Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, шпаргалка

Описание работы

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании.
Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.
Структура сознание. Сознание и самосознания
Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени

Работа содержит 1 файл

Материя.docx

— 90.09 Кб (Скачать)

также и важнейшим принципом  познания мира и сознательного практического преобразования его. С изменением условий общественного развития изменяются и формы проявления законов

диалектики.

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания — один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям. Только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Философия и культура Древнего Востока

В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Инда возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения:

1) переход от меди к  железу;

2) товарноденежные отношения; 

3) ослабление родоплеменных  связей;

4) первое государство —  ускорение хода истории; 

5) духовная жизнь. 

Над человеком начинают властвовать  не природные, а со

циальные силы — человек  подчиняется государству, закону. В большинстве своем—рабство, зато у немногих — свобода творчества. От ранних форм религиозного сознания (тотемизма — фетишизма — анимизма — магии — мифа) наметился переход к религиознофилософскому осмыслению бытия.

Особенности восточной философии:

1) синтез мифологического, религиозносимволического

и рационального (в учениях  Будды и Конфуция, в Ведах, в  священной книге персов «Авесте»);

2) целостность видения  человека. Соотношение элементов меняется, но сохраняется единство различных подходов. Мифология, религия, философия, наука — и форма, и продукт культурного самоопределения человека, но нет иерархии по степени истинности, а есть переплетение самостоятельных, подчас несоизмеримых идейных структур. Усложнение архаичных мировоззрений не вытеснялось метаморфозами бытия;

3) доминирование некоторых форм рационально-духовного освоения мира при сохранении предшествующих. В определенных социокультурных ситуациях «отжившие» способы духовно-практического освоения мира актуализируются, вновь доминируют.

Происхождение и сущность человека мифологичны. Мир уподоблен человеку, характерны ассоциативность, анимизм и антропоморфизм, т. е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека — миру; они — творения богов. Но в первых письменных источниках Древнего Китая («Книга перемен», III—IV вв. до н. э., учение Конфуция) осмысливается специфичность человека. Конфуций: «Быть человеком равно любить людей». Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ. Последователь Конфуция Мэн"цзы говорил о важности человекознания: «Лишь тот, кто познает свою природу, может познать Небо».

Противник конфуцианства  Мо"цзы: «Человек отличается от животного умением трудиться».

Лао"Цзы (даосизм): «Главное в жизни человека — недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао». Восточная философская мысль менее категорична, чем западная, неопределеннее; в логике (Индия) нет закона исключенного третьего, допустимы утверждения: «человек и добр, и зол» или «он ни добр, ни не добр». Эти особенности мировоззрения и религиознофилософские идеи — архитипические черты Востока и влияют на процессы в мире. Восточная философия вобрала в себя все существовавшие в культуре формы освоения человеком мира. Философия Востока характеризуется как религиозная, мистичная, интуитивная, нацеленная на эстетикоэтическую просвещенность, а философия Запада — как рациональная, научная, натуралистичная, ориентированная на прогресс и активную преобразующую деятельность. Но обе в единстве призваны сформулировать планетарное фиософское мышление будущего.

 

 

 

 

8. Средневековая философия

Средневековая философия  принадлежит эпохе феодализма (V—XV вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами откровения и единобожия, монотеизма и теоцентризма, т. е. религией. Большинство ученых — духовенство; очаги культуры, науки и образования — монастыри.

Основные проблемы средневековой  философии

1. Мир сотворен Богом  или существует от века.

2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.

3. Каковы место человека  в мире и его роль в истории  сквозь призму спасения души.

4. Как сочетаются свобода  воли человека и Божественная

необходимость.

5. Что есть общее, единоличное  и отдельное в учении о триединстве.

6. Если Бог — истина, добро и красота, откуда зло,  и почему Бог его терпит.

7. Соотношение истин откровения  в Библии и истин человеческого  разума.

Специфика средневекового философствования.

1. Библейский традиционализм  и ретроспективность. Библия —  книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет — объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея — единый уникальный Бог в трансцендентном, запредельном мире — исключала любое многобожие и утверждала единую сущность мира.

2. Экзегетика — искусство  толкования Завета: Библия — полный  свод законов бытия— критерий истинности. Текст Писания — начало и конец любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (как основа для размышлений).

