правосудие. Характерным для этой формы правления является институт цензоров, осуществляющих надзор за действиями и нравами народа, сената, должностных лиц.

      В демократии при помощи закона четко  определяется компетенция всех учреждений, их права и обязанности. Эти учреждения должны находиться в отношениях необходимого взаимного контроля и зависимости.  В результате такого распределения  государственной власти, взаимоконтроля и зависимости учреждений и руководителей  демократии, правового характера  деятельности властей уменьшается  возможность для учреждений и  должностных лиц править произвольно, злоупотреблять властью. При таком устройстве различные органы демократии взаимно сдерживают друг друга от нарушений законов и злоупотреблений, чем обеспечивается стабильность и прочность государства. Принципом демократии является политическая добродетель, представляющая собой любовь к отечеству и равенству.

      Государственный строй аристократии, являющейся разновидностью республики, Монтескье определял тем, что в ней верховная власть находится в руках группы лиц. Эти лица выделяются из народа в силу своей знатности, богатства или иных преимуществ перед другими людьми. Он утверждал, что это такое правление, «которое уже установило самые прискорбные различия между людьми».

      В основе аристократии лежат такие  политико-правовые отношения, где правящие лица из аристократии относятся к  другим, членам этого сословия как  народ между собой в демократии, тогда как народ к аристократам — как в монархии подданные к государю. Эта форма правления, по Монтескье, должна иметь различные учреждения для осуществления политической власти и ее распределения между должностными лицами из аристократии. В аристократической республике законодательством должна быть регламентирована деятельность собрания аристократов, сената, цензоров, судей.

      Монтескье указывал на обширность власти аристократического сословия, что могло привести к  злоупотреблениям и произволу должностных  лиц. В этом заключается слабость аристократического правления, а ее стабильность и жизненность зависят  от того, в какой степени она  близка к демократии. Для упрочения  аристократического строя правящее сословие должно, насколько это возможно, сближаться с народом.

      Принципом аристократического правления Монтескье  называл умеренность, которая сдерживает аристократию от произвольного правления  и тем самым сохраняет стабильность данного строя. Монтескье считал, что посредством умеренности  аристократия заставляет забыть народ  о своем бессилии в управлении государством, а сама руководит в соответствии с законами страны. Он называл ряд правовых гарантий, способствующих сохранению умеренности в аристократической республике: запрещение сбора налогов или податей знатью, запрещение права выбора в сенат самими членами сената, ограничение роскоши и др. По Монтескье, надо при помощи законов сделать так, чтобы богатство было столь же тягостно, как и бедность. Важное значение имеют законы, запрещающие наследование власти. Гибель аристократии мыслитель связывал с утратой принципа законности.

      Государственный строй монархии определяется тем, что верховная власть в ней вручается одному лицу при наличии основных законов в государстве. Эти основные законы составлялись первыми королями на всенародных собраниях. Они превратили монарха в лицо, заставляющее исполнять законы, в блюстителя и исполнителя основных законов. Природа этого правления характеризуется политико-правовыми отношениями между государем и его подданными, которые лишены права непосредственного участия в управлении. Однако монархия — умеренное правление, поскольку ее основные законы «необходимо предполагают существование посредствующих каналов, по которым движется власть, так как если в государстве нет ничего кроме изменчивой и капризной воли одного, то в нем ничего не может быть устойчивого, а, следовательно, не может быть и никакого основного закона.

      Этими «посредствующими каналами» являются определенные права, прерогативы различных  сословий, закрепленные в конституции  страны, которые монарх не может  нарушить или отменить. Монтескье  наделяет ими дворянство, духовенство, горожан, которые превращаются в  политические сословия и своими правами  в определенной степени ограничивают власть монарха.

      Много внимания уделял Монтескье анализу  деятельности судей в монархии, которые  в этой форме правления должны быть независимы от государя, что обеспечит подданным определенную степень свободы, безопасности, защиту их собственности.

      Кроме того, Монтескье считал, что в монархиях должны быть учреждения, сохраняющие чистоту первоначальных законов, поскольку совет государя по своей природе не годится для такой цели. Этими учреждениями могли бы быть учреждения, похожие на средневековые парламенты. Парламенты во Франции обладали правом ремонстрации — правом отказа от регистрации королевских актов, не соответствующих, по их мнению, праву и обычаям данной провинции или законам страны.

      В монархии не может быть речи о том, чтобы граждане ставили общие  блага выше личных. Здесь все люди заботятся лишь о своих интересах, собственной выгоде.

      Деспотия — антипод государства с умеренными формами правления — республик и монархий. Для её природы характерно отсутствие политико-правовых отношений между правителями и управляемыми; их отношения представляют собой отношения между господином и рабами, где «человек есть существо, повинующееся существу повелевающему... Здесь у человека один удел с животными: инстинкт, повиновение, наказание».

      В деспотии отсутствуют основные законы. Государь правит по своей капризной  изменчивой воле, передавая власть визирю и своим чиновникам, которые  этой властью пользуются бесконтрольно  и произвольно.

