Шпаргалка по "Философии"

Автор: Афанасьев Алексей, 09 Декабря 2010 в 01:33, шпаргалка

Описание работы

1.Определение науки. – стр.4
2.Аспекты философского изучения науки. – стр.4
3.Наука как социальный институт.
4.Функции науки в культуре. – стр.5
5.Основные функции точных, естественных, гуманитарных и технических наук. . – стр.5
6.Эмпирический уровень научного исследования. . – стр.5
7.Теоретический уровень научного исследования. . – стр.5
8.Античные ученые и философы.
9.Идеи натурфилософии, ценные для современной науки.
10.Птолемеевская космологическая модель.
11.Астрономическая революция XVI-XVII вв. (Н.Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г.Галилей).
12.Три познавательные традиции в средневековье.
13.Почему Галилея называют «отцом современного естествознания»?
14.Роль И.Ньютона в истории науки.
15.Ученые, заложившие основы классического естествознания (Г.ВЛейбниц, Р.Декарт, Ф.Бэкон).
16.Следствия второй рациональной революции для культуры. Зарождение установок техногенной цивилизации в Новое время.
17.Революция в физике: кон.XIX-нач. XX века. Изменение представлений о пространстве и времени. Формирование квантовой теории. Зарождение энергетического мировоззрения.
18.Установки и принципы классического естествознания.
19.Установки и принципы неклассического естествознания.
20.Понятия техники и технологии. Природа и сущность техники.
21.Исторические этапы развития техники и образы природы.
22.Классическая и неклассическая рациональность. . – стр.9
23.Философское понимание материи.
24.Современные научные представления о материи.
25.Значения понятий: позитивизм, сциентизм, антисциентизм, парадигма, верификационизм, фальсификационизм, анархистская эпистемология.
26.Проблема демаркации в методологии науки.
27.Проблема множественности пространств и времен в современной науке.
28.Реальное, модельное и психологическое (перцептивное) пространство и время.
29.Статическая и динамическая концепции времени.
30. Восточная доктрина об эволюции.
31.Основные направления глобальной эволюции.
32.Теория «Большого Взрыва» и ее подтверждения.
33.Гипотеза “тёмной материи” (тёмное вещество, тёмная энергия). Ее мировоззренческое значение.
34.Антропный принцип.
35.Отличительные признаки человека и животных.
36.Основные значения понятия сознания.

Работа содержит 1 файл

для печати.docx

— 217.18 Кб (Скачать)

   Поляризяция на материю и дух она начинается с поздней античности от философов Плотина (называл материю злом).

   Философское понимание материи по В.И. Ленину: материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении, которая  копируется, отображается…. На соврем. языке такое определение называется феноменологическим. Оно дано определением материи по отношению к сознанию. Современное естествознание – материя это и субстрат и движущая сила (энергия). Постоянно открываем виды материй. Вещество, излучение, поле, космический вакуум и т.д. – виды материи. Движение не мыслимо без материи. Имеются структурные уровни материальной организации. Микро, макро, мегамир. Виды движения материи – биологическое, социальное и т.д. Взаимозависимость и сопряженность материи, движения, пространства и времени.  

25. Значения понятий: позитивизм, сциентизм, антисциентизм, парадигма, верификационизм, фальсификационизм, анархистская эпистемология.

  Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Создатель П., введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской ("метафизической") традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название "философии"; последняя сводится, т. о., к общим выводам из естественных и общественных наук.

  Сциентизм – полярные установки в мировоззрении в отношении оценок науки

  Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для С. выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучные познания. Представители С. исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности.

  Антисциентизм — философско-мировоззренческая идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру.

  Степень критичности по отношению к науке  довольно значительно варьируется  в различных видах антисциентизма. Умеренный антисциентизм выступает, скорее, не против науки как таковой, а против агрессивного сциентизма, стремящегося абсолютизировать роль науки, принижая при этом культурную значимость искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально-личностного отношения к миру и прочих форм деятельности и ориентации человека в мире. Такой антисциентизм связан с гуманизмом, потому что он отстаивает необходимость разнообразия форм человеческого опыта и отношения человека к миру.

