Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, шпаргалка

Описание работы

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании.
Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.
Структура сознание. Сознание и самосознания
Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени

Работа содержит 1 файл

Материя.docx

— 90.09 Кб (Скачать)

К. Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализ/

ма, где только познающий  субъект активен, а познаваемый

объект всегда пассивен. Исследователь  в процессе познания име

ет дело не с природой самой  по себе, а с природой, данной

«субъективно», как «чувственная деятельность, практика». Поз/

нание — сложный процесс  взаимодействия субъекта и объекта.

По К. Марксу философия  призвана помочь не только объяс

нять мир, но и изменять его. В социальнофилософском плане

К. Маркс продолжал традиции Просвещения и  Г. Гегеля, верил

в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как есте

ственноисторический процесс  смены общественноэкономиче

ских формаций.

107В разработку философской  концепции внес вклад  Фридрих

Энгельс (1820—1895). Он разрабатывал материалистическую кон/

цепцию бытия, новую теорию и концептуально ее оформлял («Ан

тиДюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец

классической немецкой философии»). Уделял внимание сущно

сти диалектического способа  мышления в сопоставлении с мета

физическим, осмыслению достижений естественнонаучного

знания.

Оба разработали теорию прибавочной  стоимости и учение

о коммунизме.

Материалистическое понимание  истории К. Маркса — исто/

рический материализм— распространение материализма на обще

ственную жизнь, историю. К. Маркс абсолютизировал социаль

ные антагонизмы, классовую  борьбу и насилие, отрицал

возможность прогрессивной  эволюции общества.

Философию К. Маркса рассматривал как руководство к дей

ствию, имея в виду революционное  преобразование общества.

Революция должна была ознаменовать начало новой истории,

которая не будет знать  классовых антагонизмов.

Несмотря на различные  подходы, в целом марксизм исходил

из признания большой  роли злого разума в решении комплекса

социальных, экономических, экологических, антропологических

и других проблем.

 

 

К 17 вопросу. Герменевтика

как философское  направление

Герменевтика (от греч. hermeneno — «истолкование») — искус

ство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; эк

зегетика.

Использовалась в теологии (толкование учений, священных

текстов), филологии (интерпретация  текстов древних авторов на

современный язык).

Философская проблематика герменевтики впервые стала раз

рабатываться Фридрихом  Шлейермахером (1768—1834) — проте

стантским теологом и философом.

Заметно влияние И. Канта  и особенно Г. Фихте («Наукоуче

ние»). Главная функция герменевтики — в выявлении способа вы

ражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие

текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и граммати

ке, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивиду

альный стиль произведения.

Вильгельм Дильтей (1833—1911) —  представитель философии

жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания,

применяемый в исследовании истории, противопоставляет мето

ду объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе

объяснения лежат опыт, продуктивноконструкторская деятель

ность рассудка, то понимание  сходно с интуицией и характеризу

ется непосредственным постижением  некоторой духовной це

лостности. Собственный мир  понимается через самонаблюдение

(интроспекцию), мир другого — через сочувствование, сопережи

вание. Герменевтика — метод  понимания культуры.

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) в  основу понимания помещает

«неосознанный фон интенциональных  актов познания», «нете

матический горизонт», который  дает некоторое представление

о предмете. «Горизонты» отдельных  предметов сливаются

в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание

одного другим. Отдельные  культурные и исторические памят

ники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным

миром».

113Мартин Хайдеггер (1889—1976) в качестве жизненного мира

рассматривает языковую реальность. «Язык — дом бытия»: герме

невтика — не только искусство  толкования текстов, но и «свер

шение бытия», которое наиболее полно проявляется в многоз

начном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова —

главная цель и функция  философии герменевтики.

Выдающийся представитель  герменевтики XX в. — Ханс Георг

Гадамер (1900 г.).

Опирался на «понимающую  психологию» В. Дильтея, теорию

«жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера,

которого признавал своим непосредственным учителем.

Х. Гадамер рассматривает  герменевтику не только как метод

понимания текстов, но как  особую отрасль понимания. Ее пред

метом наряду с историкогуманитарными науками является и вся

совокупность знаний о  мире и человеческом бытии. Понимание

здесь универсальный способ существования действующего чело

века, его непосредственный (жизненные проявления, экзистен

ция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким

образом, пониманию придается  онтологическое значение. Герме/

невтика как философское  знание — это анализ процесса понима

ния движения к истине. Она  — не результат, а путь к знанию, са

ма практика получения  истины. Герменевтика признала

единственно доступным и ценным мир человеческого общения.

