Автор: Афанасьев Алексей, 09 Декабря 2010 в 01:33, шпаргалка
1.Определение науки. – стр.4
2.Аспекты философского изучения науки.  – стр.4
3.Наука как социальный институт.
4.Функции науки в культуре.  – стр.5
5.Основные функции точных, естественных, гуманитарных и технических  наук. .  – стр.5
6.Эмпирический уровень научного исследования. .  – стр.5
7.Теоретический уровень научного исследования. .  – стр.5
8.Античные ученые и философы.
9.Идеи натурфилософии, ценные для современной науки.
10.Птолемеевская космологическая модель.
11.Астрономическая революция XVI-XVII вв. (Н.Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г.Галилей).
12.Три познавательные традиции в средневековье.
13.Почему Галилея называют «отцом современного естествознания»?
14.Роль И.Ньютона в истории науки.
15.Ученые, заложившие основы классического естествознания (Г.ВЛейбниц, Р.Декарт, Ф.Бэкон).
16.Следствия второй рациональной революции для культуры. Зарождение установок техногенной цивилизации в Новое время.
17.Революция в физике: кон.XIX-нач. XX века. Изменение представлений о пространстве и времени. Формирование квантовой теории. Зарождение энергетического мировоззрения.
18.Установки и принципы классического естествознания.
19.Установки и принципы неклассического естествознания.
20.Понятия техники и технологии. Природа и сущность техники.
21.Исторические этапы развития техники и образы природы.
22.Классическая  и неклассическая рациональность. .  – стр.9
23.Философское понимание материи.
24.Современные научные представления о материи.
25.Значения понятий: позитивизм, сциентизм, антисциентизм, парадигма, верификационизм, фальсификационизм, анархистская эпистемология.
26.Проблема демаркации в методологии науки.
27.Проблема множественности пространств и времен в современной науке.
28.Реальное, модельное и психологическое (перцептивное) пространство и время.
29.Статическая и динамическая концепции времени.
30. Восточная доктрина об эволюции.
31.Основные направления глобальной эволюции. 
32.Теория «Большого Взрыва» и ее подтверждения. 
33.Гипотеза “тёмной материи” (тёмное вещество, тёмная энергия). Ее мировоззренческое значение.
34.Антропный принцип.
35.Отличительные признаки человека и животных.
36.Основные значения понятия сознания.
6,7. Эмпирический и теоретический уровень научного исследования
Научные дисциплины 
возникают и развиваются 
Есть науки с солидной историей, и соответственно с достаточно высоким уровнем теоретизации, а есть науки совсем молодые, в которых еще не выработалась система достаточно определенных понятий. Методология и структура знания в каждой области будет отличаться от другой.
Выделяют теоретический и эмпирический уровень научного исследования.
Эмпирический уровень предполагает непосредственное взаимодействие между исследователем и изучаемым объектом. Включает в себя приборы и установки для наблюдения и эксперимента. Формируется особый эмпирических описаний, в котором выделяются необходимые свойства предмета.
  Теоретический 
уровень является относительно независимым 
и самостоятельным от непосредственного 
наблюдения. Главная клеточка теоретического 
уровня – теоретическая модель, которая 
предназначается для объяснения или описания 
какого-то круга явлений. Следующий уровень 
– теория – мысленный конструкт, выделяет 
фундаментальные законы, из которых вытекают 
частные как следствия. Например движения 
планет были описаны до появления механики 
Ньютона, но именно в ней эти описания 
являются следствиями более общих принципов. 
Теория систематизирует и упорядочивает 
накопленные данные и обобщения. Язык 
теории, модели, концепции описывает свойства 
идеализированных объектов, теоретических 
конструктов, абстракций. Задача – познание 
сущности явлений в чистом виде, через 
отсечение «лишней информации» 
8. Античные ученые и философы.
Ученые и философы Античности, оказавшие влияние на становление научного знания и метода.
Евклид (ок. 330-277 до н.э.) - математик. «О началах» - родоначальник аксиоматического и генетического метода познания.
Аксиома – предположение и утверждения, которые носили ясный характер, из них выводятся другие, которые называются теоремами, описывающими некоторых класс объектов. Генетический метод – конструирование самих объектов и осуществление операций над ними. Постулат – утверждение, которое говорит о возможности совершения определенных действий.
Аполлоний Персский – механик. Солнце в центре.
Архимед (287 – 212 до н.э.). Основы гидростатики, статики.
Герон Александрийский – механик.
Аристарх Самосский (1 пол. 3 в н.э.) - астроном. Звезды неподвижны, а Земля вращается вокруг Солнца. Эрастофен – географ.
Птолемей (100 – 170 н.э.) – астролог, астроном, математик – написал работу «Альмагест» - великое построение. Гиппократ – медик. Гален – медик.
Гераклит, Пифагор – основоположники своих школ.
Начиная с Пифагора вплоть до 17 века математика связана с теологией (учение о Боге). Особый язык – число. Учение о числе как о символе.
Платон – понятие «структуры».
   Аристотель 
– систематизатор всего научного знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9. Идеи натурфилософии, ценные для современной науки.
В Античности возникает натурфилософия – учение о природе, как скрытой причине всех вещей.
Истолкование и объясние природы, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы.
     Натурфилософия 
занимается важнейшими естественнонаучными 
понятиями (субстанция, материя, сила, 
пространство, время, жизнь, развитие, 
закон природы), познанием связей 
и закономерностей явлений 
     ??? 
Символы переводят на язык 
понятий. Формирование 
     ??? 
«Греческое чудо» - возникновение 
науки в недрах 
??? Идеи, которые находят отклик в современной науке, культуре:
     1) 
единство мироздания и 
2) творческое начало целого;
     3) 
одухотворенность космоса и 
     4) 
предрасположенность эволюции 
     5) 
красота, как созидательный 
6) простые первоначала лежат в основе множества форм;
7) геометрическая структуризация физического мира;
     8) 
множественность миров, 
9) творческая сила математики;
10) логика как основа научного метода;
     11) 
воспитательная роль точных и 
естественных наук. 
10. Птолемеевская космологическая модель.
                              
