Шпаргалка по "Философии"

Автор: Афанасьев Алексей, 09 Декабря 2010 в 01:33, шпаргалка

Описание работы

1.Определение науки. – стр.4
2.Аспекты философского изучения науки. – стр.4
3.Наука как социальный институт.
4.Функции науки в культуре. – стр.5
5.Основные функции точных, естественных, гуманитарных и технических наук. . – стр.5
6.Эмпирический уровень научного исследования. . – стр.5
7.Теоретический уровень научного исследования. . – стр.5
8.Античные ученые и философы.
9.Идеи натурфилософии, ценные для современной науки.
10.Птолемеевская космологическая модель.
11.Астрономическая революция XVI-XVII вв. (Н.Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г.Галилей).
12.Три познавательные традиции в средневековье.
13.Почему Галилея называют «отцом современного естествознания»?
14.Роль И.Ньютона в истории науки.
15.Ученые, заложившие основы классического естествознания (Г.ВЛейбниц, Р.Декарт, Ф.Бэкон).
16.Следствия второй рациональной революции для культуры. Зарождение установок техногенной цивилизации в Новое время.
17.Революция в физике: кон.XIX-нач. XX века. Изменение представлений о пространстве и времени. Формирование квантовой теории. Зарождение энергетического мировоззрения.
18.Установки и принципы классического естествознания.
19.Установки и принципы неклассического естествознания.
20.Понятия техники и технологии. Природа и сущность техники.
21.Исторические этапы развития техники и образы природы.
22.Классическая и неклассическая рациональность. . – стр.9
23.Философское понимание материи.
24.Современные научные представления о материи.
25.Значения понятий: позитивизм, сциентизм, антисциентизм, парадигма, верификационизм, фальсификационизм, анархистская эпистемология.
26.Проблема демаркации в методологии науки.
27.Проблема множественности пространств и времен в современной науке.
28.Реальное, модельное и психологическое (перцептивное) пространство и время.
29.Статическая и динамическая концепции времени.
30. Восточная доктрина об эволюции.
31.Основные направления глобальной эволюции.
32.Теория «Большого Взрыва» и ее подтверждения.
33.Гипотеза “тёмной материи” (тёмное вещество, тёмная энергия). Ее мировоззренческое значение.
34.Антропный принцип.
35.Отличительные признаки человека и животных.
36.Основные значения понятия сознания.

Работа содержит 1 файл

для печати.docx

— 217.18 Кб (Скачать)

6,7. Эмпирический и теоретический уровень научного исследования

Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них формируются определенные типы знаний. То, что доминирует в  одной науке, может играть подчиненную  роль в другой.

     Есть  науки с солидной историей, и соответственно с достаточно высоким уровнем  теоретизации, а есть науки совсем молодые, в которых еще не выработалась система достаточно определенных понятий. Методология и структура знания в каждой области будет отличаться от другой.

     Выделяют  теоретический и эмпирический уровень  научного исследования.

  Эмпирический  уровень предполагает непосредственное взаимодействие между исследователем и изучаемым объектом. Включает в себя приборы и установки для наблюдения и эксперимента. Формируется особый эмпирических описаний, в котором выделяются необходимые свойства предмета.

  Теоретический уровень является относительно независимым и самостоятельным от непосредственного наблюдения. Главная клеточка теоретического уровня – теоретическая модель, которая предназначается для объяснения или описания какого-то круга явлений. Следующий уровень – теория – мысленный конструкт, выделяет фундаментальные законы, из которых вытекают частные как следствия. Например движения планет были описаны до появления механики Ньютона, но именно в ней эти описания являются следствиями более общих принципов. Теория систематизирует и упорядочивает накопленные данные и обобщения. Язык теории, модели, концепции описывает свойства идеализированных объектов, теоретических конструктов, абстракций. Задача – познание сущности явлений в чистом виде, через отсечение «лишней информации» 

8. Античные ученые и философы.

   Ученые  и философы Античности, оказавшие  влияние на становление научного знания и метода.

   Евклид (ок. 330-277 до н.э.) - математик. «О началах» - родоначальник аксиоматического и генетического метода познания.

   Аксиома – предположение и утверждения, которые носили ясный характер, из них выводятся другие, которые называются теоремами, описывающими некоторых класс объектов. Генетический метод – конструирование самих объектов и осуществление операций над ними. Постулат – утверждение, которое говорит о возможности совершения определенных действий.

   Аполлоний Персский – механик. Солнце в центре.

   Архимед (287 – 212 до н.э.). Основы гидростатики, статики.

   Герон Александрийский – механик.