3. Дидактизм — назидательность,  учительство: общая установка  на образование, воспитание и  продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма — трактат, диалог  учителя и внемлющего ученика.  Главное качество — энциклопедичность,  виртуозное знание Святого Писания  и владение в совершенстве  формальной логикой Аристотеля. Общий дух — оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения в жизнь вечную, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз двух истин — мирской и Божественной. Истинная философия пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.

Этапы средневековой  философии

1. Патристика (I—VI вв.).

Осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.

Вершина —  Августин Блаженный (354—430) «О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь». Его идеи определили развитие европейской философии — точка зрения ортодоксального (православного) христианина — креационизм: мир создан Богом из ничего; провиденциализм — история — Божественный план спасения человека.

2. Схоластика (XI—XV вв.).

Окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля. Пик —  Фома Аквинский (1223—1274) «Сумма теологии»,

«Сумма против язычников». Пять доказательств бытия Бога как первопричины и конечной реальности. Естественное бытие и человеческий разум относительно самостоятельны. Природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и теология — в сверхъестественном откровении

 

 

9. Философия Возрождения

Эпоха Возрождения (XIV—XVII вв.) — переход от средневеко

вья к Новому времени.

Средневековая философия  оформила  принцип абсолютной

личности — Бога; земная жизнь человека — подготовка к  загроб

ной под руководством церкви. Переход к городскому образу жиз

ни, развитие промышленности выявляют значимость человека,

его творческую активность.

В новых воззрениях — преемственность  от средневековья

и античности.

Возрождение античного наследия (Н. Кузанский, М. Фичино,

Л. да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).

Вершина античной философии  — неоплатонизм: единое бла

го — Мировой Ум —  Мировая Душа — Космос. В Средневековой

философии это трансформировалось в: БогОтец — Христос —

Святой Дух — все  сущее. Сдвиг в сторону субъекта — абсолютной

личности. В эпоху Возрождения  — еще шаг в эту сторону  — к ант/

ропоцентризму: в центре мироздания — человек. Теоцентризм сох

раняется. Но интересует человек: его природа, самоценность,

творчество, красота и  самоутверждение. Образуются два центра,

совместить которые не удается. Но цельность философских сис

тем интересует меньше, чем  человек. Философы эпохи Возрожде

ния максимально использовали античный и средневековый нео/

платонизм: от первого —  эстетическое внимание к телесному,

природному; от второго — понимание человека как одухотворен

ной личности (антропологический  неоплатонизм).

Человек — творец и художник — перенимает творческую

функцию Бога. Творения реализует  в телесном, совершенном

единении его с духовным. Совершенство — это красота.

Эстетическое — доминирующий аспект философии эпохи

Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из

Библии, но воплощение — через  изображение реальных людей,

автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая

образованность. Красота  должна быть математически строгой.

Математика оформляет  субъективное (показатель: выработана

геометрическая концепция  линейной перспективы — объектив

ного порядка зрительного  восприятия).

86Гуманизм — этика нарождавшейся  энергичной буржуазии. Ан/

тропоцентризм — переворот  в мировоззрении. Как проявление —

противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на

поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос — благо

родство человека. Оно — в доблести духа (не в родовитости, не

в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совер

шенства через науку, искусство, труд. Тот, кто трудится, имеет

право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.

Утилитаризм — цель жизни  и добродетель — польза. Личные

интересы согласовываются  с чужими, принося другим пользу

и радость, что невозможно без дружбы и любви.

Ориентация гуманизма  на свободомыслие, справедливое об

щество с республиканским  строем. Реальных исторических перс

пектив не было.

Основные идеи эпохи Возрождения:

1. Антропоцентризм.

2. Гуманизм.

3. Творческая сущность  человека.

4. Личностноматериальное  понимание мира.

5. Эстетическое понимание  действительности.

6. Антисхоластика: развенчание  авторитетов и догм, за рели

гиозные реформы.

7. Геометрическиструктурное  понимание мира; соотношение

бесконечно большого и  малого.

8. Пантеизм: Бог — природа;  в центре — героическая лич

ность.

Данте Алигьери (1265—1321) —  «Божественная комедия»,

статьи — итог средневековой  культуры, синтез поэзии, филосо

фии, теологии. У человека — двоякая природа — смертная и бес

смертная, двойное предназначение: земная добродетель и по

смертное предназначение — по Божьей воле.

Два пути:

1) философские наставления  (в гражданском обществе под води

тельством государя) — открыт благодаря человеческому разуму;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"