Шпаргалка по "Философии"

Автор: Афанасьев Алексей, 09 Декабря 2010 в 01:33, шпаргалка

Описание работы

1.Определение науки. – стр.4
2.Аспекты философского изучения науки. – стр.4
3.Наука как социальный институт.
4.Функции науки в культуре. – стр.5
5.Основные функции точных, естественных, гуманитарных и технических наук. . – стр.5
6.Эмпирический уровень научного исследования. . – стр.5
7.Теоретический уровень научного исследования. . – стр.5
8.Античные ученые и философы.
9.Идеи натурфилософии, ценные для современной науки.
10.Птолемеевская космологическая модель.
11.Астрономическая революция XVI-XVII вв. (Н.Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г.Галилей).
12.Три познавательные традиции в средневековье.
13.Почему Галилея называют «отцом современного естествознания»?
14.Роль И.Ньютона в истории науки.
15.Ученые, заложившие основы классического естествознания (Г.ВЛейбниц, Р.Декарт, Ф.Бэкон).
16.Следствия второй рациональной революции для культуры. Зарождение установок техногенной цивилизации в Новое время.
17.Революция в физике: кон.XIX-нач. XX века. Изменение представлений о пространстве и времени. Формирование квантовой теории. Зарождение энергетического мировоззрения.
18.Установки и принципы классического естествознания.
19.Установки и принципы неклассического естествознания.
20.Понятия техники и технологии. Природа и сущность техники.
21.Исторические этапы развития техники и образы природы.
22.Классическая и неклассическая рациональность. . – стр.9
23.Философское понимание материи.
24.Современные научные представления о материи.
25.Значения понятий: позитивизм, сциентизм, антисциентизм, парадигма, верификационизм, фальсификационизм, анархистская эпистемология.
26.Проблема демаркации в методологии науки.
27.Проблема множественности пространств и времен в современной науке.
28.Реальное, модельное и психологическое (перцептивное) пространство и время.
29.Статическая и динамическая концепции времени.
30. Восточная доктрина об эволюции.
31.Основные направления глобальной эволюции.
32.Теория «Большого Взрыва» и ее подтверждения.
33.Гипотеза “тёмной материи” (тёмное вещество, тёмная энергия). Ее мировоззренческое значение.
34.Антропный принцип.
35.Отличительные признаки человека и животных.
36.Основные значения понятия сознания.

Работа содержит 1 файл

для печати.docx

— 217.18 Кб (Скачать)

  Контрольные вопросы по курсу «Философия науки» для магистрантов (2010-2011)

  Курс проф. И.А.Герасимовой 

  
  1. Определение науки. – стр.4
  2. Аспекты философского изучения науки.  – стр.4
  3. Наука как социальный институт.
  4. Функции науки в культуре.  – стр.5
  5. Основные функции точных, естественных, гуманитарных и технических  наук. .  – стр.5
  6. Эмпирический уровень научного исследования. .  – стр.5
  7. Теоретический уровень научного исследования. .  – стр.5
  8. Античные ученые и философы.
  9. Идеи натурфилософии, ценные для современной науки.
  10. Птолемеевская космологическая модель.
  11. Астрономическая революция XVI-XVII вв. (Н.Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г.Галилей).
  12. Три познавательные традиции в средневековье.
  13. Почему Галилея называют «отцом современного естествознания»?
  14. Роль И.Ньютона в истории науки.
  15. Ученые, заложившие основы классического естествознания (Г.ВЛейбниц, Р.Декарт, Ф.Бэкон).
  16. Следствия второй рациональной революции для культуры. Зарождение установок техногенной цивилизации в Новое время.
  17. Революция в физике: кон.XIX-нач. XX века. Изменение представлений о пространстве и времени. Формирование квантовой теории. Зарождение энергетического мировоззрения.
  18. Установки и принципы классического естествознания.
  19. Установки и принципы неклассического естествознания.
  20. Понятия техники и технологии. Природа и сущность техники.
  21. Исторические этапы развития техники и образы природы.
  22. Классическая  и неклассическая рациональность. .  – стр.9
  23. Философское понимание материи.
  24. Современные научные представления о материи.
  25. Значения понятий: позитивизм, сциентизм, антисциентизм, парадигма, верификационизм, фальсификационизм, анархистская эпистемология.
  26. Проблема демаркации в методологии науки.
  27. Проблема множественности пространств и времен в современной науке.
  28. Реальное, модельное и психологическое (перцептивное) пространство и время.
  29. Статическая и динамическая концепции времени.
  30.  Восточная доктрина об эволюции.
  31. Основные направления глобальной эволюции. 
  32. Теория «Большого Взрыва» и ее подтверждения. 
  33. Гипотеза “тёмной материи” (тёмное вещество, тёмная энергия). Ее мировоззренческое значение.
  34. Антропный принцип.
  35. Отличительные признаки человека и животных.
  36. Основные значения понятия сознания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Определение науки

