Шарль Луи Монтескье о принципе разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

В этом же трактате Монтескье излагает свою теорию разделения властей. Теорию разделения властей Монтескье невозможно рассматривать в отрыве от его политических и правовых взглядов.
Целью данной работы является: раскрыть основные положения теории разделения властей Ш. - Л. Монтескье, предварительно рассмотрев его взгляды на государство и право.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Идея о разделении властей в правовых и политических взглядах
Ш. - Л. Монтескье……………………………………………………………….5
Глава 2. Учение Ш. - Л. Монтескье о разделении властей ………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

монтескье.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

      Монтескье исходит из принципа разделения полномочий в процессе осуществления власти в государстве, которому придается  политический смысл. «В каждом государстве, — пишет он, — есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами  международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского»1. Подобное деление власти мыслитель в первую очередь связывал  с целями конституции государства.

      Вместе  с тем разделение властей —  не только политическое разделение труда, закрепленное в конституциях, но и  распределение власти между различными социальными слоями, отражающее сложившееся их соотношение.

      Итак, свободное государство, по Монтескье, теоретически должно основываться на принципах разделения властей, взаимного  сдерживания властей от произвола, распределения верховной власти между различными социальными слоями общества.

      В соответствии с конституционным  проектом Монтескье законодательная власть является лишь выражением общей воли государства. Ее основное назначение — сформулировать право   в виде положительных законов государства, обязательных для всех граждан. Лучше всего, считает Монтескье, когда законодательная власть принадлежит всему народу. Однако в таких государствах, как Франция, это невозможно из-за больших размеров территории и наличия различных социальных сил, в том числе и знати. Поэтому законодательную власть целесообразно вручить собранию представителей народа и собранию знатных.

      Исполнительная  власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью. Именно в связи с этим Монтескье утверждает, что «исполнительная власть ограничена по самой своей природе...». Ею наделяется, прежде всего, монарх, поскольку данная «сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многими». Исполнительную власть могут осуществлять и другие лица, но только не члены законодательного собрания, так как это привело бы к утрате свободы.

      Судебная  власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц», тогда как обе другие регулируют общие дела государства. В силу этого свобода и безопасность граждан зависят, прежде всего, от четкого функционирования судебной власти. Монтескье предлагает передать судебную власть лицам из народа, которые созывались бы по мере необходимости для осуществления судебных полномочий. Последние не должны быть связаны с профессией, богатством, знатностью. Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Именно учитывая специфику данного рода деятельности, Монтескье утверждает, что судебная власть в известном смысле не является властью. Поэтому в его проекте она не сдерживается никакой другой властью. В отличие от нее законодательная и исполнительная власти, также имея правовой характер, все же могут злоупотреблять своим положением, допускать произвол, что приводит к ликвидации свободы и безопасности граждан. Чтобы избежать подобных нежелательных последствий, они должны быть не только разделены, но и наделены правом приостанавливать и отменять решения друг друга.

      Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое, в конечном счете, отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов  различных социальных слоев и  сил. Тем самым Монтескье делает попытку примирить враждующие социальные силы Франции середины XVIII в. компромиссной конституцией, разделив между ними верховную власть. Согласно его концепции каждая социальная сила имеет свой орган, выражающий ее интересы и обладающий частью власти. Представительное собрание призвано выражать интересы народа, законодательный корпус — знати, исполнительная власть — монарха. Все они в лице соответствующих органов наделяются различными полномочиями, применение которых должно быть взаимно согласовано. 

      Палаты  законодательной власти (представительное собрание и законодательный корпус) заседают раздельно, а законы принимаются  лишь при взаимном согласии. Законодательное  собрание не только издает законы, но и  контролирует их исполнение государем  и его министрами. За нарушение  законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к  ответственности. В свою очередь  исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную  власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание. Личность монарха объявляется священной.

      Конечно, взаимные сдерживающие полномочия властей, подчеркивает Монтескье, могли бы привести к их бездействию. Но так как необходимое  течение вещей заставит их действовать, то они будут вынуждены действовать  согласованно. При этом  гармоничность  их взаимодействия, по Монтескье, обеспечивается верховенством законов: само государство, в котором осуществлено разделение властей, реализует свои функции  в правовой форме. В этом смысле Монтескье  можно назвать одним из предшественников теории правового государства.

      Законодательная власть играет доминирующую роль: она  создает законы, являющиеся выражением общей воли, права в государстве, а обе другие власти лишь реализуют  и исполняют законы, их деятельность носит подзаконный характер.

      Законодательная власть, находящаяся, прежде всего, в руках представителей народа, у Монтескье выше исполнительной. Судебная власть также закрепляется за представителями народа. Тем самым в конституционном проекте Монтескье недостаточно чётко проводится идея разделения властей.

      Во  времена Монтескье особенно актуально  было следующее положение его  теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная — монарха, верхняя  палата законодательного собрания —  аристократии, нижняя палата собрания — интересы народа. Тем самым  автор теории разделения властей  стремился достигнуть компромисса  в борьбе буржуазии и приверженцев абсолютизма. 

 

       Заключение. 

      Исторические  судьбы теории разделения властей Монтескье  во Франции, оценка и трактовка последней  различны в зависимости от соотношения  политических сил в обществе и  тех социальных позиций, которые  занимали и занимают ее интерпретаторы. Официальная идеология абсолютной монархии Франции того времени подвергла  критике основные положения теории разделения властей Монтескье, а  его трактат «О духе законов» был  запрещен и некоторое время находился  в числе произведений, вошедших в  «Индекс запрещенных книг».

      И только во время революции во Франции, когда появилась необходимость  закрепить в основном законе реальное соотношение социальных сил, теория разделения властей Монтескье получила признание и была воплощена в  Конституции 1791 года, где указывалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено  разделение властей, не имеет конституции».

      Существенное  влияние данная доктрина оказала  на становление и развитие Конституции  США 1787 года. Д. Мэдисон - один из отцов  Конституции США 1787 года при ее подготовке использовал теорию разделения властей  Монтескье.

      Монтескье сумел увидеть ряд существенных моментов реального соотношения  социально-политических сил во Франции  середины XVIII в., что позволило ему выдвинуть реально обоснованный проект конституционного устройства будущего буржуазного общества, направленный против деспотизма и злоупотреблений властью, на обеспечение политической свободы, безопасности, правопорядка и равенства граждан перед законом.

      Ш.-Л. Монтескье придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. И, что не менее важно, в его  интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение  и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день. 

 

       Список литературы. 

  1. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1995.

2. Азаркин Н.М.  Монтескье. М.,1988.

3. Баскин М.П. Монтескье. М.1985.

4. История  политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца., М., 2007.

5. Крылов  В. П.  Учение Монтескье о  разделении властей // Государство  и право, 2002, №1. С. 32 - 37.

6. Новиков  С.Ф. Политические и правовые  взгляды Монтескье // Государство и право,1995, №4. С. 28 - 33.

7. В.С.  Нерсесянц. Философия права, Издательство НОРМА, Москва 2006. 

      Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Шарль Луи Монтескье о принципе разделения властей