Мир культурных ценностей  — язык, с помощью которого дол

жны быть истолкованы все  составляющие культуры.

 

 

53. Человек в «философии жизни»

XIX—начало XX в. — появление ряда новых философских те

чений.

«Философия жизни» (В. Дильтей,  Г. Зиммель,  О. Шпенглер,

X. Ортега"и"Гассет,  А. Бергсон): дух — субстанция культуры —

может быть понят не рационально, а посредством внутреннего

переживания, интуиции.

Культура — самобытная и локальная реальность с особым

менталитетом, душевным настроем.

Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ, филолог,

проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма:

культура — средство подавления и порабощения человека.

«Философия жизни»— оппозиция  классическому рационализ

му, реакция на кризис механистического естествознания, бази

рующегося на принципе строгости  и точности испытующего ума.

По традиции немецкого  романтизма жизнь — это первичная

и исходная реальность.

Для Ф. Ницше  характерно необычное  употребление понятия

«философия».

Идеи — в форме фрагментов и афоризмов. Ему чужды попыт

ки построения философской  системы. По Ф. Ницше мир — по

стоянное становление  и бесцельность, что выражается в  идее веч

ного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи»

выступает как момент устойчивости в хаосе становления.

Теория познания в классическом смысле не была предметом

особого внимания мыслителя.

Высказывания Ф. Ницше  проникнуты субъективизмом и аг

ностицизмом.

Отвергая принципы демократии и исторического прогресса,

он противопоставляет  им amor fati — любовь к судьбе; отвергает

идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность че

ловеческой природы».

Ницшеанский «сверхчеловек»—  критика морали, которая раз

лагает, предполагая послушание, терпение, совестливость: все

117это размягчает и расслабляет  волю человека. Ницше Ф. гипертро

фировал волю, особенно к  власти: проповедовал культ сильной

личности, одержимой жаждой власти. Критерии морали носят

чисто произвольный характер, все формы человеческого поведе

ния маскируют волю к власти.

Начало ХХ в.  Популярно  учение французского мыслителя

Анри Бергсона (1859—1941) —  интуитивизм. Философия жизни —

генеральное возражение против материалистическимеханисти

ческой и позитивистской философии. Это — учение об интенсив

ности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соот

ношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции

в постижении сущего. Значимо стремление построить картину

мира, которая поновому объясняла бы эволюцию природы и ра

звитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догмати

ческий рационализм, А. Бергсон  утверждал в качестве субстан

ции жизнь как некую  целостность, отличную от материи и  духа:

жизнь устремлена вверх, а  материя — вниз.

В гносеологии А. Бергсон  противопоставляет интеллект ин

туиции:

1) интеллект — орудие  работы с материальными, простран

ственными объектами;

2) интуиция дает человеку  возможность схватывать суть  «жи

вой целостности» вещей, явлений.

В метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции

органического) А. Бергсона жизнь  — метафизическикосмиче

ский процесс, «жизненный порыв», по мере его ослабления

жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, неодуше

вленную массу — вещество. Человек — творческое существо,

и через него проходит путь «жизненного порыва».

 

 

31. Диалектика.

Структура диалектики

Диалектика (от греч. dialektike — «искусство вести беседу») —

учение о наиболее общих  закономерных связях и становлении,

развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении

метод мышления и действия.

Диалектика включает принципы, законы и категории.

Материализм утверждал принцип  как основополагающее суж

дение о бытии (объяснение мира у древних мыслителей посред

ством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеализм отталки

вался от принципа мышления.

Принципы  отражают фундаментальные  основы бытия и поз

нания. Благодаря всеобщности  и универсальности они имеют

статус философских аксиом:

1) выступают как начала  познания;

2) обусловливают характер  познания;

3) лежат в основе законов  и категорий диалектики;

4) придают знанию системность  и целостность;

5) в познавательных и  практических действиях выполняют

нормативную функцию.

Наиболее авторитетны  два принципа диалектики: связи и  раз

вития.

Принципы конкретизируются в законах диалектики. Благода

ря  Архимеду,  Н. Копернику,  Г. Галилею,  Р. Декарту,  Б. Спинозе

идея законообразности мира становится стержнем мировоззре

ния и научного познания. Все движение протекает по разумным

законам диалектики.

Закон — это понятие, выражающее внутренне устойчивые, су

щественные, общие, повторяющиеся  свойства и отношения дей

ствительности. Законы проявляются  в течение продолжительных

промежутков времени. В природе  законы реализуются бессозна

тельно, в результате объективного взаимодействия материальных

тел. В обществе объективные  социальные законы реализуются

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"