   Аристарх  Самосский (1 пол. 3 в н.э.) - астроном. Звезды неподвижны, а Земля вращается вокруг Солнца.   Эрастофен – географ.

   Птолемей (100 – 170 н.э.) – астролог, астроном, математик – написал работу «Альмагест» - великое построение.   Гиппократ – медик. Гален – медик.

   Гераклит, Пифагор – основоположники своих школ.

   Начиная с Пифагора вплоть до 17 века математика связана с теологией (учение о Боге). Особый язык – число. Учение о числе как о символе.

   Платон – понятие «структуры».

   Аристотель – систематизатор всего научного знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Идеи натурфилософии, ценные для современной науки.

     В Античности возникает натурфилософия – учение о природе, как скрытой  причине всех вещей.

     Истолкование  и объясние природы, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы.

     Натурфилософия  занимается важнейшими естественнонаучными  понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы.

     ??? Символы переводят на язык  понятий. Формирование философского  и научного языков.

     ??? «Греческое чудо» - возникновение  науки в недрах западноевропейских  цивилизаций.

     ??? Идеи, которые находят отклик в современной науке, культуре:

     1) единство мироздания и человека;

     2) творческое начало целого;

     3) одухотворенность космоса и природы;

     4) предрасположенность эволюции к  появлению разума во многих  формах;

     5) красота, как созидательный принцип  мироздания (гармония, ритм);

     6) простые первоначала лежат в  основе множества форм;

     7) геометрическая структуризация  физического мира;

     8) множественность миров, цикличность  их возникновения и уничтожения;

     9) творческая сила математики;

     10) логика как основа научного  метода;

     11) воспитательная роль точных и  естественных наук. 

10. Птолемеевская космологическая модель.

                                                                       

                                                                            

                                                                            P    D   Q O  З 
 
 
 
 
 
 

Клавдий Птолемей (90–168 г.г. н. э.) – выдающийся греко-египетский астроном, астролог, математик, географ  и оптик. В своей работе “Великое построение”, известной под своим арабским именем “Альмагест” представил модель. Опираясь на глубокую традицию греческой геометрии, Птолемей преобразовал космологию Аристотеля в математическую модель Вселенной. Для каждой планеты он разработал свою теорию, состоящую из разнообразных геометрических приемов. Было предположено, что планеты одновременно участвуют в двух независимых, но “совершенных” движениях. Планета P равномерно вращается вокруг точки D, которая равномерно движется  вокруг Q по круговой орбите с центром в O. Движение планет слагаются в комбинационное равномерное движение по окружности, которое охватывает землю, эксцентрическое движение. Считается, что это первая модель, основанная на вычислениях, объясняющая предшествующие движение и прогнозирует будущее поведение.

Деферент –  главная несущая окружность каждой планеты. По деференту равномерно движется не сама планета, а центр D второй окружности меньшего диаметра – эпицикла. Сама планета равномерно движется по эпициклу. Центры эпициклов нижних планет лежали на прямой, соединяющей Землю и Солнце. Движение центра эпицикла по деференту казалось равномерным при наблюдении из экванта. Земля помещалась на некотором расстоянии от центра окружности (деферента). С противоположной стороны от центра на таком же расстоянии, что и Земля, находилась точка Q (эквант). 
 
 
 
 

11. Астрономическая революция XVI-XVII вв. (Н.Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г.Галилей).

Ник. Коперник (1473-1543) –  польский каноник, читал произведения пифогорейца Филолая. Мир сферичен, Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Произведение «Об обращении небесных сфер».

Тихо  Браге (1546-1601) -  Дания, астроном – наблюдатель, ввел понятие орбиты и оставил множество описаний – наблюдений.

Иоанн Кеплер ( 1571-1630) – Германия, математик, философ, пифогореец, 5 книг о гармонии мира, изучал данные Тихо Браге, вместо круга вводит понятие эллипса. Три закона движения планет, идеи взаимного магнитного притяжения планет. Планеты движимы душой Солнца. Научно – фантастические сочинения о Луне, о Марсе.

Галилео Галилей (1564-1642) –  активно защищал Коперника, «Диалог о двух системах мира», дважды привлекался к суду инквизиции, выступал за автономность научного исследования. Математический эксперимент в основе научного познания. Ошибочное разделение на физику неба и физику земли, ввел понятие инерции и ускорения. 

12. Три познавательные традиции в средневековье.