  Более радикальные  варианты антисциентизма переходят к критике науки вообще. В крайних своих проявлениях они рассматривают науку с экзистенциалистско-персоналистических позиций (например, у Н.А. Бердяева или Л.А. Шестова). Наука предстает в качестве силы, противостоящей человеческой свободе. Религиозный антисциентизм отвергает возможности мировоззренческой независимости науки, настаивает на необходимости религиозной мотивации научного познания.

Сциентизм Антисциентизм
Наука нейтральна по отношению к морали и ценностям Акцент на крайностях НТР. Призыв к возврату ценностей,традиций
 

  Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. 

  Верификационизм  - (от лат. - verus - истинный и facio - делаю) - методологическая концепция, согласно которой научная истина устанавливается путем эмпирической проверки ее фактов.

  Согласно  принципу В., всякое научно осмысленное  утверждение может быть сведено  к совокупности так называемых "протокольных предложений", фиксирующих данные "чистого опыта" и выступающих  в качестве фундамента любого знания.

  Принцип В. основывался на том, что предложение  науки может быть сведено к  протокольным предложениям и верифицировано. Впоследствии наука это не подтвердила (показала, что это не так). Второй предпосылкой принципа В. была идея независимости "чистого опыта" от самого экспериментатора. Все это опровергла, например, квантовая  механика, которая постулировала  существование ненаблюдаемых объектов и зависимость результата опыта  от наличия фигуры экспериментатора (см. о соотношении неопределенностей Вернера Гейзенберга в ст. принцип дополнительности).

  Фальсификационизм - (falsificationism) - методологическая позиция (особенно Карла Пеппера, 1934), основанная на представлении о невозможности проверки индуктивного универсального обобщения из-за большой вероятности появления новых и потенциально опровергающих доказательств. Так, гипотезу способен опровергнуть единичный неподтвержденный случай. Согласно этому представлению (и в отличие от логического позитивизма ,  см. также Эмпиризм ) , наука может быть определена с точки зрения скорее "фальсифицируемости", чем "верифицируемости" теорий и гипотез и главным образом условности научно подтвержденного знания. По Пепперу, "фальсифицируемость" дисциплинарных суждений — решающий критерий установления границ науки. Достоинство данной скорее "реалистической", чем эмпирической позиции в том, что она признает значение  гипотез и теорий в науке, а также изменения в научном знании, тем самым сохраняя нечто из "критического духа" науки.

  "Эпистемологический анархизм". Ввел Пауль Фейерфбенд. Анархизм - следствие принципа пролиферации и принципа несоизмеримости. Согласно первому, нужно изобретать теории, несовместимые с существующими и признанными. Каждый ученый должен изобретать свою собственную концепцию и разрабатывать ее, сколь бы абсурдной и дикой она ни казалась окружающим.

  Принцип несоизмеримости: теории невозможно сравнивать, защищает любую концепцию от внешней  критики со стороны других концепций. Если кто-то изобрел совершенно фантастическую концепцию, то:

  - нет фактов, которые можно было бы противопоставить  ей, так как она формирует свои  собственные факты;

  - мы не  можем указать на несовместимость  этой фантазии с фундаментальными  законами, так как автору этой  фантазии данные законы могут  казаться бессмысленными;

  - мы не  можем упрекнуть его в нарушении  законов логики, ибо он может  пользоваться своей логикой.

  Каждый  волен изобретать собственную концепцию; ее невозможно сравнить с другими  концепциями, ибо нет основы для  сравнения; все допустимо и все  оправдано: "существует лишь один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах и на всех этапах развития человечества. Это принцип - все дозволено". 

26. Проблема демаркации  в методологии  науки

   Демаркации  проблема (от фр. demarcation — разграничение) — традиционная филос. проблема нахождения критерия, позволяющего отличить и отделить знание от мнения или веры, науку — от псевдонауки, эмпирические науки — от формальных наук и от метафизики. «Проблему нахождения критерия, который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и «метафизическими» системами — с другой, я называю проблемой демаркации» (К.Р. Поппер).

   В разные периоды развития филос. мышления Д.п. решалась по-разному. Антич. философы полагали, что знание (episteme) отличается от мнения (doxa) тем, что знание всегда сохраняет свою истинность, в то время как мнение может быть в одной ситуации истинным, а в другой — ложным. Напр., предложение «Сократ — человек» выражает знание, а предложение «Сократ прогуливается» выражает лишь мнение, ибо если сейчас оно истинно, то через некоторое время может стать ложным. Философы Средневековья обсуждали, гл.обр., проблему разграничения знания и веры. С возникновением и развитием философии Нового времени Д.п. встала как проблема отличения научного знания от вненаучных форм духовной деятельности.