  О науке  можно говорить во внутреннем измерении  ее самой и во внешнем измерении. Под последним подразумевается  ее отношение со средой, под которой  понимают культуру, общество, цивилизационное развитие и пр.

  В зависимости  от аспекта можно предложить два рабочих определения науки:

  Наука определяется как (1) человеческая деятельность [(2) как  сфера культуры], в которой вырабатываются и теоретически систематизируются  знания о действительности, допускающие  доказательство или опытную проверку.

  При изучении науки во внутреннем измерении она  предстает как: (1) способ познания, (2) система знаний, (3) деятельность научных  сообществ и отдельных ученых.

  Во внешнем  аспекте: (1) как сфера культуры, (2) социальный институт (государственное  учреждение).

  Две основные функции науки – познавательная и практическая – делят науки на фундаментальные и прикладные.

  По предмету и методологии науки подразделяются на точные (науки о числе), естественные (науки о природе), социальные (науки  о человеке, обществе, культуре), технические.

  Основные  функции естествознания: объяснение (установление закономерностей –  почему?); предсказание (что будет?); конструирование (новые объекты, материалы, системы, концепции); методология (выработка  и отбор способов исследования и  конструирования); мировоззренческая (создание картины мира).

  Наука есть сфера культуры, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются  знания о действительности, допускающие доказательство или опытную проверку.  

2. Аспекты философского изучения науки.

  При изучении во внутреннем измерении (аспекте) она  предстает как: способ познания, система  знаний, деятельность научных сообществ  и отдельных ученых. Во внешнем  аспекте: как сфера культуры, социальный институт (гос. учреждение). При рассмотрении науки в социокультурном измерении ставятся следующие актуальные вопросы: отличие науки от форм вненаучных знаний: искусства, религии, мистики, мифологии, обыденного опыта; эволюция науки в общем цивилизационном процессе; роль и место науки в современном мире; наука и власть; этика науки и пр. 

3. Наука как социальный институт.

     Наука по своей сути явление социальное. Она создается сообществом ученых на протяжении более 2 тыс. лет и представляет собой не только отношение ученого  к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества.

     Наука как соц.институт за время своего существования претерпела огромные изменения. Сегодня наука представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций.

     Понятие «соц.институт» (Р. Мертон) отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.

     Цель  и назначение науки как соц.института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих соц.функций.

     Наука как соц.институт включает в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

     Важной  предпосылкой становления науки  как соц.института является наличие систематического образования подрастающего поколения.

     Следующим этапом развития институциональных  форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной  основе, которая обеспечивает появление  новых открытий на стыках различных  областей знания. 

4. Функции науки в культуре.

Обычно называют две главные  функции  науки  -  познавательную  и

практическую. В "Основах  науковедения"  приводится  более полный  перечень

функций   науки.   Здесь   выделяются   познавательная,   мировоззренческая,

культурно-идеологическая,  функция  производительной  силы  и  теоретической

основы управления социальными процессами".