  1. Схоластика – богословие и философские труды, формирование логического мышления, навыков систематизации, работой с абстракцией.
  2. Герметизм – (Гермес, Тот – «языческий авторитет», египтяне считали, что это Бог, который пришел и дал знания). Эта традиция связана с магией, алхимией, медициной и астрономией. Алхимия – дисциплина, которая признана изучать всеобщую взаимопревращаемость веществ. Алхимики выражали свои представления на символическом языке, различали материальную и духовную алхимию. Духовная алхимия – учения о преображении человека. Символический язык алхимии. Оказывает препятствие на становление химии, как науки.

Технохимия – раздел алхимии, начало фармакологии, врач – Парацельс, организм понимал, как химическую лабораторию.

  1. Эмпирическая традиция – основана на наблюдениях и личном опыте, Роджер Бэкон, появление теологов – изобретателей.
 

13. Почему Галилея называют «отцом современного естествознания»?

Историческая  заслуга Галилея перед естествознанием  состоит в следующем:

  • Галилей разграничивает понятия равномерного и неравномерного, ускоренного движения;
  • формулирует понятие ускорения (скорость изменения скорости);
  • показывает, что результатом действия силы на движущееся тело является не скорость, а ускорение;
  • выводит формулу, связывающую ускорение, путь и время S = 1 / 2 ( a t );
  • формулирует принцип инерции ("если на тело не действует сила, то тело находится либо в состоянии покоя, либо в состоянии прямолинейного равномерного движения") ;
  • вырабатывает понятие инерциальной системы;
  • формулирует принцип относительности движения (все системы, которые движутся прямолинейно и равномерно друг относительно друга (т.е. инерциальные системы) равноправны между собой в отношении описания механических процессов);
  • открывает закон независимости действия сил (принцип суперпозиции).

Исследованиями  Галилея был заложен прочный  и надежный фундамент динамики и  методологии классического естествознания. Дальнейшие исследования лишь углубляли  и укрепляли этот фундамент. С  полным основанием Галилея называют "отцом современного естествознания". 
 
 
 
 
 
 

14. Роль И.Ньютона в истории науки.

И. Ньютон (1643-1727) – физик, математик, заложник теоретической основы механики и астрономии, открыл и сформулировал закон всемирного тяготения, дифференциально – интегральное исчисление, призматическая теория света, изобретение зеркального телескопа. Создатель первой научной теории «принципы-следствия-теоремы». Имеет самое большое количество произведений по теологии, хронологии, алхимии, истории. Ньютон соединял философии, теологию и науку, предпосылки механики Ньютона, учения об абсолютном пространстве, времени, движении. Существовало понятие эфира – тонкая материальная субстанция. В отношении оптики – идея гармонии сфер. Соединил физику неба и физику земли. 
 

15.     Ученые, заложившие основы классического естествознания (Лейбниц, Декарт, Ф.Бэкон).

Г.В.Лейбниц (1646-1716)- нем. философ, Ганновер, математик, физик, историк, юрист, языковед. Предложил систему двоичного исчисления, родоначальник математической логики и информатики, основоположник математического анализа.

Рене  Декарт – фр. философ, математик, физик, родоначальник современной философии. Образ наук – дерево, корни – метафизика, учение о принципах,  ствол – учение  о природе, ветви – остальные дисциплины. Его рассматривают, как родоначальника рационализма, дуализм тела и души, тело -  протяженная субстанция, то, что изучает физика, а душа – это мысли, непротяженная субстанция. Декарт понимает мир, как механическую машину, родоначальник биомеханики, рефлексологии, предложил метод координат в аналитической геометрии, метод дедукции. Произведение «Рассуждение о методе» (1этап – очевидность аксиомы, положения, которые ясны и отчетливы, 2этап – анализ, 3этап – синтез, 4этап – сомнения и перепроверка).

Бэкон(1561-1626)- критик магии, алхимии, традиционной логики. Предлагает путь индукции, который заключается в наблюдении, использование гипотез в дальнейших исследованиях. Ввел эксперимент, который позволял принимать или отвергать предположения. Бэкона считают пророком современной технологической революции. 

  1. Следствия второй рациональной революции для культуры. Зарождение установок техногенной цивилизации в Новое время.
  2. Наука становилась самостоятельной сферой культуры. Объект познания – физический окружающий мир. Идеальная наука – экспериментальная наука знания. Эксперимент и доказательство.  Возможность представления знаний.
  3. Союз науки и техники, как новый тип знаний.
  4. Наука, как социальный институт. Создаются обще - научные институты, контроль над деятельностью, признание результатов работы становится обязательным, происходит смена философских установок. Научная революция взаимовлияния рационального с мистическим. Положено начало техногенной цивилизации, создание новой природы, природа – громадная машина, резервуар сил и потенции.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"