   В 20 в. представители неопозитивизма выдвинули  верификационный критерий Д.п.: лишь те утверждения научны и эмпирически  осмысленны, которые можно верифицировать, т.е. свести к протокольным предложениям, выражающим чувственные переживания. Предложения математики и логики не-верифицируемы, поэтому они не выражают знания о мире, а являются лишь схемами вывода одних научных предложений из других. Предложения традиционной философии также неверифицируемы, поэтому они лежат вне науки и попросту бессмысленны. Этот критерий оказался чрезвычайно узким, ибо отсекал от науки ее наиболее плодотворную часть — законы и теории, которые не могли быть полностью верифицированы. В 1930-е гг. К. Поппер предложил в качестве критерия Д.п. принцип фальсифицируемости: лишь то знание научно, которое в принципе может быть опровергнуто (фальсифицировано) опытом и экспериментом 

  1. Проблема  множественности  пространств и  времен в современной  науке.

  Когда говорят  о простр. и времени за точку отсчета берут человека. Но тогда есть внеш. простр. время относительно человека, и внутр. простр. время.

  Внешней называют физическое, объективное, онтологическое (учение о бытии вне человека), тогда внутренняя – психическая (парные понятия): субъективное-объективное, онтологическое-экзистенциальное (говоря о чел., о его внутр. мире – употребляют слово экзистенциальное).

  Выделяют  реальное пространство время (объективное внешнее, объекты сами по себе, мир сам по себе), мыслимое (мир, как он мыслиться, модельное пространство и время), чувственное (воспринимаемый мир, перцептивное).

  Множественность пространств и  времен

  Различают: физическое пространство и время (реальное, объективное), иногда понимают и модели в физике.

  Химическое  пространство (время в химии)

  Геологическое (жизненный цикл горных пород), географическое пр. и вр.

  Культурная  география – она изучает представления о простр. у разных народов и отдельных творческих личностей.

  Места силы – где строили церковь (восприятие этого места). Чувство знания.

  Биологическое пр. вр. – много работ по биологическому времени, человек – часы, со многими стрелками. У человеков стрелок много, т.к. клетки работают в разных ритмах, органы работают по разному. Если клетки размнож. вне целого, то они размножаются быстрее, а в целом медленнее. Циклы, связанные с природными процессами и т.д.

  Историческое  время – 26 моделей. Время может иметь начало и конец. Время может быть циклическим, спиралевидным.

  Социальное  пр.время – пространство – система отношений, организация социума (с таким понятием раб. в психологии, политологии, экономике).

  Метафизическое  пр.вр. – культ. учения, религия, философия.

  Информационные, виртуальные – как особое пространство со своим временем.

  Математическое  пр.вр. 

  1. Реальное, модельное и психологическое (перцептивное) пространство и время

Выделяют реальное пространство время (объективное внешнее, объекты сами по себе, мир сам по себе), мыслимое (мир, как он мыслиться, модельное пространство и время), чувственное (воспринимаемый мир, перцептивное).

Реальные  пр. вр. – условия сосущ. любых объектов и процессов окруж. мира. Психол. пр.вр. – это усл. существования и смены ощущений и др. психических актов. С одн. стор. психол. пр. вр. поним. как вместилище (если кажд. чел. и его индивид. мир – это его вместилище), а если говорим что это рамка, в которой группируется наши ощущения. В теч. жизни чел. приобретает жизн. опыт и расширяется сознание. Внутренний мир расширяется.

В отношении  теор. и эмпирич. уровня науч. можно сказать следующее: реальное пр. вр. – фон нашего опыта, всех измерений и экспериментов. Оно первично в отношении опыта. Оно относительно независимо от явлений и процессов. Никакой объект нельзя представить без пр. и вр., а простр. без объектов – можно (Ньютон – абс. простр., без материи). Для эмпирич. ур. науч. иссл. пр.вр. – первично. Но на теор. ур. мы конечно отрываемся от макрореальности и здесь уже множество пространств и времен, множество моделей.  

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"