      Деспотическая форма правления во многом есть результат  невежества народа, отсутствия просвещения, политических знаний при учреждении государства, когда законодатели не смогли разумно разделить, распределить, ограничить и уравновесить различные  власти и руководствовались страстями, а не разумом при создании формы  правления.

      Деспотизм может возникнуть и тогда, когда  правители страны используют армию  против собственного народа.  Деспотическое  правление пагубно не только для  подданных, но и для самих государей.   Государственный строй деспотии, согласно Монтескье, отличается чрезмерной концентрацией власти в руках государя и его слуг. В ней отсутствуют законы о престолонаследии, и государь сам назначает себе наследника. Для законодателя и судей здесь нет места. Более того, в деспотии правитель является единоличным судьей, действуя тем самым во вред самому себе.

      Принцип деспотического правления вытекает из образа жизни людей этого государства, где крайности в имущественном  распределении достигли своей высшей степени, а корыстные интересы людей  приводят к тому, что они «побуждаются к деятельности лишь надеждой на увеличение своих житейских удобств».  Воспитание, в деспотии направлено на формирование в людях духа рабства. 

      Религия страны — один из факторов, влияющих на формы правления. Магометанская религия характерна для деспотических форм правления, тогда как христианская религия существует чаще всего в умеренных формах правлении. При этом в протестантских странах, как правило, возникают республики, а в католических странах — монархии. 

      Нравы, обычаи, черты характера того или  иного народа также влияют на форму  правления, которая должна им соответствовать. Монтескье считал, что несоответствие государственного строя нравам, обычаям, чертам характера народа ведет к  тирании мнения, «которая дает себя чувствовать, когда правители вводят порядки, противные образу мыслей народа».

      Большое значение в определении формы  правления имеет образ жизни  народа, объединяющегося в государство, характер его основных занятий: пастушество, земледелие, ремесло, торговля. У земледельческих  народов зачастую возникает правление  одного, тогда как занятие народа ремеслами и торговлей предполагает установление республиканской формы  правления. 

      На  формы правления влияют факторы  географической среды, среди которых  значительное внимание Монтескье уделил климату, почве, ландшафту, величине страны.

        Разумный законодатель, по мнению  Монтескье, должен учитывать весь  комплекс факторов, определяющих  формы правления, но он способен  преодолеть отрицательное влияние  на дух народов этих факторов, в том числе и географических.

        Примером такой деятельности  законодателей является наличие  в истории государств сложной формы правления - федеративной республики.    

 

       2. Учение Ш. - Л. Монтескье о разделении властей. 

      В трудах Монтескье теория разделения властей получила классическую формулировку.

      Цель  разделения властей — гарантировать  безопасность граждан от произвола  и злоупотреблений властей, обеспечить политическую свободу.

      В одиннадцатой и двенадцатой книгах трактата «О духе законов» мыслитель   рассматривает вопрос о политической свободе и формулирует свой конституционный  проект переустройства французского абсолютизма.

      Политическую  свободу Монтескье определяет как  «право делать все, что дозволено  законами. Если бы гражданин мог  делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так  как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

      Связь политической свободы с правом и  его реальным осуществлением подчеркивается Монтескье и в другом определении свободы, где она характеризуется по отношению к гражданину и выступает как безопасность последнего, определяемая действием в государстве справедливых уголовных законов.

      Важно также соблюдать принцип соответствия наказания преступлению. Свобода, в  концепции Монтескье, обеспечена там, где уголовные законы налагают кару в соответствии со специфической  природой самих преступлений. Тем  самым наказание не будет зависеть от произвола и каприза законодателя и перестанет быть насилием человека над человеком.

      Кроме того, для обеспечения свободы  необходимы и определенные судебные формальности (процессуальные правила  и формы) в такой степени, чтобы  они содействовали целям реализации закона, не превращаясь при этом в препятствие.

      Следовательно, по Монтескье, свобода достижима  лишь в государстве, где все отношения  опосредованы правом. Таким государством, полагает он, может быть только государство умеренного правления: демократия, аристократия и монархия, которые характеризуются господством законов. В деспотии нет законов, а значит, нет и политической свободы, там царствуют произвол и рабство. Но и умеренные государства, по мысли Монтескье, могут стать деспотическими, если право, определяющее политическую свободу, не будет превалировать над волей правителей. Итак, право в развиваемой теории есть мера свободы. Поэтому если в конституциях умеренных государств не будут предусмотрены гарантии обеспечения верховенства права, препятствующие злоупотреблениям властью и нарушению законов, политическая свобода в них также утрачивается.

      Верховенство  права, в концепции Монтескье, может  быть  обеспечено лишь разделением властей таким образом, чтобы они могли бы взаимно сдерживать друг друга. Свобода возможна при  любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения верховной власти на законодательную, исполнительную  и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга. Разделение властей в учении Монтескье наряду с правом становится критерием различения форм правления. В конституциях всех государств  умеренного правления в той или иной мере закреплено разделение властей. В деспотиях же его нет.

Информация о работе Шарль Луи Монтескье о принципе разделения властей