   главные функции науки следующие:

      1) познавательная функция задана  самой сутью  науки,  главное   назначение которой - как  раз   познание  природы,  общества  и  человека,  рационально-теоретическое  постижение мира,   открытие  его  законов  и  закономерностей,  объяснение   самых   различных   явлений    и    процессов,    осуществление прогностической  деятельности, то есть производство  нового научного знания;

     2) мировоззренческая функция  безусловно тесно связана с первой,  главная цель ее  -  разработка  научного  мировоззрения  и  научной  картины  мира,. исследование  рационалистических  аспектов  отношения   человека   к   миру, обоснование   научного   миропонимания:   ученые   призваны    разрабатывать мировоззренческие  универсалии  и  ценностные  ориентации,  хотя,   конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

   3)   производственная, технико-технологическая   функция призвана рационализировать, "онаучивать" сферу материального производства, обеспечить  его  нормальное  функционирование  и  развитие   технический   и технологический прогресс, внедрение в производство  нововведений  инноваций, новых технологий,   форм организации и т п.;  исследователи говорят и  пишут о превращении науки в непосредственную  производительную  силу  общества,  о науке как особом "цехе" производства, отнесении  ученых  к  производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

   4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические  основы  управления  и регуляции,  прежде  всего  это  касается  социальных  явлений  и  процессов. Ученые,   менеджеры,   социологи,   психологи,   политологи   и   экономисты осуществляют     информационное обеспечение управленческо -регулятивного  процесса,.  консультирование   работников   государственного аппарата,    своими    практическими   рекомендациями   способны    повышать эффективность  управленческих  решений,   совершенствовать   организационные структуры,   служебные и деловые отношения;  научные  работники  через  свою педагогическую    деятельность    могут    значительна    поднять    уровень управленческой культуры руководящих кадров;

   5) культурно-воспитательная,  образовательная  функция   заключается  главным образом в том, что наука  является  феноменом  культуры,  заметным  фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и  рекомендации заметно  воздействуют    на   весь    учебно-воспитательный   процесс,    на содержание  программ  планов,  учебников,  на  технологию,  формы  и  методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит педагогической  науке. Данная  функция  науки  осуществляется  через  культурную   деятельность   и политику,   систему   образования    и    средств    массовой    информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не  забудем  и  того,  что  наука является культурным феноменом, самым имеет  соответствующую  направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства;

   6) идейно-преемственная,  традиционная  функция  обеспечивает  наследование, сохранение всех  достижений  научного  "коллективного  интеллекта",  научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений  ученых,  передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и  идеалов в сфере научного производства, сообщества и этноса;

   7) практически-действенная  функция в известной мере как  бы  интегрирует  все другие функции  науки,  характеризует  её  как  универсальную  преобразующую социальную силу, которая способна изменить  все  общество,  все  его  сферы, стороны  и  отношения.  Данная  функция  осуществляется  главным     образом через  практическую,  производственную   деятельность   людей,   в   которой происходит процесс материализации,  "овеществления"  научного  знания,  идей ученых;

   8)  методологическая  функция  призвана  исследовать  проблемы   методологии науки,  разрабатывать  способы,  средства   и   методы   научного   познания «вооружать»    ученых    солидным    и     эффективным     исследовательским инструментарием; следует подчеркнуть,  что  прогресс  науки  оценивается  не только богатством новых идей, но мощью исследовательского арсенала;

   9) производство, воспроизводство и подготовка  научных кадров - эта функция науки,  как  и  предыдущая,  является  внутри  научной,  обеспечивает  сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями,  учеными, нормальное функционирование науки  как  социального  института,  собственное воспроизводство; особое внимание  должно  быть  уделено  подготовке  молодых научных кадров.  

5. Основные функции точных, естественных, гуманитарных и технических наук.

     По  предмету и методологии науки  подразделяются на точные (науки о  числе), естественные (науки о природе), социальные (науки о человеке, обществе, культуре), технические.

     Осн. ф-ции точных наук – конструирование, создание моделей.

     Осн. ф-ции естественных наук – объяснение, установление закономерностей.

     Осн. ф-ции соц.-гуманитарных наук – понимание, дать интерпретацию, выразить точку зрения.

     Осн. ф-ции технических наук – практическо-конструктивная.

     ???Основные  функции естествознания: объяснение (установление закономерностей –  почему?); предсказание (что будет?); конструирование (новые объекты,  материалы, системы, концепции); методология  (выработка и отбор способов  исследования и конструирования); мировоззренческая (создание картины  мира). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"