                              
                              
 
 
 
 
 
 
Клавдий Птолемей (90–168 г.г. н. э.) – выдающийся греко-египетский астроном, астролог, математик, географ и оптик. В своей работе “Великое построение”, известной под своим арабским именем “Альмагест” представил модель. Опираясь на глубокую традицию греческой геометрии, Птолемей преобразовал космологию Аристотеля в математическую модель Вселенной. Для каждой планеты он разработал свою теорию, состоящую из разнообразных геометрических приемов. Было предположено, что планеты одновременно участвуют в двух независимых, но “совершенных” движениях. Планета P равномерно вращается вокруг точки D, которая равномерно движется вокруг Q по круговой орбите с центром в O. Движение планет слагаются в комбинационное равномерное движение по окружности, которое охватывает землю, эксцентрическое движение. Считается, что это первая модель, основанная на вычислениях, объясняющая предшествующие движение и прогнозирует будущее поведение.
Деферент – 
главная несущая окружность каждой 
планеты. По деференту равномерно движется 
не сама планета, а центр D второй 
окружности меньшего диаметра – эпицикла. 
Сама планета равномерно движется по эпициклу. 
Центры эпициклов нижних планет лежали 
на прямой, соединяющей Землю и Солнце. 
Движение центра эпицикла по деференту 
казалось равномерным при наблюдении 
из экванта. Земля помещалась на некотором 
расстоянии от центра окружности (деферента). 
С противоположной стороны от центра на 
таком же расстоянии, что и Земля, находилась 
точка Q (эквант). 
 
 
 
 
11. Астрономическая революция XVI-XVII вв. (Н.Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г.Галилей).
Ник. Коперник (1473-1543) – польский каноник, читал произведения пифогорейца Филолая. Мир сферичен, Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Произведение «Об обращении небесных сфер».
Тихо Браге (1546-1601) - Дания, астроном – наблюдатель, ввел понятие орбиты и оставил множество описаний – наблюдений.
Иоанн Кеплер ( 1571-1630) – Германия, математик, философ, пифогореец, 5 книг о гармонии мира, изучал данные Тихо Браге, вместо круга вводит понятие эллипса. Три закона движения планет, идеи взаимного магнитного притяжения планет. Планеты движимы душой Солнца. Научно – фантастические сочинения о Луне, о Марсе.
Галилео 
Галилей (1564-1642) – 
активно защищал Коперника, «Диалог о 
двух системах мира», дважды привлекался 
к суду инквизиции, выступал за автономность 
научного исследования. Математический 
эксперимент в основе научного познания. 
Ошибочное разделение на физику неба и 
физику земли, ввел понятие инерции и ускорения. 
12. Три познавательные традиции в средневековье.
Технохимия – раздел алхимии, начало фармакологии, врач – Парацельс, организм понимал, как химическую лабораторию.
13. Почему Галилея называют «отцом современного естествознания»?
Историческая 
заслуга Галилея перед 
Исследованиями 
Галилея был заложен прочный 
и надежный фундамент динамики и 
методологии классического 
 
 
 
 
 
 
14. Роль И.Ньютона в истории науки.
И. 
Ньютон (1643-1727) – физик, математик, заложник 
теоретической основы механики и астрономии, 
открыл и сформулировал закон всемирного 
тяготения, дифференциально – интегральное 
исчисление, призматическая теория света, 
изобретение  зеркального телескопа. Создатель 
первой научной теории «принципы-следствия-теоремы». 
Имеет самое большое количество произведений 
по теологии, хронологии, алхимии, истории. 
Ньютон соединял философии, теологию и 
науку, предпосылки механики Ньютона, 
учения об абсолютном пространстве, времени, 
движении. Существовало понятие эфира 
– тонкая материальная субстанция. В отношении 
оптики – идея гармонии сфер. Соединил 
физику неба и физику земли. 
 
15. Ученые, заложившие основы классического естествознания (Лейбниц, Декарт, Ф.Бэкон).
Г.В.Лейбниц (1646-1716)- нем. философ, Ганновер, математик, физик, историк, юрист, языковед. Предложил систему двоичного исчисления, родоначальник математической логики и информатики, основоположник математического анализа.
Рене Декарт – фр. философ, математик, физик, родоначальник современной философии. Образ наук – дерево, корни – метафизика, учение о принципах, ствол – учение о природе, ветви – остальные дисциплины. Его рассматривают, как родоначальника рационализма, дуализм тела и души, тело - протяженная субстанция, то, что изучает физика, а душа – это мысли, непротяженная субстанция. Декарт понимает мир, как механическую машину, родоначальник биомеханики, рефлексологии, предложил метод координат в аналитической геометрии, метод дедукции. Произведение «Рассуждение о методе» (1этап – очевидность аксиомы, положения, которые ясны и отчетливы, 2этап – анализ, 3этап – синтез, 4этап – сомнения и перепроверка).
Бэкон(1561-1626)- 
критик магии, алхимии, традиционной логики. 
Предлагает путь индукции, который заключается 
в наблюдении, использование гипотез в 
дальнейших исследованиях. Ввел эксперимент, 
который позволял принимать или отвергать 
предположения. Бэкона считают пророком 
современной технологической революции.